Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата»

Анастасия Лебедева
Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата»

Програмное содержание:

Продолжать знакомить детей с укладом жизни и бытом, традициями русского народа.

Закрепить знания детей о сельском подворье, обычаями в семье, занятиями русских людей.

Материал:макет русской печки, ухват, глиняный горшок, кукла - домовой,сюжетные картинки - иллюстрации с изображением печи по сказкам.

Ход мероприяти:

В гости к ребятам приходит домовёнок Кузя. Он кланяется, снимает шапку.

Воспитатель: Здравствуй Кузя, какой ты воспитанный, знаешь обычаи русского народа: при входе в избу снимать головной убор, здороваться.

Кузя: Яне только воспитанный, я ещё и загадки знаю. Послушайте.

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печка)

Воспитатель: А я сегодня как раз хочу рассказать ребятам, какое место занимала печка в сельском доме. Кузя, ты мне поможешь?

Кузя: Конечно помогу. Вот мой первый вопрос:

-Какие блюда готовит мама детям дома?

-Какая нужна посуда для этого?

-На чём готовит мама?

Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата»

Кузя: А я, ребята, ел такую вкусную превкусную кашу, какой вы не ели. Когда я был маленьким, давным-давно, жил в деревне, спал на настоящей русской печке, моя мама всю еду готовила не на плите, а в печи.

Воспитатель: Подожди,Кузя, давай расскажем ребятам всё по порядку. А начнём мы с загадки:

Стоит терем, в тареме ящик,

Вящике мучка, в мучке жучка.

Ребята, о чём эта загадка?

(Стоит изба, в избе печка, в печке зола, а взоле - жара.)

Воспитатель подходит к печи, обращаясь к ней:

Ой ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание, она занимает почти пол-избы. С печкой связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ не даром наделял печь волшебными свойствами, особенно в сказках.

Кузя: Ребята, а вы помните в каких сказках есть печь?

("Гуси - лебеди", "По щучьему веленью", "Коза - дереза" и т. д.)

Кузя: Ой какие молодцы! Много сказок знаете!

Воспитатель:Печь складывалась из кирпича, сверху обмазывалась глиной, такой печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь назывался - печник, он пользовался почётом и уважением, его знала вся округа. Печь должна была дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко - тогда и варко. Топили печь берёзой, ольхой: дыма меньше, тепла больше. Сосной и елью топили меньше, они очень быстро прогорают, жара меньше.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности, на печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, рыбу. На печи даже спали, а для этого делали лежанку.

Физминутка:

Шёл павлин горою,

Все люди за мною.

(дети идут по кругу)

Ау нашего у (имя ребёнка)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испечённые,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький,

Этакий узенький.

(дети производят действия под текст)

Воспитатель: Очень любили лежать на печке дети; наблюдая за работой в избе старших, слушали сказки. На печке грели свои "косточки" старики и старухи.

У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. Печку белили, особенно к праздникам, украшали узорами.

На стены вешали расшитые белые рушники. Правый от печки угол называли бабий закуток, там находились кухонные пренадлежности. Другой, левый от печки угол - красный, здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для почётных гостей.

Русский народ славился своим гостеприимством и раньше говорили:

"Что есть в печи - всё на стол мечи"

"Не красна изба углами, а красна пирогами"

Умей в гости звать, умей и угощять"

Кузя: Ой, мне так понравился ваш рассказ, я прям заслушался - как в детстве побывал

Воспитатель:Ребята, наш Кузьма не простой домовой, с выдумкой. Решил он вас разными вопросами испытать. Справитесь?

(дети хором: да)

Кузя:

-Для чего нужна печка?

-Из чего клали печь?

-Чем топили печь?

-Кто любил лежать на печке?

-Как ухаживали за печкой?

-Что готовила хозяйка в печи?

-Какую пословицу запомнили?

(диалог Кузи с детьми)

Кузя:Ребята с вами очень хорошо, вы внимательно слушаете и быстро всё запоминаете. Молодцы!

А мне пора возвращаться. До свидания, ребята!

Воспитатель: До свидания, Кузя! Приходи к нам ещё.

Ой, ребятушки, совсем мы с вами заговорились, солнце уже высоко, а у нас ещё много важных дел впереди.

Публикации по теме:

Конспект развлечения для детей старшей группы «Приглашаем в горницу»Конспект развлечения для детей старшей группы «Приглашаем в горницу» Конспект развлечения для детей старшей группы «Приглашаем в горницу» Программное содержание: Знакомить детей с бытом русских людей; Развивать.

Пришла коляда — открывай ворота!Пришла коляда — открывай ворота! Пришла коляда - открывай ворота! В нашей стране очень- очень давно возникла традиция колядовать. После Рождества на Святки мы с детьми решили.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата»
Опубликовано: 5 апреля 2012 в 23:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра Мы с ребятами старшей группы из театрального кружка "Весёлый балаганчик" готовимся к Новогоднему...
Советы для родителей «Хорошие манеры»
Когда ребенок начнет понимать вас, начинайте учить его хорошим манерам. Обучение хорошим манерам длится на протяжении периода взросления. Ребенок делает...
«Спасибо за Сказку!». Подарок из Москвы.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Спешу сообщить вам, что деревенька "Зайчиково" успешно добралась до нас. http://www. maam....
Новости лаборатории в подготовительной группе детского сада для детей с ОВЗ (видеоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Есть у наших почемучек любимое дело – экспериментировать и ставить опыты в лаборатории. Экспериментирование, как...
Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета»
Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует ответственного...