Лучший педагог года

Социальное партнерство ДОУ и родительского сообщества по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста

Раиса Корнийчук
Социальное партнерство ДОУ и родительского сообщества по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. Сухомлинский

Проблема здоровья была и продолжает оставаться актуальной в современной практике образования. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах регламентирующих деятельность ОУ. Федеральный закон «Об образовании» стратегия развития и воспитания образовательной деятельности определяют приоритет жизни и здоровья человека, создание условий для его оздоровления. Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». Федеральный государственный образовательный стандарт, к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого–педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Публикация «Социальное партнерство ДОУ и родительского сообщества по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Особенно остро эти задачи стоят перед организациями компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности. Специфика нашего дошкольного образовательного учреждения заключается в создании комфортной, развивающей, здоровьесберегающей среды для детей с туберкулёзной интоксикацией.

Поэтому не случайно мы обратились к идеи валеологизации образования, согласно которой, здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни : активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.

Одним из средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, по моему мнению, является установление прочных связей педагогического коллектива ДОУ с семьями наших воспитанников. Не случайно, в действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед образовательными учреждениями направлений в педагогической деятельности, это - более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.

Укрепление здоровья детей является приоритетом всей воспитательно-образовательной работы нашего ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания воспитательно - образовательного процесса - интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Замечательно, когда родители являются союзниками и активными участниками здоровьесберегающего процесса и в ДОУ и в своих семьях дома.

Реализуя направление образовательной программы ДОУ «Физическое развитие», я решила попытаться создать свою модель валеологического воспитания дошкольников. Мною был разработан проект «Социальное партнерство ДОУ и родителей по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста», цель которого формирование культуры здоровья дошкольников на основе подготовки и проведения традиционных и интерактивных форм работы с родителями.

Задачи:

• Способствовать созданию единого воспитательно - образовательного пространства на основе доверительных партнёрских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

• Способствовать формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи

• Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка путём использования интерактивных форм.

• Оказать помощь родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;

• Разработать методические рекомендации для родителей по вопросам закаливания и оздоровления детей.

• Разработать интерактивные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи по охране укреплению здоровья детей.

• Изучить новые здоровьесберегающие технологии

• Создать диагностический банк для определения уровня валеологической культуры дошкольников;

• Обобщить опыт семейного воспитания по вопросам здоровьясбережения.

Для осуществления практической деятельности по реализации проекта было разработано перспективное планирование, которое включает в себя образовательную деятельность, создание развивающей предметно-пространственной среды, интеграцию валеологического сопровождения в образовательном процессе, а также взаимодействие с родителями.

Разработанный мною тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию валеологической культуры включает в себя 9 тем (новый месяц – новая тема). Каждый месяц мы планируем в образовательном процессе своей учебно-воспитательной работе неделю Здоровья, где и знакомим детей с тематическим материалом, в соответствие с разработанным планом. В течение месяца этот материал закрепляется в различных видах детской деятельности.

Интеграция валеологического сопровождения в образовательном процессе осуществляется с участием знакомого детям персонажа – Неболейки. С ним дети знакомятся уже в сентябре. Наш Неболейка предлагает детям дидактические игры, задания, создаёт проблемные ситуации в соответствии с изученным материалом, которые имеют вид схем, мнемотаблиц, зашифрованного письма, и оставляет в определённом центре группы. Важно, чтобы дети проявляли валеологическую компетентность

не только при взаимодействии с педагогом, но и в самостоятельной деятельности, перенося полученные знания в практические действия. Конечным результатом стала демонстрация опыта детей в самостоятельной деятельности.

Родителям в начале учебного года Неболейка предлагает анкеты – опросники, позволяющие диагностировать их знания по валеологии.

В течении года дети знакомятся с различными частями тела человека, с их назначением и, обязательно, с профилактическими мероприятиями, учатся беречь свои органы, части тела.

В конце учебного года в детском саду проходит фестиваль Здоровья, в рамках которого дети, педагоги совместно с родителями готовят оздоровительный досуг. В игровой форме, с песнями, танцами и музыкой, дети и родители демонстрируют навыки овладения различными видами оздоровительных технологий, обобщают свои знания по культуре здоровья.

В рамках реализации образовательного проекта, были разработаны конспекты занятий по валеологической культуре, которые позволяют не только приобщать детей к здоровому образу жизни, но и расширять их кругозор, развивать воображение, логическое мышление и т. д. При проведении этих занятий широко используются:

а) мультимедийные продукты (презентации, которые способствуют активизации внимания детей, делают предлагаемую информацию более наглядной, яркой, что позволяет детям лучше воспринимать изучаемый материал.

Кроме того, свои презентации мы предлагаем заинтересованным родителям в качестве материала для закрепления полученной информации в домашних условиях, что способствует сближению родителей и детей, созданию общности их интересов. Дело в том, что в каждой презентации есть рубрика «Неболейкины задачки» (например, решить кроссворд, нарисовать части тела, закрасить определенные части тела или дорисовать человека, его лицо, практические упражнения «Сделай так», «Задания для ручек и ножек», д/и «Что сначала, что потом», «Что хорошо, что плохо»). Такая форма работы способствует сближению родителей и детей, созданию общности их интересов, развитию интереса и тех и других к своему здоровью, к здоровому образу жизни.

б) «Минутки Здоровья и Безопасности», которые мы проводим на различных занятиях.

Так, если мы, например, говорим о признаках зимы, то в «минутку Здоровья и Безопасности» мы вспоминаем правила безопасного поведения при сильном морозе; говорим об овощах и фруктах – вспоминаем о полезных продуктах, о пользе овощей и фруктов для здоровья человека; рисуем красивый платочек, говорим о том, как его можно использовать в гигиенических целях (вытирать нос или глаза, платочек обязательно должен быть чистым) и т. д.

в) «Мамины (папины) секреты» стала доброй традицией группы. Мы приглашаем на наши занятия родителей, папу или маму, можно и бабушку, которые знакомят детей с той или иной информацией о здоровом образе жизни, о правилах безопасности, свои случаи из жизни или профессиональной деятельности. Через создания игровых ситуаций показывают и рассказывают детям, как избежать опасных для здоровья ситуаций, оказать посильную помощь товарищу, укреплять свое здоровье.

Можно представить себе какую радость, чувство гордости испытывает ребёнок, чьи мама или папа делятся опытом с другими детьми.

Разнообразить работу по ознакомлению воспитанников и их родителей с культурой Здоровья мне помогает нам наша Городская библиотека им. Саши Петряева. Дети с удовольствием принимают у себя в гостях сотрудника библиотеки, который организует в группе выставку книг «Неболейкины книжки» по темам нашего плана, проводит с детьми беседы, игры, конкурсы, - всё это активизирует внимание детей, их интерес к предложенной теме. Для родителей библиотека предлагает специализированные журналы, брошюры по рассматриваемой теме.

Для повышения валеологической компетентности родителей мы организовали выпуск газеты «Будь здоров, малыш!».

В фото (информационной) газете отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни подрастающего поколения. Через газету родители знакомятся с условиями, задачами и методами воспитания наших детей, с рекомендациями специалистов ДОУ (инструктора по физической культуре, медицинской сестры) по интересующей проблеме.

Не менее эффективной оказалась работа по ведению «Портфолио Неболейки». В рамках этой работы родители совместно с детьми подбирают и оформляют материал по определё нной теме: «Носики-курносики». «Ушки на макушке», «Мои глазки хороши» и т. д.

С целью пропаганды здорового образа жизни и повышения компетентности родителей в вопросах оздоровления детей, раз в месяц мы организуем «Семейную школу Здоровья». В этот день родители встречаются с врачом-фтизиатром, работающим в детском саду, с инструктором по физической культуре, с родителями : врачами-специалистами, с тренерами из детских спортивных школ, которые помогают определиться с выбором спортивной секции для ребёнка, с семьями воспитанников, которые могут поделиться опытом здорового образа жизни.

Для активизации родителей, включения их в педагогический процесс мы организуем тематические выставки совместных работ: «Вкусные рецепты», «Волшебные очки», «Умелые ручки». Папы и мамы фантазируют вместе с детьми, рисуют, конструируют, придумывают разнообразные сюжеты, всё это сближает их, укрепляет отношения между родителями и детьми.

Большую роль в воспитании валеологического поведения детей играет здоровьесберегающаяя предметно – пространственная развивающая среда, которую мы создаём при активном участии родителей. Так в нашей группе появился «Физкультурно-оздоровительный центр» «Расти и не болей», где мы поместили:

- «Тропу здоровья», где с помощью фотографий проиллюстрирована оздоровительная работа, проводимая в группе с детьми;

- нетрадиционное оборудование - это коврики из пробок, коврики с использованием пуговиц, камешков, массажных мочалок, которые используются для профилактики плоскостопия. Для развития мелкой моторики подобрали коллекцию пуговиц, камушков, круп. Для оздоровления дыхательной системы изготовили султанчики, ленточки и др. ;

- «Советы врача», где содержится информация о детских болезнях и их профилактике. Это различные консультации, памятки, буклеты.

В результате проведённой работы выстроилась система взаимодействия с родителями. Её эффективность наблюдается в активном участии родителей в совместных развлечениях, в улучшении состояния здоровья детей, так как благодаря повышению уровня культуры здоровья в семьях стали появляться и развиваться традиции ЗОЖ: совместные прогулки-походы, игры на свежем воздухе. Об этом свидетельствует фотовыставки, которые мы организуем в группе («Здоровые дети — в здоровой семье», «Мы шагаем по Норильску», «Папа, мама, я – спортивная семья», где родители представляют фотографии о семейном активном отдыхе, о соблюдении правил безопасности и т. д. ; участие в проектной деятельности, например, «Да здравствует мыло душистое», «Здоровье нашей семьи».

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» (В. Шенеберг).

И наша задача – задача педагогов и родителей – научить наших детей быть здоровыми и стремиться к здоровому образу жизни.

Список литературы:

1. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулин "Здоровый дошкольник 21 века"

2. «Дошкольная педагогика», /май-июнь/ 2006 г.

3. "Дошкольное воспитание" М. ; №3.2000 г.

4. Зайцева Н. В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 767-769.

5. "Здоровый малыш" (Программа оздоровления детей в ДОУ)

6. Партнёрство дошкольной организации и семьи/ Под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

7. Степанова О. А. "Игра и оздоровительная работа" М. 2003г., Т. Ф. М. 2000г.

8. Тарасова Т. А. «Я и мое здоровье» (Программа занятий, упражнений и дидактические игры, «Школьная пресса», М. 2008 г.

9. Терпугова Е. А. «Валеологическое воспитание», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2007 г.

10. Чупаева И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. "Здоровый ребенок - в здоровом социуме" "Илекса" Москва. 1999г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста «Строим дом»Дидактическая игра по формированию звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста «Строим дом» Здравствуйте, коллеги! Придумала новую дидактическую игру по формированию у детей звуковой культуры речи. Что самое интересное, игра проста.

Доклад по обеспечению методического сопровождения реализации ФГОС до «Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества» «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» И. А. Крылов Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации.

Перспективное планирование по формированию правовой культуры у детей старшого дошкольного возраста Право на имяОрганизованная образовательная деятельность 1. По-разному зовут детей. Цель: Дать детям представление о важности права на имя,.

План конспект общего родительского собрания для родителей детей старшего дошкольного возраста «Азбука здоровья»План конспект общего родительского собрания для родителей детей старшего дошкольного возраста «Азбука здоровья» Место проведения: музыкальный зал. Количество участников: 15 - 18 родителей, специалисты ДОО (воспитатели, медицинский работник, дети.

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья Фундаментальной ценностью и главным условием полноценного физического и социального развития ребенка является его здоровье. Сохранение базового.

Социальное партнерство ДОО и семьи по вопросам здоровья и физического развития детей в контексте требований ФГОС ДО Реализуя образовательную область «Физическое развитие», мы поставили перед собой цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения.

Социальное партнерство дошкольного учреждения Закон РФ «Об образовании» закрепил за современным образовательным учреждением, в том числе и ДОУ, возможность работать по-новому, полноценнее.

Социальное партнерство с семьей Социальное партнерство ДОУ Наш детский сад в течении многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели- созданию.

Социальное партнёрство с родителями старшего дошкольного возраста Месяц Название Формы работы Задачи Сентябрь «Задачи физического воспитания детей на новый учебный год». «Подготовка одежды к занятиям физической.

Универсальная дидактическая игра по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речиУниверсальная дидактическая игра по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу поделиться с вами моим маленьким изобретением. На глаза попался сломанный цифровой материал. Я придумала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальное партнерство ДОУ и родительского сообщества по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 апреля 2017 в 19:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД