Получи документы

Социально-педагогическое и этнокультурное значение народных праздников

Тазаян Арменуи Анна
Социально-педагогическое и этнокультурное значение народных праздников

Социально-педагогическое и этнокультурное значение

народных праздников

Чувства Родины…. Оно начинается у ребенка с отношения к близким людям, своей семье. Интерес представляют вещи, окружающие близких его людей: предметы, которыми пользуются, одежда, дом, занятия. Все это и многое другое забрали в себя традиционные праздники. В самом названии народные –традиционные – заложен их основной смысл, а именно передача того самого ценного, что есть в культуре каждого народа, культурных традиций.

Публикация «Социально-педагогическое и этнокультурное значение народных праздников» размещена в разделах

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.

В анализе различных школ народного мастерства предусматривается культурно-исторический подход, связь народного творчества с природой родного края, синтез материальных и духовных ценностей народной художественной культуры.

Значение народных традиций в воспитании детей.

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитание младших школьников.

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

Праздник — присущий исключительно человеку особый вид социокультурной деятельности, связанный с почитанием наиболее значимых событий природного, общественного и индивидуального бытия, актуализирующий духовные ценности и характеризующийся над будничностью, торжественностью, привязанностью к определённым временным отрезкам, особой временной структурой и ритмикой. Праздник служит важным фактором укрепления духовной связи между поколениями, это наглядная формула уз поколений, проявление культурной идентификации.

Существенными признаками праздника являются следующие :

праздник — деятельность, исполненная особой торжественности и возвышенности, эти качества задаются актуализацией в сфере праздника всего комплекса духовных ценностей (моральных, эстетических, художественных);

• отличительный признак праздника состоит в чётком ритме повторяемости праздника, выделения его из потока времени. Праздник привязан к конкретному, определённому временному отрезку, он не может быть разыгран в любой удобный момент;

• спецификой праздника является его небудничный характер, противопоставление повседневности, в то время как другие формы досуговой деятельности не прерывают хода повседневной жизни.

Праздник – древнейшая форма досугового социального общения, проявления самодеятельности. И. М. Снегирев писал: «Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывается личность народная, как в праздниках. М. М. Бахтин отмечал: «Праздник – первичная неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но не может исчезнуть совсем». Глубинный смысл всякого праздника – торжественная, коллективная демонстрация жизненных сил, преодоление будничной монотонности. Праздник близок к творчеству, т. к. в нем находят выход энергия, изобретательность, художественный вкус участников. Хотя ему присущ ритуалом, которого в творчестве нет.

Этнокультурное воспитание - чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире. Оно представляет собой не просто определенную совокупность знаний, ценностных представлений конкретной этнической общности, но и через знаково-символические основы обеспечивает осознание, воспроизводство морально-этических и эстетических воззрений своего народа. Этнокультурное воспитание создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов. Итогом реализации такого воспитания является целостное мировосприятие и освоенная система ценностных ориентиров.

Этно-педагогика - это наука, сложившаяся как отрасль педагогических исследований, выявляет: системы воспитания у разных народов; национальные традиции семейного воспитания, современные формы и методы воспитания и обучения на основе национально-культурных традиций; роль этнических традиций в развитии высших духовно-нравственных ценностей и идеалов современных детей и подростков, приобщения их к культурному наследию, формирования ценностного отношения к родной земле, природе, семье, матери и материнству, к своему народу, педагогические условия развития интереса к национально-культурным и культурно-историческим традициям разных народов мира. Этно-педагогические исследования часто базируются на материале народной художественной культуры, помогая выявлять и реализовывать ее педагогический потенциал в различных типах образовательных учреждений (в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, центрах детского и юношеского творчества, в школах искусств и т. д.). Важное место занимают этно-педагогические исследования и в подготовке специалистов в области народной художественной культуры, которая ведется в средних и высших специальных учебных заведениях (прежде всего - в вузах культуры и искусств). Фольклористика - занимается сбором, систематизацией и изучением фольклора (что в переводе означает «народная мудрость»). К фольклору относятся произведения различных видов и жанров традиционного народного творчества. Благодаря фольклористам были спасены от забвения тысячи памятников народной художественной культуры, подлинных шедевров народного искусства, сохранены имена самобытных народных мастеров. Большую роль в этом сыграли фольклорные экспедиции, традиции фиксации и издания собранных в них материалов. Фольклористика занимает особое место в развитии теории народной художественной культуры. Она может быть рассмотрена как важнейший ее источник и составная часть. Фольклористика постоянно пополняет «банк данных» теории народной художественной культуры о конкретных видах и жанрах народного художественного творчества, позволяя на этой основе выявлять его сущностные черты и общие закономерности.

Этнокультура как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, обеспечивая его историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры. Образование и воспитание являются частью культуры, и роль их состоит в обеспечении передачи и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению.

Особенностью этнокультуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена трансформациям, мутации, благодаря отбору настоящего ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Что нельзя сказать о системе общего образования подвергающейся частому изменению. Поэтому культура народа - это вечный источник обновления и ориентир в воспитании.

Этнокультурное воспитание можно трактовать двояко:

• ·, во-первых, как исторически сложившуюся и развивающуюся деятельность этноса по созданию и развитию своей культуры (собственных праздников, обычаев, обрядов, самобытных произведений народного художественного творчества, воплощающей этническое самосознание, этнические стереотипы и характер народа;

• · во-вторых, как деятельность различных социально-культурных институтов, государственных и негосударственных структур, направленную на изучение, сохранение, развитие традиционной народной культуры и трансляцию ее произведений и ценностей в современное социокультурное пространство.

Этнокультурное воспитание устраняет противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны и предопределяет адаптацию этнических групп друг к другу; культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В последние годы обращение к идее этнокультурного воспитания как способу обновления содержания воспитательной деятельности обретает особую значимость. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Календарь праздников исторически меняется, неизменными остаются традиционные христианские праздники (Пасха, Рождество Христово, Масленица и др.).

Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в нашем детском саду все чаще проводятся русские народные праздники и обряды.

С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это крайне важно в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой и понимания особенностей и ценности русского национального характера.

Наши предки свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения обрядовых игр, тематических увеселительных развлечений. Народные праздники на Руси отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами. Их проведение в наши дни дает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов.

Главные зимние народные праздники, которых с нетерпением ждут дети и взрослые: сказочный и веселый Новый год, волшебное Рождество, таинственное Крещение.

Отмечал русский народ с размахом и весенние народные праздники. Наступление весны знаменуется приходом Масленицы. Для каждого дня Масленичной недели характерно свое название, игры и обычаи. В эти дни пекли блины, ходили в гости, устраивали всевозможные игрища, кулачные бои, балаганы для скоморохов. Главным атрибутом праздника была кукла Масленица, которую изготавливали из соломы и в последний день сжигали в костре, просили друг у друга прощение.

Сегодня с большим энтузиазмом возрождают эти традиции сотрудники детских садов, проводя с детьми Масленичные гулянья. С песнями, хороводами и потешками ребята угощаются блинами и принимают участие в русских народных играх.

Не менее интересны в проведении весенние христианские праздники : Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, которые сопровождаются старинными обрядами.

Весенние народные праздники в детском саду можно проводить, применяя фольклорный материал.

«Проводы Масленицы» (ритуал сожжения чучела Масленицы, песни и хороводы на игровой площадке, угощение блинами);

«Музыкальное зернышко» (инсценировка обряда посева зерна в песенном сопровождении, игра на музыкальных инструментах: гармошке, дудке, балалайке, деревянных ложках);

«Просыпайся, Весна-красна!» (игры и конкурсы на улице, хороводы, частушки);

тематические занятия в группе (поделки из природных материалов, раскрашивание пасхальных яиц).

В МБДОУ «Солнышко» №24 г. о Балашиха

Проводятся, из года в год, народные традиционные праздники; «Новый год, Рождество Христово, Масленица, Пасха»

До проведение народных праздников воспитатели проводят беседы, иллюстрации, читают различные энциклопедии, на тему Нового года, Рождество Христово, Масленица и Пасха.

Так как у нас в саду имеется много групп (20). Новогодние утренники проводятся и в первую половины дня и во вторую половину. Ясельную и кратковременные группы проводят утренники в первую половину дня, и в Дед мороза, и Снегурочку переодеваются перед детьми только воспитатели этих групп. Во второй младшей и средней группах Дед мороз и Снегурочка бывают воспитатели с разных групп, но ведающая обязательно воспитатель своих групп. В старших и подготовительных группах Дед мороза приглашают, а роль снегурочки один из воспитанников подготовительных групп.

На новогодние праздники совместно с родителями украшаем группы ставим елки в каждой группе. Игрушки вешаем на елку сделаны своими руками. По традиции нашего сада, в мини музей от каждой группы, приносим необычные, исторические новогодние игрушки, а так же проводим конкурс поделок после вручаем грамоты, учувствуем в различных конкурсах города, области, и др.

Подготовительные группы, показывают спектакль по теме Рождение Христово, для старшей, средней и младшей группы. У страивают совместные игры, отгадывают загадки. После спектакля по традиции все вместе срывают конфеты из елки. В конце с конфетами совместное фотографирование на помять. Старшие группы ходят колядовать с колядками переодевшие в народные костюмы или (разных зверят, с различными шумовыми музыкальными инструментами, а среднее и младшие группы встречают с гостинцами, (конфеты, печение, разные фрукты) песнями и плясками колядовщиков.

Масленица, одна из полюбивших праздников детей, потому что праздник проводится в музыкальном зале по две - три группы, с очень веселыми играми, загадками и т. д., а потом в группах с поеданием блинов.

По традиции, нашей группы мы всегда с детьми на масленицу изготавливаем тряпочные куклы, (талисманы).

На пасху в саду проводится конкурс поделок на тему: «Пасха в нашем доме», а самые лучшие поделки передаем в Церковь на благотворительную акцию.

Наши воспитанники получают грамоты и сладкие призы

Публикации по теме:

Социально-педагогическое партнёрство с родителями в процессе организации традиционных событий в группе «Социально-педагогическое партнёрство с родителями в процессе организации традиционных событий в группе.» Слайд1 Уважаемые коллеги! «Люди.

Фотоотчет «Без праздников не бывает детства!»Фотоотчет «Без праздников не бывает детства!» Подготовила: Горевая Н. С. ,воспитатель МАДОУ ЦРР № 87, г. Калининград Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник важная.

Значение народных игр в воспитании дошкольников "Значение народных игр для детей дошкольного возраста" Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно она помогает.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие на ярмарку народных промыслов»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие на ярмарку народных промыслов» Тема : «Путешествие на ярмарку народных промыслов» Группа : средняя Цель : Формирование доброжелательных отношений между детьми в процессе.

Место и значение праздников и развлечений в экологическом воспитании старших дошкольников Значение праздников и развлечений в системе экологического воспитания детей трудно переоценить. Экологический досуг - эта форма организации.

Презентация «Весенний калейдоскоп праздников» Презентация «ВЕСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП» Пермякова Ирина Викторовна, Косарева Наталья Борисовна, Музыкальные руководители МБДОУ №99, город Миасс,.

Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками.

Методическая разработка «Этнокультурное образование дошкольников» Этнокультурное образование дошкольников Культуру современной России сегодня невозможно представить себе без народного искусства, которое.

Консультация «Этнокультурное воспитание дошкольников» Сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и национальных традиций, духовных ценностей.

Значение игровой деятельности для социально-психологического развития ребенка младшего дошкольного возраста Весь дошкольный возраст считается классическим возрастом игровой деятельности. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-педагогическое и этнокультурное значение народных праздников
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 23:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД