Ольга Владимировна Коняева
Социально — педагогический проект духовно — нравственного воспитания «МОЯ 7 я»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Семья – любви великой царство. В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства, страны моей, моей России».
Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого человека. Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. И каждый должен знать историю добрых дел, которые совершали его родные. Семья – главный источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования эмоциональной культуры и физического здоровья детей. В семье закладываются духовно-нравственные основы, формируются ценностные ориентации ребенка. От того, в какой атмосфере он растет, какие образцы взаимоотношений членов семьи наблюдает, в какие семейные отношения вовлечен сам, зависит, какие личностные качества, жизненные ценности у него сформируются, как он сможет реализовать себя в будущем.
Публикация «Социально — педагогический проект духовно — нравственного воспитания „МОЯ 7 я“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Идея проекта «Моя 7я» отвечает требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание человека с активной жизненной позицией по отношению к своей семье, семейным традициям.
Реализация проекта предоставляет большие возможности для воспитания нравственных качеств и положительных черт личности.
1.1 Актуальность и педагогическая целесообразность проекта
Духовность, нравственность - базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении всех людей.
А истоки этого воспитания – в семье. Семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к ее членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Таким образом, можно утверждать, что изучение своей родословной поможет детям осмыслить и понять историю и традиции семьи, своего народа.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношение к традициям, сохранение вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям в формировании у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей семье.
Практическая значимость:
- повышение качества образовательного процесса по духовно- нравственному воспитанию через организацию совместной деятельности родителей, детей, педагогов;
- создание методической копилки по нравственному воспитанию;
- укрепление связи семьи и образовательной организации;
- формирование у детей интереса к своей семье, воспитание уважения к ее членам.
Теоретическая значимость:
- содержание методов и форм участников проекта по приобщению интереса к ценностям семьи.
1.2 Цель и задачи проекта
Цель: формирование нравственных и патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным ценностям.
Задачи:
- формировать у детей гендерную, семейную, гражданскую принадлежность;
- развивать навыки проектной и творческой работы детей совместно с педагогами и родителями;
-воспитывать интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев;
-способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу.
1.3 Участники проекта
Участниками проекта «Моя 7я» являются обучающиеся творческих объединений детского клуба «Чайка», педагоги и родители обучающихся. Семья занимает важное место в воспитании ребёнка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика. Сотрудничество с семьями обучающихся по воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую положительную эмоциональную окраску.
1.4. Методы и формы
В основу проекта положены следующие воспитательные методы:
-вовлечение в деятельность;
-стимулирование;
-сотрудничество;
-доверие;
- личный пример.
Реализация данных направлений проекта осуществляется через групповые, индивидуальные формы работы:
-беседы, занятия;
- рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций;
- выставки детских работ по проекту «Моя 7я»;
- развлечения;
- конкурсы;
-театрализованная деятельность
2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2.1 Содержание проекта
Содержательная основа данного проекта представлена блоками:
1. «Вот мы какие»
Мероприятия, направленные на спортивные, творческие, интеллектуальные способности участников проекта:
-фотовыставка «Семейное хобби, увлечение, традиция», праздник «Спортивная семья»;
- консультации, родительские собрания, по теме проекта «Здоровая семья - здоровое общество», «Семейная реликвия».
2 «Я и моя семья»
Деятельность детей и педагогов включает в себя:
- занятия по проекту;
- совместная и самостоятельная работа по ознакомлению с семейными ценностями: часы общения «Счастлив тот, кто счастлив дома», проект «Моё генеалогическое дерево», презентация «Выставка семейных реликвий»;
Деятельность детей и родителей подразумевает:
- создание эмоционально - комфортной атмосферы дома, где взаимоотношения между ними построены на основе доброжелательности и взаимоуважении: фотовыставка: «Семейные увлечения», беседа «Для чего человеку дано имя», творческие рассказы «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения».
Совместная образовательная деятельность педагога с родителями:
- беседы и консультации для родителей «Патриотическое воспитание в дошкольном детстве», «Семейное творчество: создание герба», выставка семейных работ «Герб моей семьи», презентация фамильного герба.
2.2. Сроки и этапы реализации проекта
Продолжительность проекта: учебный год (сентябрь – май)
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап (сентябрь, октябрь)
- определение форм взаимодействия между субъектами процесса:
- разработка идеи проекта, определение целей и задач;
- подборка методической литературы;
- обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
- разработка мероприятий для реализации проекта;
- информация для родителей «Все вместе участвуем в проекте».
2. Основной этап (ноябрь - март)– реализация целей и задач сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса:
3. Заключительный этап (апрель, май) – подведение итогов социального партнёрства:
-анкетирование родителей и диагностика уровня усвоения полученных знаний у детей, положительного отношения к семейным традициям и ценностям семьи;
-создание и защита презентации «Герб моей семьи»;
-итоговое мероприятие проекта «Вместе дружная семья».
2.3. Мероприятия проекта
Блок 1. «Вот мы какие»
Взаимодействие с родителями Родительские собрания и консультации:
- «Мир семьи»;
- «Здоровая семья - здоровое общество»;
- «Традиции в воспитании детей»;
- «Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми»;
- «Взаимопонимание и равенство в семье».
Беседы:
- «Права и обязанности в семье»;
- «Традиции нашей семьи»;
- «Семейная реликвия».
Конкурсы:
- фотовыставка «Семейное хобби, увлечение, традиция»
- «Изготовим кормушки для птиц» - конкурс для пап и дедушек;
- просмотр семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций Январь, февраль
- «Спортивная семья»- конкурс Декабрь
Анкетирование:
- «Духовная близость детей и родителей»;
- «Хорошие ли вы, родители».
- «Традиции моей семьи» Октябрь, май
Художественно-эстетический Конкурс рисунков: «Моя любимая семья», «Мамин портрет», «Дома на нашей улице»;
Конкурс сочинений:
-«Мамины глаза и папина улыбка»;
Конкурс прикладного творчества:
- «Лучший букет для мамы», «Плетеный коврик» -изготовление подарков для мам и бабушек к празднику «8 Марта»;
«Художественные произведения»:
-стихи, рассказы: Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Белова «Даня», С. Михалкова «А что у вас?», Б. Емельянова «Мамины руки», А. Платонова «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Толстого «Косточка», знакомство с пословицами и поговорками о семье. В течение года
Блок 2. «Я и моя семья»
Познавательный Занятия
- «Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия»;
- «Моя родословная. Генеалогическое дерево»;
- «Мои бабушка и дедушка»;
- «Мои прабабушка и прадедушка».
Работа на подпроектами:
- «Моё генеалогическое дерево»;
- «Выставка семейных реликвий»;
- «Дом, построенный мною»;
- «Традиции моей будущей семьи». Ноябрь - апрель
Конкурс презентаций:
- «Традиции моей семьи»;
- «Семейные радости»;
- «История моей семьи».
Фотовыставка:
- «Семейные увлечения»;
Беседа:
- «Для чего человеку дано имя
Библиотечные чтения:
- «Мать как чистейшей любви божество».
Анкетирование учащихся:
- «Ответственность в семье»;
- «Культура семейных отношений»;
- «Идеальная семья».
Коммуникативный Часы общения:
- «Счастлив тот, кто счастлив дома»;
- «Свет в родительском окне пусть не гаснет никогда!
Беседы:
- «Профессии моих родителей»;
- «Что есть в нашем городе для детей»;
- «Кто может служить в армии»;
- «Женский день»
Творческие рассказы:
- «Моя семья самая хорошая»;
- «Моё любимое домашнее животное»;
- «Как я помогаю дома»;
Оформление родительского стенда к празднику:
- «День Защитников Отечества»;
- праздничный концерт посвящённый «8 Марта».
Заключительный
Презентация: «Герб моей семьи»
Итоговое мероприятие
Мероприятие: «Вместе дружная семья»
2.4. Ожидаемые результаты
В результате реализации педагогического проекта по духовно-нравственному воспитанию «Моя 7я», ожидаются результаты:
-формирование представлений о себе, своей семье, родственных отношениях, семейных традициях;
- формирование знаний о том, где работают родители, как важен для общества их труд;
- возникновение интереса к прошлому, настоящему и будущему своей семьи;
-развитие творческих способностей детей, путём осуществления совместной деятельности с родителями;
- привлечение детей к участию в подготовке различных семейных праздников, несение ответственности за постоянные обязанности по дому;
- привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Совместное участие в проектной деятельности поможет участникам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. У родителей появится заинтересованность в продолжительном сотрудничестве с образовательным учреждением.
2.5. Критерии оценки эффективности проекта
Эффективность реализации проекта можно отследить по следующим критериям:
-актуальность и результативность реализуемого проекта;
-удовлетворённость всех участников проекта;
-социальная активность обучающихся.
Механизм оценивания: анкетирование, обсуждение на занятиях творческого объединения и родительских собраниях.
2.6. Условия реализации проекта
Активная социальная деятельность будет успешной при определенных условиях:
-целенаправленность и систематичность;
-мотивация;
-творческая среда;
-психологический комфорт;
-возрастные особенности;
-индивидуальные способности
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итогом проектной деятельности станет презентация «Герб моей семьи».
Приобретённые способности, знания и умения, позволят осмыслить свое место в мире, выборе ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.
Участники проекта придут к выводу, что традиции укрепляют семью, делают её дружной, сплоченной и каждый чувствует себя любимым и защищенным. Очень важно сохранять традиции семьи, потому что именно они объединяют поколения, а семья – опора государства.
В семейном кругу мы с вами растем, основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои и в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем, основа основ - родительский дом».
Л. Суслова
4. ЛИТЕРАТУРА
1. Астахов П. А., Я и семья. – М. : Эксмо, 2009. – 96с.
2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с.
3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
4. Гуров В. Н. «Социальная работа образовательных учреждений с семьёй. – М. : Педагогическое общество России, 2003.–160с.
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании подростка. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
4. ПРИЛОЖЕНИЕ
4.1. Родительское собрание на тему «Традиции воспитания подростка»
Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений «взрослый – подросток», сплочение семьи.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста.
- Найти пути преодоления подросткового кризиса.
- Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.
Ход собрания:
Вводное слово педагога:
Уважаемые родители! Сегодняшнее родительское собрание занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении? Подросток – уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме. Сегодня мы поговорим о психологических и физиологических особенностях детей старшего подросткового возраста. Попробуем найти способы преодоления конфликтов в общении с ребёнком. Начнём с тестирования «Хорошие ли вы родители?», чтобы вы сами попробовали оценить себя.
Тестирование «Хорошие ли вы родители?» (см. Приложение).
Педагог: Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов с детьми? В этом вам помогут следующие правила поведения в данной ситуации (раздать родителям памятки):
«Как избежать конфликтных ситуаций с подростком»
- Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.
- Никаких нотаций. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
- Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
- Уступает тот, кто умнее. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
- Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения. (Пояснение и обсуждение пунктов памятки)
Педагог: Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и н работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к ребёнку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.
И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете». Только в этом случае ребенок вырастет достойным человеком и сам станет хорошим семьянином.
5.2 Час общения
Тема: Счастлив тот, кто счастлив дома
Форма: ценностно-смысловой диалог, этическая беседа, работа в группах.
Цель: формирование семейных ценностей у детей, просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений оценок.
Задачи:
- Образовательная: дать первоначальное представление о понятиях «ценность», «семейные ценности».
- Развивающая: развитие умения осмысливать и определять для себя семейные ценности, через изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.
- Воспитывающие: воспитание нравственных личностных качеств у обучающихся таких, как доброта, желание помогать близким людям, любовь и гордость за свою семью, уважительное отношение к родителям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
Вступительное слово педагога:
Здравствуйте, уважаемые гости! Быть хорошим семьянином – дело не простое, и этому нужно учиться с самого детства. Сегодня мы поговорим о семье, семейных ценностях и попробуем построить счастливый семейный дом. Поэтому наш час общения будет посвящен семье и семейным ценностям. И темой станет высказывание великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Сегодня вы будете работать в группах и сами попробуете построить счастливый семейный дом.
Беседа:
– Мы часто слышим с вами слова «семья», «семейные ценности», а как Вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?. (дом, мама, папа, уют, любовь)
– А что такое ценность, как вы понимаете? (что-то очень дорогое, важное, значимое)
– Какие ценности можно отнести к семейным? (то, что значимо для жизни в семье: любовь, уважение, родители, дети, дом, традиции и т. д.)
Рассказ педагога:
Семья – это несколько человек, живущих вместе под одной крышей. Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни.
В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи и надежды и свою усталость. Мы верим, что в семье нас всегда поймут и поддержат.
Если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.
До начала XX века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.
Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Этому есть много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье.
Игра «Продолжи пословицу».
Я начну пословицу, а каждая группа, по очереди, должна ее закончить.
Пословицы:
– Дом без хозяйки … (сиротка)
– Дом вести … (не бородой трясти)
– В гостях хорошо … (а дома лучше)
– Не нужен клад … (когда в семье лад)
– Чем богаты … (тем и рады)
– Когда семья вместе … (так и душа на месте)
– Один в поле … (не воин)
– Семья в куче… (не страшны и тучи)
- Ребята, а вы знаете, когда в нашей стране празднуется День семьи? (8 июля – День святых Петра и Февронии).
Рассказ педагога.
Есть одна очень интересная легенда о семье: в давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя этой страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь?». Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ очень удивил правителя: там было написано слово «понимание»!
А как вы думаете, каковы основные принципы семьи? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.
Игра «Построим счастливый семейный дом»
Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, понимание, материальный достаток, уважение, здоровый образ жизни. Это будут своеобразные кирпичики для строительства счастливого семейного дома. Вы должны определиться в своих группах, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего счастливого семейного дома. Представители от каждой группы озвучат свой результат и попробуют объяснить, почему именно так построили свой дом.
Педагог: Вы сумели построить счастливый семейный дом. И пусть в каждом доме поселиться счастье.
Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие – ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим детям не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам.
Рефлексия. Подведение итогов.
–Что же такое семья?
–Семья считается одной из величайших ценностей общества, а что такое «ценность»? (что-то очень значимое, значительное, что-то очень дорогое для человека).
–Что можно считать семейными ценностями (любовь, взаимоуважение, семейные традиции и т. д.)
–Какие семейные ценности хотели бы вы взять в свою семейную жизнь? Думаю, что вы все обязательно станете счастливыми, будете замечательными семьянинами, и все хорошо будет в вашем доме.
4.3 Беседы с детьми
Тема 1: «Моя родословная»
Цель: познакомить детей с понятиями «родословная», «генеалогия»,
Задачи:
-убедить в необходимости изучать историю своей семьи;
- развивать речь и мышление;
-пробудить интерес к своим предкам.
. Вопросы к детям:
-Как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи?
-Для чего нужно знать историю своей семьи?
-Много ли вы знаете о своих бабушках и дедушках, прабабушках
и прадедушках?
-Знаете ли вы их имена, когда у них дни рождения?
-Какие у них профессии? Чем они занимались?
-Есть ли в вашем роду известные люди?
2. Раскрыть понятия «родословная», «генеалогия».
3. Работа с родителями.
Беседа о необходимости ознакомления детей с историей своего рода и оказания им посильной помощи в поисковой работе.
4. Поисковое задание.
Начало оформления альбома «Моя родословная».