Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата»

Анастасия Лебедева
Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата»

Програмное содержание:

Продолжать знакомить детей с укладом жизни и бытом, традициями русского народа.

Закрепить знания детей о сельском подворье, обычаями в семье, занятиями русских людей.

Материал:макет русской печки, ухват, глиняный горшок, кукла - домовой,сюжетные картинки - иллюстрации с изображением печи по сказкам.

Ход мероприяти:

В гости к ребятам приходит домовёнок Кузя. Он кланяется, снимает шапку.

Воспитатель: Здравствуй Кузя, какой ты воспитанный, знаешь обычаи русского народа: при входе в избу снимать головной убор, здороваться.

Кузя: Яне только воспитанный, я ещё и загадки знаю. Послушайте.

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печка)

Воспитатель: А я сегодня как раз хочу рассказать ребятам, какое место занимала печка в сельском доме. Кузя, ты мне поможешь?

Кузя: Конечно помогу. Вот мой первый вопрос:

-Какие блюда готовит мама детям дома?

-Какая нужна посуда для этого?

-На чём готовит мама?

Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата»

Кузя: А я, ребята, ел такую вкусную превкусную кашу, какой вы не ели. Когда я был маленьким, давным-давно, жил в деревне, спал на настоящей русской печке, моя мама всю еду готовила не на плите, а в печи.

Воспитатель: Подожди,Кузя, давай расскажем ребятам всё по порядку. А начнём мы с загадки:

Стоит терем, в тареме ящик,

Вящике мучка, в мучке жучка.

Ребята, о чём эта загадка?

(Стоит изба, в избе печка, в печке зола, а взоле - жара.)

Воспитатель подходит к печи, обращаясь к ней:

Ой ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание, она занимает почти пол-избы. С печкой связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ не даром наделял печь волшебными свойствами, особенно в сказках.

Кузя: Ребята, а вы помните в каких сказках есть печь?

("Гуси - лебеди", "По щучьему веленью", "Коза - дереза" и т. д.)

Кузя: Ой какие молодцы! Много сказок знаете!

Воспитатель:Печь складывалась из кирпича, сверху обмазывалась глиной, такой печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь назывался - печник, он пользовался почётом и уважением, его знала вся округа. Печь должна была дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко - тогда и варко. Топили печь берёзой, ольхой: дыма меньше, тепла больше. Сосной и елью топили меньше, они очень быстро прогорают, жара меньше.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности, на печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, рыбу. На печи даже спали, а для этого делали лежанку.

Физминутка:

Шёл павлин горою,

Все люди за мною.

(дети идут по кругу)

Ау нашего у (имя ребёнка)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испечённые,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький,

Этакий узенький.

(дети производят действия под текст)

Воспитатель: Очень любили лежать на печке дети; наблюдая за работой в избе старших, слушали сказки. На печке грели свои "косточки" старики и старухи.

У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. Печку белили, особенно к праздникам, украшали узорами.

На стены вешали расшитые белые рушники. Правый от печки угол называли бабий закуток, там находились кухонные пренадлежности. Другой, левый от печки угол - красный, здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для почётных гостей.

Русский народ славился своим гостеприимством и раньше говорили:

"Что есть в печи - всё на стол мечи"

"Не красна изба углами, а красна пирогами"

Умей в гости звать, умей и угощять"

Кузя: Ой, мне так понравился ваш рассказ, я прям заслушался - как в детстве побывал

Воспитатель:Ребята, наш Кузьма не простой домовой, с выдумкой. Решил он вас разными вопросами испытать. Справитесь?

(дети хором: да)

Кузя:

-Для чего нужна печка?

-Из чего клали печь?

-Чем топили печь?

-Кто любил лежать на печке?

-Как ухаживали за печкой?

-Что готовила хозяйка в печи?

-Какую пословицу запомнили?

(диалог Кузи с детьми)

Кузя:Ребята с вами очень хорошо, вы внимательно слушаете и быстро всё запоминаете. Молодцы!

А мне пора возвращаться. До свидания, ребята!

Воспитатель: До свидания, Кузя! Приходи к нам ещё.

Ой, ребятушки, совсем мы с вами заговорились, солнце уже высоко, а у нас ещё много важных дел впереди.

Публикации по теме:

Конспект развлечения для детей старшей группы «Приглашаем в горницу»Конспект развлечения для детей старшей группы «Приглашаем в горницу» Конспект развлечения для детей старшей группы «Приглашаем в горницу» Программное содержание: Знакомить детей с бытом русских людей; Развивать.

Пришла коляда — открывай ворота!Пришла коляда — открывай ворота! Пришла коляда - открывай ворота! В нашей стране очень- очень давно возникла традиция колядовать. После Рождества на Святки мы с детьми решили.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
Автор публикации:
Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата»
Опубликовано: 5 апреля 2012 в 23:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект по экологии в младшей группе «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт. Часть...
Проект по экологии в младшей группе «Посадка и выращивание лука» ( фотоотчёт. Часть вторая. Проект длился с 15 марта по 12 апреля. В группе были...
Фотоотчет о конкурсе «Природа — наш дом»
Уважаемые коллеги в одной из предыдущих публикаций я рассказывала о выставке детских работ на тему "Природа вокруг нас". Дети постарались показать красоту...
Огород на подоконнике «Во саду ли, в огороде»
Каждый год, ранней весной, мы с детьми организовываем "огород" на подоконнике. Заранее оформляем окно, готовим семена, емкости и грунт. В этом году...
«Рыбки плавают в водице». Конспект занятия по конструированию из салфеток с...
Интеграция образовательных областей . «Художественно -эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,...
Фотоотчёт о художественно-эстетической деятельности детей в форме аппликации «Сидит...
Совсем недавно мы с нашими детьми ходили на прогулку , где имели счастливую возможность понаблюдать за филином в естественных условиях( Конспект прогулки...