Лучший педагог года

Содержание коррекционной работы в ДОУ не имеющем на своей базе логопедических групп.

Светлана Воробьева
Содержание коррекционной работы в ДОУ не имеющем на своей базе логопедических групп.

Содержание коррекционной работы в ДОУ

не имеющим на своей базе логопедических групп.

Автор: Учитель – логопед

ГБОУ «Гимназия» №1542

Д/О №3 Воробьева С. Ю.

Москва

2016год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Содержание коррекционной работы в ДОУ не имеющем на своей базе логопедических групп,» размещена в разделах

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными нарушениями речи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи в том числе и тяжелых посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Получение детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы дошкольного образования являются:

* Закон Российской Федерации «Об образовании»;

*Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;

* СанПиН;

*О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

*Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

Содержание коррекционной работы

Слайд №1

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной логопедической работы. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи. Слайд №2

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности ДОУ являются:

1. создание команды единомышленников, куда вошли: Слайд №3

учитель-логопед,

• воспитатели,

• музыкальный руководитель,

• инструктор по физической культуре,

• Педагог - психолог Слайд №4

2. организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. привлечение родителей к коррекционной работе.

ЦЕЛЬ:

повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта ДОУ

ЗАДАЧИ:

1. Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами.

2. Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

3. Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;

4. Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;

5. Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

Слайд № 5. В нашем дошкольном учреждении функционирует логопункт, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 лет до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими проблемами. Кабинет полностью оборудован для коррекционной работы.

На логопедическом пункте осуществляется профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся по расписанию, входят в учебный план. Занятия направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи.

Слайд №6. Работаем по утверждённой программе «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи», авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина компенсирующей направленности осуществляется мной с использованием дидактического материала таких авторов как: Богомолова, Коноваленко, Смирнова и др.

- «Уроки логопедии» В. И. Бутейко, З. А. Репиной

- «Логопедия. 500 занимательных упражнений для развития речи» И. Лопухиной

- «Дошкольная логопедическая служба» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

- «Логопедическая энциклопедия» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

- «Технология организации логопедического обследования» О. Е. Грибова

- «Логопедия в детском саду» Л. М. Смирнова

Слайд №7

Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами:

• у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи;

• у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов;

• у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала;

• соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Занятия проводятся в дневное время, а один раз в неделю в вечернее, чтобы родители могли на них присутствовать и получить консультацию, совет, рекомендации логопеда.

Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Слайд №8. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 2-4 ребёнка.

Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных- 20-25 минут.

Слайд №9

Ещё одна применяемая форма - групповые занятия. Такие занятия не входят в коррекционную программу. Но по наблюдениям за речевым развитием детей, мы пришли к выводу, что такие занятия очень полезны в формировании правильного звукопроизношения. На таких занятиях дети выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, развития речевого дыхания, анализа звукопроизношения. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.

Продолжительность логопедической работы (от нескольких месяцев до полутора-двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье.

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи.

Задачи коррекционного обучения :

- воспитание активного произвольного понимания речи;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи

- воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

Работа учителя-логопеда.

Основные задачи:

- социальная адаптация детей в коллективе;

- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития, формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.

Слайд №10. В коррекционную работу включено :

• фонетическая ритмика

• артикуляционные упражнения

• массаж органов артикуляционного аппарата

• пальчиковая гимнастика

• массаж речевых зон

• Звуковая культура речи

• Развитие и обогащение словаря

Коррекция речи

• Развитие связной речи

• Формирование грамматического строя речи

Звуковая культура речи:

- Развитие фонематического слуха

- Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры

- Обучение звукобуквенному анализу слов

- Воспитание чёткого произношения

- Развитие голоса и речевого дыхания

Развитие и обогащение словаря:

- Развитие навыка подбора синонимов и антонимов

- Развитие словаря признаков

- Развитие глагольного словаря

- Обобщение группы слов

- Уточнение названий понятий, предметов и их частей

- Уточнение лексического значения слов

Коррекция речи :

- Развитие общей координации и мелкой моторики руки

- Развитие сенсорики

- Коррекция эмоционально-волевой сферы

- Развитие высших психических функций

- Коррекция звукопроизношения

Развитие связной речи:

- Развитие невербальных средств общения

- Развитие речевого общения

- Обучение передавать свои мысли и чувства

- Обучение пересказу

- Обучение рассказыванию по серии картин

- Обучение составлению рассказа по картине

Формирование грамматического строя речи:

- Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа

- Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными

- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Для достижения всех перечисленных задач первым этапом является:

Коррекция звукопроизношения.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Слайд №11. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1. подготовительный этап

2. этап постановки звука

3. этап автоматизации

4. этап дифференциации звуков

5. этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Задачи:

1. формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики. Подобран комплекс, как общих упражнений, так и на каждую группу звуков. Слайд №12

2. формирование воздушной струи. Для развития речевого дыхания используются игровые упражнения с использованием пособий. Слайд №13

3. Развитие мелкой моторики. Слайд №14. Сюда входит пальчиковый массаж суджоками и массажёрами. Так же это развитие мелкой моторики при помощи пособий сделанных самостоятельно Слайд №15 (пальчиковый театр, различные игры с крупами и прищепками).

3. развитие слухового внимания. Слайд №16.

4. развитие звукового анализа. Слайд №17, 18 (понятие звук – буква, гласный, согласный, мягкий, твёрдый, место звука в слове и т. д.)

5. добиваться правильного произношения звука в связной речи.

6. автоматизация и введение в речь данного звука Слайд №19

Для этого так же используются наглядные пособия, дидактический материал, тексты, картинки для описательного рассказа и т. д.

7. Работа над грамматическим строем речи (Употребление множественного числа существительных, изменение по родам, падежные окончания, словоизменение и словообразование). Слайд №20

На занятиях широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных особенностей детей.

Проводятся итоговые досуговые занятия, на которых наглядно видно усвоение детьми пройденного материала. Все занятия проходят в игровой форме. Дети получают массу положительных эмоций, усваивают материал и творчески подходят к заданиям. Слайд №21

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

К коррекционной работе привлекаются родители, они совместно с детьми принимают участие в занятиях и логопедических досугах. Слайд №22

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от совместной деятельности педагог – ребёнок – родители. Только в этой триаде можно добиться высоких результатов.

Слайд №23. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

korekcionaja-rabota_smf6t.pptx | 3010,81 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста. Создание собственной мультстудии на базе группы Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста. Создание мультстудии на базе группы. «Воображения важнее, чем знания. Знания.

Новый год для детей старшего возраста логопедических групп. «Как Иванушка Дурачок и Аленький цветочек Деду Морозу помогали» Новый год для старшей и подготовительной логопедических групп. «Как Иванушка Дурачок и Аленький цветочек Деду Морозу помогали» Музыкальный.

План работы районного методического объединения воспитателей логопедических групп дошкольных образовательных учреждений ТЕМА: Развитие профессиональных компетентностей педагога в условиях реализации ФГОС, посредством использования инновационных методик организации.

План работы с дошкольниками и родителями своей группы, способствующий формированию нравственного развития личности Планирование на год Месяц Работа с детьми Сентябрь НОД «Мой дом - моя крепость» Октябрь «Встаньте дети, встаньте в круг» Развлечение.

Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе ДОУ по образовательным областям 2.5 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей Задачи психолого-педагогической работы по формированию.

Содержание работы с целью реализации социально-личностного развития детей Краткий анализ содержания ФГОС ДО позволяет отметить, что его основная миссия - разносторонняя и постоянная поддержка развития ребёнка,.

Содержание работы с детьми по ознакомлению с русской матрешкой Содержание работы по ознакомлению детей с русской матрешкой Младшая группа [/i]Представление о матрешке — нарядной деревянной кукле: яркая.

Содержание работы социального педагога с неполной семьёй в условиях детского сада Главная цель, которую ставит перед собой социальный педагог, заключается в определении специфики и содержания работы с рассматриваемой категорией.

Этапы и содержание работы по формированию оптико-пространственной ориентировки у старших дошкольников Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где умение ориентироваться не играло бы существенную роль. Данное умение является.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Содержание коррекционной работы в ДОУ не имеющем на своей базе логопедических групп.
Опубликовано: 22 января 2017 в 15:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД