Лучший педагог года

Содержание РППС группы среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Галина Ермолаева
Содержание РППС группы среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Понятие РППС определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря РППС ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Публикация «Содержание Рппс группы среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

Ведущие педагоги и психологи двадцатого столетия - Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин - занимались исследованием этого вопроса, их труды легли в научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды. В этом направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А. П. Усовой, Н. В. Ветлугиной, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Л. Л. Стрелковой. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования вопрос создания РППС в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В нашей группе была создана РППС, но она не отвечала в полной мере требованиям ФГОС ДО и ООП ДО и не в полной мере несла ту положительную роль в развитии детей, которую могла бы нести. Так же отмечалась некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом направлении, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми. Кроме того, развивающая среда соответствовала подготовительной группе, поэтому при принятии детей в среднюю группу, пришлось практически полностью изменять РППС группы.

При решении задач по созданию РППС в нашей группе мы опирались на

• требования ФГОС ДО,

• технологию Т. И. Гризик «Познавательное развитие детей 2-7 лет»,

• основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ д/с №47

а также нормативно-правовой основой стали

• «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564),

• Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста О. А. Карабановой, Э. Ф. Алиевой, О. Р. Родионовой, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич по организации развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Основные принципы организации РППС :

Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.

Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.

Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.

Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Вся вышеперечисленная деятельность привела к следующим результатам:

В групповой комнате созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие интересам детей, возрастными и личностными особенностями. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей.

Можно выделить следующие центры.

Во – первых, приемная - это лицо группы! Здесь красочно представлены материалы, такие как работа с детьми в группе, так и информация, касающаяся лично самих родителей.

В нашей группе РППС разделена на микроцентры для самостоятельной деятельности детей.

Центр физического развития

Служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Для игр на физическое развитие подобраны наборы предметов:

- для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики: мешочки с песком, массажные коврики, массажная дорожка из пуговиц, крышек, катушек ниток.

- для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: кольцеброс, мячи разных размеров, кегли.

- для гимнастики: ленточки, платочки, погремушки, кольца, массажные мячики….

- для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи.

- картотека подвижных игр в средней группе.

- картотека игр с массажными мячиками….

Центр конструирования

Развивает представления об основных свойствах объемных геометрических форм, навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, мелкую моторику пальцев, рук. Учит понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали.

Дети очень любят играть как с «Лего», так и с модулями. У них игра приобретает сюжетно – ролевой характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимее для обыгрывания сюжетов. Играя с конструктором, воспитанники формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.

А также в группе для игр с конструктором созданы подиумы, благодаря которым воспитанники могут играть в любом месте по их желанию.

Пластмассовые кубики;

Пластмассовый конструктор;

Крупное лего;

Мелкое лего.

Центр сюжетно – ролевой игры

Позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре.

Ребенок средней группы любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: «семья», «магазин», «детский сад» и другие.

«Парикмахерская»

«Врач»

«Инструменты»

«Магазин»

Центр безопасности

Центр безопасности оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, парковка, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой дорог.

Музыкально – театральный центр

Развивает слуховое восприятие и внимание, формирует исполнительские навыки, развивает творчество детей на основе литературных произведений. У нас в уголке есть звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчик, бубен, дудочка, металлофон, барабан, погремушки и др., настольный театр, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковые, варежковый, плоскостные, оригами, бибабо, маски для постановки сказок, самодельные костюмы.

И особенно для воспитанников интересен театр теней. В яркий солнечный день малыши с удовольствием играют в театр теней, а это развивает фантазию, творческие способности. Формирует у малышей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждает их к активному взаимодействию, общению со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивает речь и умение активно строить диалог. Развивает игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к поставленной цели.

Воспитанники с большим увлечением пользуются всеми атрибутами, которые есть в музыкально-театральном центре.

Представлена картотека музыкальных игр.

Центр художественно-эстетического развития

Способствует формированию творческого потенциала детей, развитию интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь дети проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и. д.

Дидактические игры направлены на обучение детей различать цвета и понимать названия цвета. Их можно использовать в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности. Пособия-альбомы помогут найти образцы рисунков, поделок из природного, бросового материала, развить фантазию и изобретательность детей.

Набор материалов включает материалы для рисования, лепки, аппликации, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы. Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Для этого у нас имеются специальные трафареты, раскраски. Я собрала много материала для нетрадиционных техник рисования – манка, рис, гречка, штампики самодельные и покупные, тычки, зубные щетки, кисточки – тонкие и толстые, печатки, губка, ватные диски, ватные палочки и многое другое.

Рядом находится мини музей «Русская матрешка»

В музее собрана информация о Русской матрешке, создана выставка, которая знакомит воспитанников с русской культурой. Обогащает знания детей о русской культуре.

Центр познавательного развития

Развивает мышление и пальчиковую моторику, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развивает зрительное восприятие и внимание; формирует обследовательские навыки; развивает способности использовать речь для определения смысла своих действий; обогащает активный словарь детей и т. д.

К этому центру я отношу мозаики, лото, парные картинки, магнитную доску, различные мелкие фигурки и нетрадиционный материл для счёта; кубики, сюжетные картинки, крупные пазлы, наборы картинок для группировки, картотеку игр по развитию речи; картотеку подвижных игр по ФЭМП, магнитные цифры и буквы, кубики Зайцева и тд.

Материал уголка я использую как во время непосредственной образовательной деятельности, так и для индивидуальной работы с детьми.

Центр речевого развития

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Для организации речевых игр в группе имеется : пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в нашем центре имеются различные тренажё ры:

- мыльные пузыри;

- воздушные шары;

- султанчики и тренажёры для дыхания;

- массажные мячики;

- картотека по развитию связной речи (содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на речевые процессы, и тд.)

Книжный центр

Формирует навык слушания, умение обращаться с книгой, расширяет представления об окружающем. В книжной витрине я обычно выставляю 4-5 книг по теме месяца, как правило, они уже знакомы детям, с яркими, крупными иллюстрациями. В уголке дети получают первые навыки самостоятельного общения с книгой. Я знакомлю их с уголком книги, показываю пример как нужно правильно рассматривать книги (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр, класть на место).

В книжном центре есть энциклопедии, книжки – раскладушки, рассказы, стихи. Все книги с яркими иллюстрациями.

В центре «Уединения» дети могут побыть одни, посмотреть фотоальбом детских и семейных фотографий в тишине, также здесь они могут поиграть с куклами или посмотреть свои любимые книги.

Центр природы.

Ставит задачи экологического воспитания и образования детей, любви и бережного отношения к природе.

В центре природы есть:

- Комнатные растения (бегония, бальзамин, фиалка, алой, фикус).

- Картотека комнатных растений

- Календарь природы.

- Муляжи овощей и фруктов, диких и домашних животных,, а также животных жарких стран;

- Карточки с изображениями животных, растений, птиц.

- Альбомы с временем года, книжки и картинки авторов и художников с описанием времён года.

- Рисунки детей;

- Предметы для ухода за растениями (лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки для вытирания пыли, фартуки для детей, большая клеёнка, грабли, совочки)

- Природный материал (шишки, сухие листья и гербарий растений,веточки с разных видов деревьев, камешки, ракушки, песок).

- Дидактические и развивающие игры (Чей домик? Кто, что ест? Мы в лесу. Самый красивый цветок. Цветик-семицветик. Лабиринт. Где иголки у ежа. Кто как говорит. Животные и их детёныши. С какого дерева лист. Весёлый огород. Узнаем по следам. Куда белка спрятала шишки).

Центр экспериментирования.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

В группе для экспериментальной деятельности есть:

- Картотека опытов по экспериментальной деятельности;

- Коллекция: «Тканей», «Бумаги», «Растений»;

- Пробирки

- Воронки

- Стеклышки и тд.

Вывод: Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов.

Публикации по теме:

Формирование речи детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в соответствии с ФГОС Презентация опыта работы воспитателя Устиновой Марины Владимировны 1 слайд Уважаемые коллеги, разрешите Вам представить свой опыт работы.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» О. Н. Ковалевская воспитатель, муниципальное.

Развивающий стенд для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОСРазвивающий стенд для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Если вы готовы потрaтить выходной, то сможете сделать такую чудо-доску. В первую очередь нужно выбрать основу, лучше всего с этой задачей.

Использование игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Слайд 1. Сегодня мы хотим вам предложить игровое оборудование для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии.

Модель организации физического развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС Возможностям применения моделей в различных областях науки и практики посвящено большое количество исследований. С помощью метода педагогического.

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО В основе ФГОС.

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей группы раннего возраста в соответствии с ФГОС Дата «Познавательное развитие» Задачи Форма организации Дидактический материал Сенсорный уголок Сентябрь 1 – 2 неделя Знакомство детей.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Развивающая среда по сенсорному воспитанию в младшей группе. Подготовила воспитатель: Дзюба Т. М. Формирование у детей дошкольного возраста.

Содержание физического развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо Задачи О. О. «Физическое развитие» в соответствии.

Консультация для воспитателей «Социализации детей дошкольного возраста с учетом требований в ФГОС до» «Задача стандарта - позитивная социализация и индивидуализация личности… Стандарт - поддержка разнообразия детства» А. Г. Асмолов. Дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание РППС группы среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Опубликовано: 9 марта 2016 в 19:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД