Социальное партнёрство ДОУ и семьи по воспитанию у детей экологической культуры

Валентина Корчагина
Социальное партнёрство ДОУ и семьи по воспитанию у детей экологической культуры

“Каждый из нас, педагогов и родителей,

несёт свою долю ответственности

за сокровище по имени «Детство»…”

Е. П. Арнаутова

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только вместе они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Если родители и воспитатели объединят свои усилия, то обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Мы считаем, что педагог не только воспитатель детей, но и партнёр родителей в образовательно-воспитательном процессе. Именно эту задачу конструктивного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в области экологического воспитания ставит и решает коллектив нашего детского сада, вовлекая родителей в проектную деятельность.

Природа хрупка и ранима. Сегодня наш общий дом в опасности: появилось много новых зон экологического бедствия. Остановить опасность, уберечь наш общий дом от катастрофы, может только человек. Наша цель – вырастить и воспитать такого защитника, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, по-хозяйски распоряжаться природными богатствами.

И кто, как не мы, взрослые, призваны научить наших детей любить и беречь родную землю. Для того чтобы успешно решать задачи по экологическому воспитанию и образованию детей, необходимо объединить усилия воспитателей и родителей.

Проблема:

Наши дети живут, практически, в искусственной среде и не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день, они видят серые здания, асфальт под ногами, играют с электронными зверушками. Надо понимать, что, никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней.

Часто ли мы задумываемся, что лежит у нас под ногами, с чем мы можем знакомить наших детей. У нас возникла проблема, как познакомить ребёнка с объектами неживой природы в доступной и увлекательной форме.

В практике дошкольных учреждений в последнее время всё больший акцент делается на создание условий для самостоятельной опытно-исследовательской деятельности детей. Эта деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только секрет фокуса остаётся неразгаданным, а вот всё, что получается в результате, можно понять и объяснить.

Мы решили создать в своей группе мини-лабораторию, обратились за помощью к родителям. Так наша лаборатория стала постепенно пополняться разными материалами: песком, глиной, камешками, палочками, трубочками, разными, по формам, сосудами, стаканчиками, воронками.

Родители предложили помощь в приобретении приборов для проведения опытов: луп и микроскопа. Теперь у нас появилась возможность проводить простейшие опыты с водой, песком, глиной и камнем.

Мы выбрали тему интегрированного экологического проекта «Лаборатория неживой природы».

Сначала провели интервьюирование среди детей: «Что мы знаем о воде, песке, глине и камне?» Ответы записывали на большой ватман. Рядом с ответом дети печатными буквами писали своё имя. Затем они отвечали на второй вопрос: «Что мы хотим узнать и как это можно сделать?» Ответы детей определяли содержимое тематического проекта. Чаще всего дети предлагали способы сбора информации:

Поиск и чтение книг;

Вопросы, обращенные к воспитателям и родителям;

Проведение экскурсий;

Проведение экспериментов.

Для родителей мы разработали анкету, из которой узнали, какое внимание уделяется в семье экологическому воспитанию, предложили родителям стать участниками проекта. Позиция родителей была разнообразной.

55% – родители, которые активно откликнулись на наше предложение. Это те, кто заинтересован в том, чтобы их дети получали новые знания и умения, активно развивали свои способности.

25% – родители, которые недопонимали значения данного вида деятельности.

20% – родители, которые пассивно отнеслись к совместной деятельности.

Было решено, в ходе проектной деятельности стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками педагогического процесса, а не оставались пассивными наблюдателями. Для этого были использованы различные формы и методы работы. Их мы отразили в плане нашего проекта.

План проекта составляли вместе с активом группы, в ходе круглого стола, определили его цели и задачи.

Цель:

Познакомить детей с объектами неживой природы;

Выявить уровень отношения детей к природе и представления о правилах взаимодействиях с нею;

Заинтересовать опытно-исследовательской деятельностью детей и родителей;

Привлечь родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к экологическому и художественно-эстетическому воспитанию детей в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Задачи:

Формировать представления о свойствах объектов неживой природы;

Предоставить возможность самим находить ответы на вопросы «Как?» и «Почему?», делать выводы. ;

Организовать творческое сотрудничество с семьями своих воспитанников.

Содержание практической деятельности по реализации тематических блоков проекта.

Тематический блок «Живая и неживая природа»

Формы работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, экспериментальная деятельность, оформление альбома загадок.

Формы работы с родителями: совместные прогулки на природу. Вернисаж. Проведение выставки на тему «Любование природой»

Тематический блок «Вода»

Формы работы с детьми: экспериментальная, художественно-творческая деятельность, загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.

Формы работы с родителями: открытое занятие для родителей «Капелька-путешественница». Досуг совместно с родителями «Вода вокруг нас». Создание музея «Водица-царица». Участие родителей в конкурсе на лучшие снежные постройки. Выставка панно, изготовленных родителями, «В мире воды».

Тематический блок «Песочные струйки»

Формы работы с детьми: экспериментальная и творческая (рисование песком) деятельность, беседы.

Формы работы с родителями: участие в конкурсе «Песочные картины».

Тематический блок «Удивительная глина» и «Такие разные камни»

Формы работы с детьми: опытно-экспериментальная деятельность. Дидактические игры, беседы. Рассматривание коллекций «Мир камня», открыток и буклетов «Уральские самоцветы». Коллективная работа по художественному труду «Каменный цветок» (панно из мелкого камня). Рассматривание альбома «Дымковская игрушка» и роспись глиняных горшков.

Формы работы с родителями: семейный клуб «Творческая мастерская». Мастер-класс по изготовлению поделок из глины. Создание мини-музея «Удивительная глина». Совместная творческая работа детей и родителей «Миниатюры на морском камне». Организация выставки «Творческая мастерская неживой природы» (совместные работы детей и родителей из природных материалов – глина, песок, камни).

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

Дети научились проводить простейшие опыты, сравнивать, делать выводы, самостоятельно отвечать на вопросы: «Как?» и «Почему?»;

Конспекты интегрированных занятий по экологии (интеграция с художественно-эстетическим воспитанием);

Создание мини-музея «Водица-царица», «Удивительная глина»;

Рост удовлетворенности родителей работой педагогов;

Возрастание интереса родителей к мероприятиям, проводимым в ДОУ, активность родителей увеличилась с 55% до 70%;

Результат активности родителей – выставка «Мастерская неживой природы».

ВЫВОД:

Применение разнообразных форм и методов работы с семьями, превращает сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс, имеющий целью обоюдное участие в развитии дошкольника.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Социальное партнерство детского сада с родителями». Сборник материалов. Сост. Т. В. Цветкова. М.: ТУ «Сфера»

2. «Проекты работ с семьей». Методическое пособие. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. М.: ТУ «Сфера»

3. «Взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ».Игровые семинары по экологической культуре. Учебное пособие. Т. Н. Зенина. М.: Центр педагогического образования

4. «Лаборатория в детском саду и дома». Учебно-методический

комплект. Методическое пособие и CD диск. Н. А. Рыжова. М.: Линка-Пресс 2009г.

***

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями.Нетрадиционные формы работы с родителями. Семья и детский сад-два воспитательнх феномена,каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт,но только в сочетании друг с другом.

Организация работы с родителямиОрганизация работы с родителями «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Социальное партнёрство ДОУ и семьи по воспитанию у детей экологической культуры
Опубликовано: 27 сентября 2013 в 10:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование – интересный...
Дары осени и пластилинография. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! У нас продолжается жаркая погода и мы на улице играем с пластилином. Детям это занятие нравится, они с удовольствием сегодня...
Стенгазета ко Дню воспитателя «Добрые феи»
Совсем скоро наступит профессиональный праздник всех дошкольных работников, и в преддверии этого праздника, мы с ребятами решили изготовить поздравительную...
Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.
Проведя анализ методической литературы, мы можем проследить, обучение детей правилам поведения на улице и дороге широко используют...
С новым домом! Оформление участка.
Приветствую всех , кто посетил мою страничку. Эмоции переполняют! Я спешу поделиться с Вами радостью и очень надеюсь , что Вы от души порадуетесь с нами! У...