Получи документы

Содержание музыкально-эстетической деятельности детей и этапы руководства музыкальной игрой-сказкой

Елена Белова
Содержание музыкально-эстетической деятельности детей и этапы руководства музыкальной игрой-сказкой

Музыкально-эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс чувственного и рационального познания эстетических явлений в искусстве и окружающей жизни, формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, и оценивать красоту и выразительность музыки, создавать эстетические образы в музыкальной, игровой и художественной деятельности.

Публикация «Содержание музыкально-эстетической деятельности детей и этапы руководства музыкальной игрой-сказкой» размещена в разделах

Музыкально-эстетическое воспитание решает задачи развития и формирования интегративных качеств личности, связанных с эмоционально-чувственным и художественно-образным познанием музыкального искусства в сравнении с другими видами искусств и со способностью соотносить выразительность музыки с окружающей ребенка жизнью в ходе общения и взаимодействия с природой, взрослыми, сверстниками.

Основные задачи музыкально-эстетического воспитания связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста, что предполагает:

- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

- обогащение опыта восприятия произведений музыкального и других видов искусства (живопись, литература, танец);

- расширение знаний в области музыкальной и художественной культуры, овладение умениями и навыками музыкального восприятия и исполнительства;

- развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, танцу, живописи, литературе;

- овладение способностью замечать, ценить красоту окружающего мира, человеческих отношений, переживать и создавать эстетически выразительные образы в музыкально-игровой деятельности.

Наряду с общими задачами музыкально-эстетического воспитания дошкольников, при включении сказки в процесс воспитания решаются и частнопедагогические задачи:

1. Ознакомление детей с речевыми и музыкальными способами интонирования, используемыми для передачи эмоционально-смыслового содержания высказывания.

2. Освоение способов вербального, пластического, вокального и инструментального интонирования для воплощения переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на воспринятое ими произведение. Закрепление способов вербального, пластического, вокального и инструментального интонирования в процессе комплексных занятий.

3. Осознание детьми своих эмоциональных переживаний, вызванных произведением, и воплощение их разными способами творческой деятельности.

4. Формирование детьми собственного «интонационного словаря» (Б. В. Асафьев) – интонации просьбы, грусти, жалобной интонации, интонации призыва, радости и др.

5. Сравнение своих переживаний, выраженных разными способами творческой деятельности, с эмоционально-смысловой интонацией музыкального произведения.

Методы и приемы руководства музыкальной игрой-сказкой выстраиваются в соответствии с логикой развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста:

- этап музыкально-образного уподобления, где через систему разнообразных ориентировочных действий развивается способность ребенка определять характер и настроение музыкального произведения;

- эмоционально-импровизационный этап, на котором развивается способность ребенка воплощать эмоциональное переживание, возникшее при восприятии музыки в выразительном движении, жесте, интонации, слове, в разнообразных видах музыкально-ритмической, изобразительной и художественно-речевой деятельности;

- эмоционально-смысловой этап, на котором развивается способность эмоционально-осмысленного переживания содержания музыки и сопоставления художественно-образного содержания произведений искусства с образами героев музыкальной игры-сказки.

При включении музыкальной игры-сказки в педагогический процесс выделяются этапы педагогического руководства.

Таким образом, подготовительный этап руководства музыкальной игрой-сказкой включает :

- первоначальное знакомство со сказкой;

- слушание фрагментов музыкальных произведений, включенных в содержание музыкальной игры-сказки;

- метод первоначальной ориентировки в произведении (определение настроения произведения, главных героев, выделение значимых событий);

- метод контрастного сопоставления (выявление контраста в настроении, характере, определение героев разных по настроению).

В ходе ознакомительного этапа работы по руководству музыкальной игрой-сказкой доминируют методы :

- уподобления характеру художественного образа ( разнообразные творческие действия ребенка: моторно-двигательные, словесные, вокальные, темброво-инструментальные, интонационные и другие, соответствующие характеру художественного произведения);

- метод творческой интерпретации содержания музыкального произведения (И. В. Груздова).

Поисково-творческий этап педагогического руководства музыкальной игрой-сказкой предполагает опору на методы:

- словесные (эмоционально-выразительные пояснения характера художественного произведения, использование сравнений, метафор, слов-образов, создание словесного рисунка, беседа о содержании музыкального произведения и характере музыкального образа, отражающего сюжеты сказки);

- моделирования художественно-творческого процесса (воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника);

- озвучивания интонации разными способами (вербальной, ритмической, инструментальной, вокальной) использовался для передачи ребенком собственных переживаний, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение;

- интерпретации и фантазирования, методы определения художественного контекста;

- методы творческого сюжетосложения, основанного на анализе драматургии музыкального произведения, и моделирования художественно-творческого процесса (воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника).

Творческий этап работы включал такие методы, как:

- метод рассуждения о художественном произведении (направленный на самостоятельное, творчески-индивидуальное нахождение ребенком личностного смысла произведения);

- метод сопереживания (направленный на освоение детьми искусства через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей);

- метод обобщения (направленный на сравнение ребенком эмоции пережитой им от восприятия искусства с личностной эмоцией).

Последовательность этапов педагогического руководства музыкальной игрой-сказкой реализуется комплексом взаимосвязанных методов музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Идея применения музыкальной игры-сказки в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку – это один из подходов к решению проблемы музыкально-эстетического воспитания детей и формирования начал музыкально-эстетической культуры личности.

Публикации по теме:

Особенности педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в первой младшей группе .

Доклад «Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой» Особенности сюжетно-ролевой игры и задачи ее руководства На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает.

Конспект организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе Конспект организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе. Сюжет «На приёме у врача», «Путешествие на автобусе». Цель: создание.

Конспект руководства подвижной игрой для подготовительной группы «Космонавты» Конспект руководства подвижной игрой Возрастная группа: подготовительная Название: "Космонавты" Задачи: Укреплять здоровье играющих. Учить.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Больница» Сюжетно- ролевая игра «Больница» 1. Задачи руководства: -вызвать интерес к профессии врача, медсестры; - воспитывать чуткое и внимательное.

Методика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрастеМетодика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрасте Тема игры: «Домино» База реализации игры: МДОБУ детский сад «Буратино» с. Буганак Участники игры: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Памятка для педагогов «Содержание центров художественно-эстетической деятельности в группах ДОУ» I. Содержание центра «Театр и дети» 1. Виды театра в ДОУ: • Театр картинок (фланелеграф) • Театр петрушек (перчаточные куклы) • Театр теней.

Сюжетно–ролевая игра «Больница». План руководства игрой детей дошкольного возраста Вид игры: сюжетно–ролевая «Больница» Возраст детей: 2 мл. гр. Подготовительный этап: Задачи: вызвать интерес к больнице. Расширить словарный.

План руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе «Город мастеров» Видео Тема: «Город мастеров»:( «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Семья», «Пожарная часть»). Сюжетные игры: «Семья», «Пожарная часть»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание музыкально-эстетической деятельности детей и этапы руководства музыкальной игрой-сказкой
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 12:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД