Социальное партнёрство ДОУ и семьи по воспитанию у детей экологической культуры

Валентина Корчагина
Социальное партнёрство ДОУ и семьи по воспитанию у детей экологической культуры

“Каждый из нас, педагогов и родителей,

несёт свою долю ответственности

за сокровище по имени «Детство»…”

Е. П. Арнаутова

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только вместе они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Если родители и воспитатели объединят свои усилия, то обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Мы считаем, что педагог не только воспитатель детей, но и партнёр родителей в образовательно-воспитательном процессе. Именно эту задачу конструктивного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в области экологического воспитания ставит и решает коллектив нашего детского сада, вовлекая родителей в проектную деятельность.

Природа хрупка и ранима. Сегодня наш общий дом в опасности: появилось много новых зон экологического бедствия. Остановить опасность, уберечь наш общий дом от катастрофы, может только человек. Наша цель – вырастить и воспитать такого защитника, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, по-хозяйски распоряжаться природными богатствами.

И кто, как не мы, взрослые, призваны научить наших детей любить и беречь родную землю. Для того чтобы успешно решать задачи по экологическому воспитанию и образованию детей, необходимо объединить усилия воспитателей и родителей.

Проблема:

Наши дети живут, практически, в искусственной среде и не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день, они видят серые здания, асфальт под ногами, играют с электронными зверушками. Надо понимать, что, никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней.

Часто ли мы задумываемся, что лежит у нас под ногами, с чем мы можем знакомить наших детей. У нас возникла проблема, как познакомить ребёнка с объектами неживой природы в доступной и увлекательной форме.

В практике дошкольных учреждений в последнее время всё больший акцент делается на создание условий для самостоятельной опытно-исследовательской деятельности детей. Эта деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только секрет фокуса остаётся неразгаданным, а вот всё, что получается в результате, можно понять и объяснить.

Мы решили создать в своей группе мини-лабораторию, обратились за помощью к родителям. Так наша лаборатория стала постепенно пополняться разными материалами: песком, глиной, камешками, палочками, трубочками, разными, по формам, сосудами, стаканчиками, воронками.

Родители предложили помощь в приобретении приборов для проведения опытов: луп и микроскопа. Теперь у нас появилась возможность проводить простейшие опыты с водой, песком, глиной и камнем.

Мы выбрали тему интегрированного экологического проекта «Лаборатория неживой природы».

Сначала провели интервьюирование среди детей: «Что мы знаем о воде, песке, глине и камне?» Ответы записывали на большой ватман. Рядом с ответом дети печатными буквами писали своё имя. Затем они отвечали на второй вопрос: «Что мы хотим узнать и как это можно сделать?» Ответы детей определяли содержимое тематического проекта. Чаще всего дети предлагали способы сбора информации:

Поиск и чтение книг;

Вопросы, обращенные к воспитателям и родителям;

Проведение экскурсий;

Проведение экспериментов.

Для родителей мы разработали анкету, из которой узнали, какое внимание уделяется в семье экологическому воспитанию, предложили родителям стать участниками проекта. Позиция родителей была разнообразной.

55% – родители, которые активно откликнулись на наше предложение. Это те, кто заинтересован в том, чтобы их дети получали новые знания и умения, активно развивали свои способности.

25% – родители, которые недопонимали значения данного вида деятельности.

20% – родители, которые пассивно отнеслись к совместной деятельности.

Было решено, в ходе проектной деятельности стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками педагогического процесса, а не оставались пассивными наблюдателями. Для этого были использованы различные формы и методы работы. Их мы отразили в плане нашего проекта.

План проекта составляли вместе с активом группы, в ходе круглого стола, определили его цели и задачи.

Цель:

Познакомить детей с объектами неживой природы;

Выявить уровень отношения детей к природе и представления о правилах взаимодействиях с нею;

Заинтересовать опытно-исследовательской деятельностью детей и родителей;

Привлечь родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к экологическому и художественно-эстетическому воспитанию детей в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Задачи:

Формировать представления о свойствах объектов неживой природы;

Предоставить возможность самим находить ответы на вопросы «Как?» и «Почему?», делать выводы. ;

Организовать творческое сотрудничество с семьями своих воспитанников.

Содержание практической деятельности по реализации тематических блоков проекта.

Тематический блок «Живая и неживая природа»

Формы работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, экспериментальная деятельность, оформление альбома загадок.

Формы работы с родителями: совместные прогулки на природу. Вернисаж. Проведение выставки на тему «Любование природой»

Тематический блок «Вода»

Формы работы с детьми: экспериментальная, художественно-творческая деятельность, загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.

Формы работы с родителями: открытое занятие для родителей «Капелька-путешественница». Досуг совместно с родителями «Вода вокруг нас». Создание музея «Водица-царица». Участие родителей в конкурсе на лучшие снежные постройки. Выставка панно, изготовленных родителями, «В мире воды».

Тематический блок «Песочные струйки»

Формы работы с детьми: экспериментальная и творческая (рисование песком) деятельность, беседы.

Формы работы с родителями: участие в конкурсе «Песочные картины».

Тематический блок «Удивительная глина» и «Такие разные камни»

Формы работы с детьми: опытно-экспериментальная деятельность. Дидактические игры, беседы. Рассматривание коллекций «Мир камня», открыток и буклетов «Уральские самоцветы». Коллективная работа по художественному труду «Каменный цветок» (панно из мелкого камня). Рассматривание альбома «Дымковская игрушка» и роспись глиняных горшков.

Формы работы с родителями: семейный клуб «Творческая мастерская». Мастер-класс по изготовлению поделок из глины. Создание мини-музея «Удивительная глина». Совместная творческая работа детей и родителей «Миниатюры на морском камне». Организация выставки «Творческая мастерская неживой природы» (совместные работы детей и родителей из природных материалов – глина, песок, камни).

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

Дети научились проводить простейшие опыты, сравнивать, делать выводы, самостоятельно отвечать на вопросы: «Как?» и «Почему?»;

Конспекты интегрированных занятий по экологии (интеграция с художественно-эстетическим воспитанием);

Создание мини-музея «Водица-царица», «Удивительная глина»;

Рост удовлетворенности родителей работой педагогов;

Возрастание интереса родителей к мероприятиям, проводимым в ДОУ, активность родителей увеличилась с 55% до 70%;

Результат активности родителей – выставка «Мастерская неживой природы».

ВЫВОД:

Применение разнообразных форм и методов работы с семьями, превращает сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс, имеющий целью обоюдное участие в развитии дошкольника.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Социальное партнерство детского сада с родителями». Сборник материалов. Сост. Т. В. Цветкова. М.: ТУ «Сфера»

2. «Проекты работ с семьей». Методическое пособие. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. М.: ТУ «Сфера»

3. «Взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ».Игровые семинары по экологической культуре. Учебное пособие. Т. Н. Зенина. М.: Центр педагогического образования

4. «Лаборатория в детском саду и дома». Учебно-методический

комплект. Методическое пособие и CD диск. Н. А. Рыжова. М.: Линка-Пресс 2009г.

***

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями.Нетрадиционные формы работы с родителями. Семья и детский сад-два воспитательнх феномена,каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт,но только в сочетании друг с другом.

Организация работы с родителямиОрганизация работы с родителями «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Социальное партнёрство ДОУ и семьи по воспитанию у детей экологической культуры
Опубликовано: 27 сентября 2013 в 10:14
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...