Сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья детей.

Татьяна Леонова
Сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья детей.

Однажды утром воспитательница детского сада у входа здоровалась с детьми. Она привычно пожала ручку Оле, которая сказала:» Надежда Викторовна, сегодня утром я встала с правой ноги». Надежда Викторовна посмотрела на маму девочки, та усмехнулась:» Наш папа старается,чтобы дочка по утрам вела себя лучше. Оля обняла маму на прощание, сняла сменную обувь и пошла к столику, где несколько детей раскрашивали картинки. Тем временем Надежда Викторовна здоровалась с Арсением, у которого глаза были мокрыми от слёз мальчика. Он крепко обнял маму. Его родители подали на развод, и мальчик стал напряженным и грустным, особенно по утрам, когда расстаётся с мамой. Воспитатель побеседовал с ней и посоветовала подбадривать и отвлекать ребёнка, пока он не свыкнется с новой ситуацией. Так прошли первые утренние полчаса в одной из групп детского сада. Воспитательница,  родители и дети встречались  у входа. Домашний мир, из которого приходил каждый ребёнок, является важным элементом перехода в мир детского сада, который не существовал сам по себе, а частично совпадал с ним. Объятие сменялись пожатием рук, а им на смену приходила задача переобувания

Все колебания остались, позади и мир детского сада вновь наполнялся звуками, впечатлениями, шумом и запахом детворы. Как в любом дошкольном учреждении,учёба здесь сочетается игрой, порядок с беспорядком, свобода с ответственностью.

Я, думаю, что это маленькое описание  нашей работы породило в Вас какое-то чувство, и не каждый мог отрегулировать свои эмоции. В вас что-то проснулось, а некоторые из вас

обладающие компетентностью и степенью самоконтроля, сумели замаскировать свои эмоции.

Маленькие дети обладают удивительной способностью, как выражать свои эмоции, так и понимать эмоциональную экспрессию. С самых ранних лет младенцы способны изменять своё поведение в зависимости эмоционального состояния взрослых. Эмоции ребёнка естественны и открыты. Дети растут, развиваются. Некоторые родители задают такой вопрос: Как отличить, имеется ли у ребёнка реальные проблемы обучения или это какой-либо тип эмоциональной проблемы?»

Между обеими проблемами существует взаимосвязь, эмоциональные осложнения могут ослаблять функции нейроразвития, а его дисфункции ведут к эмоциональным и поведенческим нарушениям.

Вот часто выраженные, ситуационно-личностные реакции расстройств поведения и эмоций у ребёнка:

1. Агрессивность (ломает игрушки)

2. Вспыльчивость (грубо отвечает)

3. Негаплевизм (делает всё наоборот)

4. Демонстративность (отворачивается спиной)

5. Обидчивость (эмоциональная не устойчивость, обижается)

6. Конфликтность (не уступает игрушек)

7. Эмоциональная отгороженность  (занят своим делом и не замечает окружающих)

8. Дурашливость (передразнивает)

9. Нерешительность (отказывается от ведущих ролей)

10. Страхи (страх темноты)

11. Тревога (неожиданно вздрагивает)

12. Скованность (запинается в речи)

13. Заторможенность (не знает чем заняться)

14. Избегание умственных усилий (быстро устаёт)

15. Дефицит внимания (переспрашивает)

16. Двигательная расторможенность (темп действия убыстрённый)

17. Речевая расторможенность (речь взахлёб)

18. Не понимание словесных инструкций.

19. Застреваемость (навязчив при общении)

20. Работоспособность (быстро устаёт от заданий)

Все дошкольные воспитатели знают, что наиболее проблемные дети обычно встречаются  в семьях, где привязанности к взрослому слабые, нарушенные или даже опасные. Некоторые трудные дети действительно имеют нарушения деятельности головного мозга, тогда как другие находятся в состоянии огромного эмоционального стресса – стресса потери привязанности и поэтому с трудом обучаются.

Для того чтобы помочь мозгу такого ребёнка и укрепить психоэмоциональное здоровье нужно использовать наилучшим образом способности к обучению воспитанию и оздоровлению дошкольников. Мозг нуждается в психологической привязанности для того, чтобы полностью вырасти и обучатся. Мы можем представить МОЗГ в виде растения, тянущегося к солнцу. Оно может расти и в тени, но тогда оно развивается не так, как растения получающее необходимое количество солнечного света. Мозг – растение вынуждено изгибаться в сторону солнца. Но в этом случае оно или не зацветёт совсем, или зацветёт позже, или не достигнет полного цветения, пока не найдёт того количества света которого ему требуется. Мозг должен греться у солнца до тех пор, пока полностью не разовьётся. Если ребёнок, например, крепко привязан к очень значимому для него человеку, который о нём заботится: к матери, отцу, бабушке, дедушке, или воспитателю, он от него узнаёт больше. Способность эмоциональной привязанности по мнению учёных чёткая и безошибочная.

Советы взрослому по установлению эмоционального психологического ;                                             контакта.

1. Будь искренним с детьми

2. Называй каждого ребёнка по имени

3. Будь знаком с миром ребёнка, его жизнью и персональными интересами

4. Используй утверждения типа: “Я заметила…” (обратила внимание)

5. Улыбайся, дотрагивайся (когда это целесообразно) и старайся установить визуальный контакт

6. Будь внимателен, к событиям происходящим в жизни ребёнка, всякий раз, когда это возможно

7. Уважай ребёнка за его мнение

8. Если можно, лично рассказывай о своей жизни, о случаях из неё.

9. Не осуждай ребёнка.

10. Слушай и вникай.

11. Представляй  ребёнку, возможность выбора, решения и мнения, что позволит ему принять правильное мнение и решение.

12. Признавай свои ошибки.

Для сохранения и укрепления психоэмоционального здоровья детей, а также для успешного обучения, воспитания и развития дошкольников. Исключительно важно, чтобы: 1. Домашняя и детская жизнь ребёнка были взаимосвязаны. Также важно впервые годы его жизни, чтобы дома обеспечивалось хорошее развитее мозга, и, таким образом, когда ребёнок придёт в детский сад, его мозг был готов учиться.

Учителя во многом становятся для детей родителями, а родители - учителями.

  

2. Исследования мозга показали, то, что едят дети, серьёзным образом влияет на их поведения и способность воспринимать знания. Особенно это верно в отношении маленьких детей, которые ещё недостаточно взрослые, чтобы управлять импульсами, возникающими в состоянии стресса. Если пятилетний ребёнок находится под действием эмоционального стресса, у него возникают большие сложности управления собой и в обучении. Это верно в случае пищевого стресса, где дети должны есть правильную пищу, в нужное время! Родителей учат вопросам организации правильного питания. Ученые, занимающиеся исследованиями в области мозга рекомендуют, чтобы в дошкольных  учреждениях запретили  завтраки с повышенным содержанием сахара, а на полдник также уменьшить объём потребляемых сахаров и крахмала, поскольку уже углеводы ослабляют мозг и после такой пищи, ребёнок не может ни учиться, ни выполнять задания. Полезна пища с высоким содержанием протеина и волокон, йогурт и молоко. Мозг человека более чем на 60% состоит из жиров. Для оптимального функционирования ему требуются кислоты Омега-3 (присутствуют в большом количестве в рыбе рыбьем жире).При нехватке жирных кислот мозг наших детей недополучая ту (пищу мозга, что ему требуется. Мы делаем мальчиков агрессивными и импульсивными, создаём им проблемы с моторными навыками, заставляем страдать от отклонений в учёбе. Мы погружаем наших девочек в открытую депрессию, создаём им расстройства питания и эмоциональной сферы, а также наращиваем уровень отклонений в учёбе.

3. Мы взрослые должны помнить, что мальчики и девочки совершенно  отличаются друг от друга. Мужской мозг и его химические процессы побуждают мальчиков реже использовать контакт»глаза в глаза», а чаще «плечо к плечу», реже «с тобой всё в порядке?», а чаще «ты в порядке, вставай!», реже давай поговорим, а чаше «уйди с дороги».Конечно и общественные тенденции, и социальное давление толкают мальчиков чаще использовать «мужское поведение», а девочек – поведение, основанное на мгновенной реакции сопереживания. Чтобы позаботиться о детях, которые могут страдать от эмоционального вреда.

4. Нужно создать оптимальную среду обучения, мы должны добиваться, чтобы дети использовали больше слов. С нейрологической точки зрения: слова, объясняющие чувства. В конечном счёте воспитатели смогут управлять агрессивностью (у мальчиков) и сопереживанием (у девочек).

5. Нужно использовать при обучении и воспитании детей практические рекомендации, которые станут помощниками воспитателям и родителям.

Практическими рекомендациями могут являться игротерапия для психоэмоционального развития и коррекции поведения и эмоций с использованием основных стратегий.

1. На стимуляцию у ребенка ориентации на поведение и эмоционального состояния другого. Предлагаемая игра «Линейку перекинь как мост с своего носа на мой нос, долго её продержи и что-нибудь весёлое расскажи «.

2. Ориентация ребёнка на состояние другого и на стимуляцию чувств юмора. Предлагаемая игра «Открой глаза и на меня посмотри, что во мне изменилось, скажи «.

3. На стимуляцию гуманных чувств и положительных эмоций. Предлагаемая игра «Я ласковым прикинусь, обниму и скажу нежные слова «.

4. На отреагирование состояния с переключением на иное поведение. Предлагаемая игра «Если скажу «можно»,то смеёмся и дурачимся»

5. Моделирование и преодоление. Предлагаемая игра «куколку возьму, с ней о чём-нибудь поговорю».

6. На переключение. Предлагаемые игры: 1.»Картинку быстро покажу, а ты увидишь-назови»   2. «Я шепотом скажу, а ты постарайся услышать.»

7. На положительное подкрепление, похвалу. Предлагаемая игра «Этот пальчик игрушки кидал! Этот бегал и шумел! Этот песни с нами пел! Этот плохое исправить хотел!»

8. На игнорирование «Тактика выжидания».

9. Чувства удивления. Предлагаемая игра «В какой руке монетка?».

10. На отрицательное подкрепление предлагаемая игра «Не ругаю, не кричу, иронично я хвалю. Опять пальцы во рту. Молодец!»

11. Стимуляция чувства прекрасного (вместо обидного «это плохо» - говорим, это не красиво).

12. Стимуляция положительных эмоций. Предлагаемая игра «Кто меня попросит лучше или рассмешит».

13. Стимуляция чувства юмора. Предлагаемая игра «Я не взрослый, я бычок Паша!».

14. Стимуляция соревнования соперничества. Предлагаемая игра   1.  «Брусок из рук тяни, попробуй вытяни.»

2.)  «Я обезьянка, я хочу достать апельсин палкой».

15. Стимуляция телесного контакта. Предлагаемая игра 1. «Давай я тебе погадаю». 2.»Я на тебя смотрю, дотронусь, я покажу: где лоб, где руки»

      ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И          РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ;       ВОЗРАСТА СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ:

1. Заданий

2. Игр

3. Упражнений

4. Самостоятельной  деятельности

5. Бесед

6. Рассуждений

7. Наблюдения

8. Объяснения

ВОСПИТАТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТ ТАКЖЕ:

1. Разминки

2. Физкультминутки

3. Релаксации

4. Дебют гимнастики

5. Цветотерапию

6. Аромотерапию

7. Смехотерапию

8. Психологические разгрузки

9. Этюды

10. Аутотренинги

11. Танцевальные минутки

12. Музыкальная пауза

13. Чтение худ.   литературы

14. Творчество (аппликация, лепка, рис.)

15. Театральная постановка

16. Просмотр диафильмов, мультфильмов

17. Песочная терапия и т. д. …

ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ;   ДЕТЕЙ, ДЛЯ ИХ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ,  ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ     ДОШКОЛЬНИКОВ.

Публикации по теме:

Анкета для родителей. «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье» Анкета Уважаемые родители! Просим вас принять участие в опросе по теме: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье».[cut=Читать далее. ].

Притча «Грязное белье» Грязное бельеОдна семейная пара переехала жить на новую квартиру. Утром жена, едва проснувшись, выглянула в окно и увидела соседку,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья детей.
Опубликовано: 20 января 2012 в 19:03
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Фотоотчёт. Осенняя экскурсия по территории детского сада.
Осень в гости к нам пришла, Дождь и ветер принесла. Ветер дует, задувает, С веточек листы сдувает. Листья на ветру кружатся И под ноги...