Социально-педагогический проект «Учимся вежливости».

Ольга Калинина
Социально-педагогический проект «Учимся вежливости».

Социально-педагогический проект

«Учимся вежливости».

Актуальность проекта:

Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начато воспитание речевого поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Б. М. Гришпун, О. Е. Грибова, Е. М. Мастюкова рассматривают проблему с точки зрения нарушения взаимоотношений между языковым и познавательным развитием детей, которое отражается на процессе формирования коммуникативных умений. В свою очередь, задержка формирования коммуникативной функции речи затрудняет процесс овладения нормами речевого поведения, благоприятного вхождения детей в общество сверстников и позитивного взаимодействия с взрослыми, то есть социализации.

Таким образом, специальное изучение вопроса формирования коммуникативной компетентности позволяет сделать работу по развитию речи более эффективной, а сознательное освоение этических норм и правил поведения поможет ребенку стать более активным участником речевого общения.

Цель проекта: содействие формированию коммуникативных способностей, эмпатии и личной культуры у детей с ОНР.

Задачи проекта:

1. Создание условий для усвоения детьми представлений об этических нормах и правилах речевого поведения.

2. Формирование коммуникативных умений у детей, ввести в активный словарь определенный набор этикетных формул.

3. Обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

4. Обучение детей социально – этическим правилам поведения.

5. Воспитание у детей чувства любви к близким людям, стремление заботиться о них.

Сроки и этапы реализации.

Сроки реализации проекта: сентябрь – май 2012/2013 учебный год.

Подготовительный этап (сентябрь).

1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.

2. Изучение содержания по данной проблеме.

3. Составление плана реализации проекта.

Организационный этап (сентябрь)

1. Создание положительной мотивации участников проекта.

2. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

3. Создание предметно – пространственной среды.

4. Подбор художественной литературы по формированию коммуникативных умений у детей.

5. Подбор диагностического материала к изучению уровня усвоения детьми социально – этических правил речевого поведения.

6. Подбор форм, методов, приемов работы по формированию у детей с ОНР представлений об этических нормах и правилах речевого поведения.

Практический этап (октябрь-май)

1. Практическая деятельность всех участников проекта.

2. Создание копилки познавательно – этических бесед и сказок.

3. Конкурсы.

4. Семинары-практикумы для педагогов и родителей.

Обобщающий этап (май)

1. Подготовка отчёта о проделанной работе.

2. Презентация проекта на педагогическом совете.

Исполнители проекта и основных мероприятий.

Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.

Список литературы

1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 -7 лет. М., 2009

2. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. /Под ред. Т. В. Волосовец. М. ,2002

3. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией //Дефектология. 1995. №6 с. 7-15//

4. Нагорная Л. Ф. Логопедические проблемы детей дошкольного возраста. С. Петербург, 2009

5. Ушакова Т. Н. Речь: истоки и принципы развития. М. ,2004

6. Фрицлер Е. В. Культурно – досуговая деятельность старших дошкольников. Волгоград, 2009

7. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М. 1989

8. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М. ,2009

Приложения

План по реализации проекта

подготовительная к школе группа

Месяц Тема Задачи Содержание

Сентябрь Что такое этикет? Познакомить с понятием «этикет».

Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих.

Формировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Воспитывать культуру общения. Беседа «Что значит вежливый человек.

Игра-инсценировка «Учимся вежливости», игра «Доскажи словечко».

Чтение произведений В. Осеева «Просто старушка», «Плохо»,

«Что легче?», «Почему?».

Н Кульская «Невежливая вежливость»

Октябрь Вежливая просьба Познакомить с разными формами выражения просьбы.

Формировать навыки использования различных форм выражения просьбы. Проблемные ситуации.

Игра «Вежливо- невежливо».

Отгадывание ребуса со словом «пожалуйста»

Ноябрь Дружба Познакомить с понятием «дружба», «настоящий друг».

Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища.

Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам. Проблемная ситуация с показом кукольного театра.

Л. Толстой «Два товарища».

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе.

Декабрь Гости пришли Познакомить с правилами приема гостей.

Учить вежливо, беседовать с гостями.

Ввести в речевой обиход вежливые выражения приветствия. Игра «Комплименты».

С. Маршак «В гостях».

Изготовление пригласительных билетов.

Рассматривание иллюстраций «Правильно-неправильно».

Январь За чашкой чая. Познакомить с правилами поведения за столом.

Учить использовать способы выражения приглашения Игра «Подбери посуду».

Игровая ситуация с элементами беседы.

Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе»

Февраль Праздники Дать представления о праздничных днях и поздравлениях, ввести в речевой обиход выражения пожелания,

Учить приносить радость близким людям в их дни рождения, готовить подарки. Игра «Дорогие слова».

Игра-инсценировка «День рождение».

Изготовление поздравительных открыток.

Игра - куб «Вежливые слова»

Март Поведение в обществен-ных местах Формировать навык поведения в общественных местах Проблемные ситуации.

Сказка «На именины к дедушке Медведю»

Апрель Телефон Закреплять умение общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции А. Барто «Почему телефон занят?».

Игра «Профессии, где нужен телефон»

Май Вежливость ждут всегда Развивать навык общения в типичных речевых ситуациях Беседа «Вежливый и воспитанный»

Познавательно – этические беседы

Как можно обратиться к другому человеку с просьбой

- Дети, мы с вами уже говорили, как можно поздороваться с другим человеком. Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение

- Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой.

- Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку.

- Как это лучше сделать? Как вы думаете?

- Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем.

- Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку.

- Полина, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги.

- Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник.

- А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин…

- Как вы думаете, можно сказать так:

- Будьте добры.

- Будьте любезны.

- Если вас не затруднит.

- Помогите мне, пожалуйста.

- Окажите мне услугу.

Проиграть варианты по ситуациям.

- А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь?

- Извините, я вам помешаю, можно задать вопрос?

- Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

Как можно пожалеть

- Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить. (Можно ввести игровой персонаж)

- Как вас жалеет мама?

- Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

- Что можно сделать?

- Как будете себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись? Если заболела кошка, собака?

- Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех ли случаях вы будете жалеть одинаково?

- Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно.

- Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами. Делайте людям добро, и оно вернется к вам.

Как можно поздороваться

- Ребята, давайте с вами подумаем, что мы говорим, когда встречаем знакомых людей или приходим в гости? (Да, мы говорим: «Здравствуйте!»)

- А всех ли мы одинакового приветствуем? Как, например, вы скажите, встретив своего друга? (Привет, здорово, здрасьте.)

- А как вы думаете, можно ли взрослым сказать также? (Нет.)

- Да, взрослым лучше говорить: «Здравствуйте», но своим родителям (маме, папе) можно сказать как другу.

- А вы знаете, что когда мы здороваемся, то желаем этому человеку здоровья.

- А можно ли сказать незнакомому человеку: «Привет»? Это только для самых близких людей.

- Да, это будет выглядеть неприлично. «Привет» - это только для самых близких людей.

- А можно ли сказать: «Доброе утро? (Да.) А когда именно?

- Можем ли мы днем сказать: «Доброе утро»? (Нет.) Утром мы говорим «доброе утро», днем - «добрый день», вечером – «добрый вечер». Говоря человеку «доброе утро», мы желаем ему, чтобы утро прошло хорошо, чтобы оно было добрым и удачным.

- как нужно вести себя, когда вы здороваетесь? (Улыбаться, кивать головой, смотреть в глаза.) Правильно, а пожилым людям, как вы думаете, нужно говорить? (Громче.) Да, ведь они могут недослышать, и кивок головой также может служить им сигналом, что с ними поздоровались.

- Как здороваться мужчине с женщиной? Как здороваются мужчины?

- Давайте попробуем поздороваться.

Что ты знаешь о своем друге

- Дети, сегодня мне хотелось поговорить с вами о дружбе, ваших друзьях, без которых на свете жилось бы грустно.

- А кого можно назвать своим другом?

- Почему мы называем друзьями только некоторых людей?

- Каким бы вы хотели видеть своего друга?

- Как вы выбираете своих друзей?

- Что вас привлекает в них больше всего?

- Где вы знакомились с друзьями?

- Вы хорошо знаете своих друзей?

- Можете ли вы сказать, как бы повел себя ваш друг, если бы вы попали в беду?

- Как бы он вам помог? Чтобы сделал?

-А что бы сделали вы для своего друга в этом случае?

- Представьте себе, что перед днем вашего рождения вы поссорились с другом. Пригласите ли вы друга? Или он пригласит вас?

- Почему? Если не пригласит, что вы сделаете?

-Тебе купили новую игрушку, а у друга такой нет. Как себя вести в этом случае? А он как поступит?

-Ты вышел на улицу со сладостями, конфетами (хотя это и некрасиво, поделишься ли ты с другом? А он делится с тобой?

- Если вы гуляли, измазались или порвали одежду, знаете, что родители будут ругаться. Пойдет ли друг виниться с тобой, чтобы тебе одному не попало? А ты?

-Твой друг заболел. Что ты будешь делать? А как он поступает?

- Как тебя называет твой друг? А ты его? Есть ли у вас прозвища? Они обидные или нет? Что означают? А как ты ласкового зовешь друга?

-А кроме ребенка, кто может быть другом еще? А мама? Папа? Животные?

-Берегите своих друзей, дружбу и вам радостно будет жить.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Педагогический проект «Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе здоровьесбережения» Педагогический проект "Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе управления процессами здоровьесбережения".

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Изучаем цвета
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Социально-педагогический проект «Учимся вежливости».
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 18:50
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...