Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на интегрированных музыкальных занятиях

Надежда Коновалова
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на интегрированных музыкальных занятиях

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников

на интегрированных музыкальных занятиях

Здоровый малыш - это радость, счастье, благополучие не только для семьи, но и для всего общества. Забота о здоровье детей – это особая задача всех взрослых. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического воспитания имеет свою давнюю историю. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

С 19 века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Известно, что инструментальное воздействие музыки проявляет себя следующим образом:

1. вокальная музыка воздействует на весь организм, но больше всего на горло,

2. струнные инструменты ориентированы на развитие сострадания,

3. ударные инструменты физически бодрят, придают силы организму,

4. интеллектуальной сфере соответствуют клавишные. Звучание рояля называют самой математической музыкой.

С одной стороны, музыка благоприятна для всего организма в целом, с другой является одним из средств физического развития ребенка. Здоровье сберегающие технологии, используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей детей.

Известно, что ДОУ осуществляют комплексный подход в оздоровлении детей, но получается, что всего понемножку. Физкультурные занятия организуются сами по себе, лечебно-профилактическая работа – сама по себе.

Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования, в связи с введением ФГТ, перед ДОУ встает необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей.

И это становится возможным благодаря использованию в педагогическом процессе дошкольного учреждения интегрированного подхода, как к образованию, так и к сохранению и укреплению здоровья дошкольников путем организации интегрированных занятий. Потребность в этом виде занятий объясняется целым рядом причин, одними из которых являются следующие:

1. во-первых, интегрированные занятия нестандартны и интересны,

2. во-вторых, раскрывают большие педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти, и др. не менее важные причины.

Музыкальные занятия являются основной формой музыкальной деятельности в ДОУ. На музыкальных занятиях ребенок чувствует себя бодрым, жизнерадостным, у него снимается зажатость, закомплексованность, появляется вера в себя, свои силы. Он свободно движется, т. е. развивается координация, появляются положительные эмоции, развивается речь, а это, в свою очередь, тоже влияет на здоровье. Как сказал В. А. Сухомлинский «Музыка -воображение – фантазия – сказка – творчество - такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные и физические силы». По содержанию музыкальные занятия каждому из нас хорошо знакомы. Это и типовые, и доминантные, комплексные, интегрированные и тематические занятия.

Как уже было сказано, сегодня обязательным условием оздоровительной работы детского сада выступает принцип интеграции (взаимодействия) образовательных областей различных уровней.

В нашем ДОУ интеграция таких образовательных областей, как «Музыка», «Коммуникация», «Здоровье» и «Физическая культура» особо актуальна. Это обусловлено тем, что проблемы коммуникативного и физического развития ребенка дошкольного возраста все чаще становятся факторами, тормозящими процесс оздоровления детей.

На наш взгляд, именно образовательная область ФГТ «Музыка» напрямую связана с оздоровлением детей дошкольного возраста.

Музыкально- оздоровительная работа в ДОУ - достаточно новое направление, как в музыкальном, так и физическом воспитании дошкольников.

Цель ее: укрепление психического и физического здоровья дошкольников, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Результатами этой работы должны стать:

• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей,

• стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка,

• повышение уровня речевого развития,

• снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями,

• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Научная основа процесса оздоровления воспитанников в нашем детском саду базируется на программах и методических пособиях: образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. Васильевой, программы А. Бурениной и Т. Суворовой, а также на здоровье сберегающих технологиях А. Стрельниковой, А. Уманской, К. Динейка.

Использование на каждом музыкальном занятии здоровье сберегающих технологий служит средством организации и оптимизации образовательного процесса.

Мы считаем, что интегративный способ построения воспитательно-образовательной работы – это один из путей достижения качества образования, сохранения и укрепление здоровья дошкольников.

Наиболее эффективными технологиями в работе с дошкольниками в нашем учреждении стали:

1. валеологические песенки – распевки,

2. артикуляционная гимнастика,

3. дыхательная гимнастика,

4. фонопедические и оздоровительные упражнения,

5. пальчиковые игры,

6. музыкотерапия (активная танцтерапия,

7. речевые игры,

8. игровой массаж

В рамках системы работы были приняты за основу примерные схемы музыкальных занятий с применением здоровье сберегающих технологий, предложенные О. Н. Арсеневской.

Каждое музыкальное занятие мы начинаем с валеологической песенки – распевки. Это, как правило, небольшие тексты в мажорной гамме. Они поднимают настроение и подготавливают голос к пению. Например, распевка: «Здравствуйте!».

Далее следует применение дыхательной гимнастки. Значение применения дыхательной гимнастики велико. Она оказывает на организм человека комплексное оздоровительное воздействие. Для проведения гимнастики мы используем методику А. Н. Стрельниковой. Это уникальная методика дыхательных упражнений восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает функцию легких, повышает общую сопротивляемость организма.

Следующим шагом в применении здоровье сберегающих технологий выступает артикуляционная гимнастика. Для нашего ДОУ это особо актуальная тема. Дети в разных возрастных группах неправильно произносят те или иные звуки. И причин этому явлению, к сожалению, очень много. В том числе, слабость мышц артикуляционного аппарата. Поэтому передо мной, как и перед другими специалистами ДОУ стоит цель - выработать качественные и полноценные движения органов речевого аппарата и подготовить детей к правильному произношению фонем. Конечно же, эта работа проводится совместно с учителем – логопедом. Артикуляционные упражнения мы проводим по методикам: В. Цвынтарного, М. Фомичевой, Селиверстова и др.

Одним из элементов проведения музыкально- оздоровительного занятия являются фонопедические упражнения. Это упражнения для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовка их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Фонопедические и оздоровительные упражнения рекомендуется проводить по рекомендациям врача-педиатра.

^ Игровой массаж - неотъемлемая часть занятия. Так как наш педагогический коллектив на протяжении ряда лет занимается оздоровлением детей, в том числе часто и длительно болеющих, то разные виды игрового массажа по методикам А. Уманской, Е. Картушиной, К. Динейки нашим педагогам хорошо известны. Теперь игровой массаж мы используем и на музыкальных занятиях. Комплексы массажа и самомассажа провожу под музыку; она звучит либо фоном, либо текст пропевается. Например:

Регулярно включаю в занятия и пальчиковые игры. Их применение постоянно согласую с учителем – логопедом. Важно правильно сделать их выбор.

Кроме этого, на занятиях музыкой использую речевые игры. Речевые игры помогают детям овладеть всеми средствами выразительной музыки, развивают музыкальную память, чувство ритма, развивается звуковая культура речи, связная речь, грамматический строй речи; часто используем речевые игры Т. Боровик, Т. Тютюнниковой. Как правило, основой для таких игр служит детский фольклор-песенки, потешки, шутки.

В ДОУ работает театральный кружок. На занятиях кружка речевым играм отводится самое серьезное внимание.

И развитию движений под музыку уделяется достаточно внимания. Особенно гармонично вписывается в музыкально- оздоровительный процесс программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика».

Заключительным этапом работы с детьми на музыкальном занятии становятся речевые и музыкальные игры, а также любимые детьми хороводы.

Мы считаем, что использование здоровьесберегающих технологий на интегрированных музыкальных занятиях позволяет учитывать индивидуальные особенности и возможности воспитанников, а также уверенно преодолевать узкоспециализированные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы

1. Арсеневская О. Н. Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Вологоград: Издательство «Учитель», 2011.

2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / авт. - сост. Н. И. Еременко.

Вологоград: ИТД «Корифей», 2009.

3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: метод. пособие. М.: Сфера, 2004.

4. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. М.: Сфера, 2008.

5. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры. // Дошкольное воспитание. № 5, 2002 г.

6. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Лань, 2002 г.

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении.Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении. "Мы за здоровый образ жизни! вы?. " Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сохранение здоровья.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на интегрированных музыкальных занятиях
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 08:21
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...