Содержание работы педагогов ДОУ в соответствии с современными требованиями

Лилия Голышева
Содержание работы педагогов ДОУ в соответствии с современными требованиями

Содержание работы педагогов ДОУ в соответствии с современными требованиями

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста,его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса,на правленого на физическое. социально- личностное,познавательно- речевое и художественно- эстетическое развитие дошкольника. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования,предложенный федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,- принцип интеграции образовательных областей.

Педагогическая интеграция это «непосредственное установление связей между объектами, создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом» В. С. Безрукова

Феномен интеграции предполагает ее рассмотрение как сложного явления педагогической действительности, которое реализуется в принципе, процессе и результате дошкольного образования. Интегрированный образовательный процесс позволяет развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста и дает им возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая природу ребенка, так как дошкольнику свойственно целостное восприятие окружающего мира.

Для эффективной организации интегрированного образовательного процесса в ДОУ необходимо выделить системообразующие факторы интеграции.

Первым системообразующим фактором интеграции выступают образовательные области. В ФГТ выделяютяся 10 ОО, которые не должны реализовываться в ДОУ в чистом виде.

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Социализация»

«Труд»

«Безопасность»

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Познание»

«Музыка»

• «Художественное творчество

Необходим их синтез, объединение в единое целое, т. к. интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменение- формирование интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста. При этом нужно понимать, что целостность ОО придает не столько их объединение, сколько гармоничное проникновение одной области в другую. Например, усвоение социальных норм поведения ребенка в обществе предполагает интеграцию таких ОО, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы» и т. п. Считается, что интеграция осуществляется удачно, если границы слияния областей не заметны, скрыты, если они гармонично проникают друг в друга.

Вторым системообразующим фактором интеграции является тема, вокруг которой объединяются образовательные области.

Разновидности комплексно- тематической модели построения

образовательного процесса

На основе лексических тем (в специальной коррекционной педагогике)

На основе «событийного» подхода (программа «Золотой ключик»: все участники образовательного процесса включаются в большую игру, содержащую в себе ряд игровых событий, связанных между собой сюжетной линией определённой тематики)

На основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций (программа «Радуга»: «Утро радостных встреч», «Встречи с интересными людьми»)

Реализация проектов (программа «Сообщество»: каждый проект – это тема, которой объединены все виды деятельности детей; продолжительность проекта – от одного дня до целого года)

На основе календарно- тематического планирования определяется логико- содержательная основа целостного образовательного процесса. Чтобы раскрыть определенную тему, ребенку необходимы знания из разных областей. Так, тема «Наши мамы» (старший дошкольный возраст) предполагает объединение таких ОО, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «труд», «Чтение художественной литературы», «Худ. творчество».единой организационной формой может быть утренник.

Третьим системообразующим фактором интеграции является интеграция основных видов деятельности.

В ФГТ учитываются основные

виды детской деятельности

двигательная деятельность (ОО «Физическая культура»)

игровая деятельность (ОО «Социализация»)

трудовая деятельность (ОО «Труд»)

восприятие художественной литературы (ОО «Чтение художественной литературы»)

коммуникативная деятельность (ОО «Коммуникация»)

познавательно-исследовательская деятельность (ОО «Познание»)

продуктивная конструктивная деятельность (ОО «Познание»)

музыкально-художественная деятельность (ОО «Музыка»)

продуктивная (ОО «Художественное творчество»)

Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором, который дает основу для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и взрослые, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом может быть новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребенком текст и д. р.

Естественным интегратором всех видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра

В результате освоения интегративной деятельности у дошкольника формируются целостные социальные и психологические образования, такие как, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.

Так, тема «Моя семья» (старший дошкольный возраст) предполагает не только интеграцию всех 10 ОО, но и интеграцию разных видов детской деятельности.

Четвертым системообразующим фактором интеграции является формирование интегративных качеств личности,представленных в ФГТ как конечный результат образовательной деятельности ДОУ.

Итоговый результат представлен в виде социального портрета ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (ООП

социальный портрет ребёнка представляет собой совокупность

9 интегративных качеств,

которые ребёнок приобретает в результате освоения ООП

(ФГТ. 3.5)

По своей сути личность ребенка целостна, системна. Ребенок в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

В ФГТ выделены следующие линии воспитания:

духовно- нравственное

гражданское

патриотическое

гендерное

воспитание здорового и безопасного образа жизни

В ФГТ обозначены основные направления развития детей дошкольного возраста:

физическое

социально-личностное

познавательно- речевое

художественно- эстетическое

Пятым системообразующим фактором интеграции является интеграция форм, методов и средств образовательного процесса

Формы организации интегрированного образовательного процесса:

-игра

- чтение

- мастерская

-ситуация

-коллекционирование

-экспериментирование

-проектная деятельность

-беседа

-викторины, конкурсы

-формы совместной художественной деятельности (слушание, игра, концерт и др.)

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему «Приход весны»

Образовательные области Вид деятельности Содержание деятельности

Познание Познавательно- исследовательская Дети наблюдают за пробуждением природы

Коммуникация Речевая Творческое рассказывание о приметах весны

Безопасность Познавательно- исследовательская, коммуникативная Дети выясняют, какие опасности можно встретить весной

Труд Трудовая, продуктивная Дети мастерят кормушки для птиц

Чтение художественной литературы Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение (восприятие) и разучивание стихов о весне

Музыка Музыкально- художественная Разучивание и исполнение песен о весне

Художественное творчество Продуктивная Рисование на тему «Мои открытия весной»

Социализация Коммуникативная Первичные представления о профессиях землепашцев

Здоровье Познавательно- исследовательская Дети решают проблему, как сохранить здоровье весной

Физическая культура Двигательная, игровая Подвижные весенние игры

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса помогает воспитателю объединить ОО в единый, целостный процесс. спроектировать совместную и самостоятельную деятельность детей, определить ее содержание и продукт деятельности дошкольников.

Шестым системообразующим фактором интеграции может быть познавательная задача, которую дети решают для открытия явлений окружающего мира.

Интегрированная познавательная задача- это проблемная задача, которая включает субъектов образовательного процесса в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами образовательных областей.

Организация совместного творческого поиска способствует развитию природной любознательности, формирует целостную картину мира, обогащает жизненный опыт ребенка.

(Например, решение познавательной задачи «Откуда берется молоко?» позволит детям узнать, что:корова, коза, верблюд, олень- дом животные; человек заботится о них; молоко проделывает долгий путь, прежде чем попасть на стол; молоко необходимо человеку для здоровья и роста; из молока делают разнообразные продукты питания; без молока трудно приготовить многие блюда;)

Седьмым системообразующим фактором интеграции может быть интеграция детско- взрослых отношений.

Созданию детско- взрослого сообщества способствуют:

- совместные проекты

- праздники

-экскурсии

-спортивные и музыкально - театрализованные представления

Таким образом, реализация принципа интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения по многим показателям повышает его результативность.

-способствует формированию целостной картины мира

-учитывает психофизиологические особенности ребенка

-формирует у детей познавательный интерес

-предусматривает использование разнообразных форм и методов в работе с детьми

-объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями

-способствует более тесному контакту всех специалистов

- способствует сотрудничеству с родителями

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Публикации по теме:

Анализ выполнения образовательной программы Анализ методической работы по реализации образовательной программы на 2011 – 2012 учебный год С момента утверждения приказом Минобрнауки.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Содержание работы педагогов ДОУ в соответствии с современными требованиями
Опубликовано: 6 мая 2013 в 23:04
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...