Сохранение психологического здоровья всеми участниками педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста

Наталья Турухина
Сохранение психологического здоровья всеми участниками педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым. В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Именно поэтому, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое значение отводится здоровьесберегающим технологиям, психолого- педагогическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья детей. А что же включает в себя понятие «психологическое здоровье

Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья. И. В. Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной [3,с. 153].

Поступление ребенка в детский сад – это первое серьезное испытание для психики малыша и его организма в целом. Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период преддошкольного детства. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Поэтому особенно важно в этот период позаботиться о психологическом здоровье участников образовательного процесса. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимы доверительные отношения родителей и педагогов. Родители, в свою очередь, тоже проходят адаптационный период: испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада.

Они не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым нужно определить для себя позицию партнерства, взаимопонимания, доверия, установить субъектное взаимоотношение. И родителям, и воспитателям необходимо сформировать у детей положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Большое значение имеет и профессиональное мастерство воспитателей, создание атмосферы тепла, доброты, внимания. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Практика показывает, что дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению психологического здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого- педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении.

Под конкретной работой по обеспечению психологического здоровья детей, педагогов и родителей мы подразумеваем целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Эта работа включает в себя следующие направления:

1. Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации.

2. Организация жизнедеятельности детей в период адаптации.

3. Контроль за состоянием психологического здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Для создания условий сохранения психологического здоровья всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов) мы условно разделили адаптационный период на несколько этапов:

I этап - подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Задача этого этапа – успокоить, прежде всего, взрослых и

сформировать такие стереотипы в поведении родителей и ребенка, которые помогут им безболезненно приобщиться к новым условиям и правилам детского сада. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность

действий родителей и воспитателей. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Еще до поступления малыша в группу воспитатели устанавливают контакт с семьей. На этом этапе педагоги знакомятся с жилищными условиями семьи, составляют паспорт семьи, проводят анкетирование родителей «Психолого- педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение». В детском саду проводится «День открытых дверей», где родители знакомятся с сотрудниками ДОУ, с условиями детского сада.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. Приглашаем родителей на беседы с целью составления индивидуального адаптационного маршрута и маршрута психолого- педагогического сопровождения ребенка в детском саду (гибкий график приема ребенка в группу, определенное количество времени пребывания в группе вместе с мамой, прогулка совместно со сверстниками, сон). Таким образом, осуществляем индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом пожеланий родителей. Особое значение на данном этапе придаем подготовке ребенка к детскому саду в домашних условиях. Рекомендуем делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Обращаем внимание родителей на формирование навыков самостоятельности малыша. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным; умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний и положительно скажется на его психологическом здоровье. С этой целью разработали ряд рекомендаций для родителей «Режим дня дома и в детском саду», «Полезные и вредные привычки малыша», «Правильно питаемся», «Растем здоровыми», «Играем вместе».

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

II этап – основной.

Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и установить с воспитателем доброжелательные отношения. Партнерство родителей и педагогов, единое понимание целей и задач воспитания, помощь, уважение и доверие – необходимое условие сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, и непосредственно общаясь с ним, может найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психологической защиты. На этом этапе мы проводим тестирование «Родители глазами ребенка», круглый стол «Первые дни ребенка в детском саду», консультации «Вы спрашиваете – мы отвечаем».

Особое значение придаем игровой деятельности. Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. В своей работе воспитатели используют игры "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки, "Солнечные зайчики" и др. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук", «Этот пальчик…» и др.

Такие игры, как "Книжка - угадай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим

разные фигуры", «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

С удовольствием воспитатели используют физические упражнения и игры, предлагают малышам каталки, машинки, мячи. Игровая деятельность благотворно действует на малышей, снимает психоэмоциональную напряженность, сохраняет их психологическое здоровье.

III этап – заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон. Ребенку комфортно в детском саду, у него нет чувства тревоги и обостренного желания быть с мамой. В этот период адаптации важно сохранить психологическое здоровье ребенка: необходима эмоционально благоприятная атмосфера в группе, положительная установка на общение со взрослыми, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей в создании атмосферы тепла, уюта и доброжелательности в группе. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, воспитатели нашего детского сада "одомашнивают" группу: оформляют "семейный" альбом с фотографиями детей и их родителей, организуют уголок домашних игрушек. Малыши в любой момент могут увидеть своих близких и поиграть своими домашними игрушками. В группах для детей раннего возраста создается и особая предметно-развивающая среда. Все игрушки и пособия подобраны по возрасту детей, развивают сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение, речь. Организация предметно-развивающей среды включает в себя: центр развивающих игр (дидактический стол, книжный уголок, игровые двигательные модули, уголок ряженья с элементами различных видов театра, центр «Песок-вода», зону двигательной активности, уголок изобразительной деятельности, игровую «Жилая комната».

Правильно организованное пространство в нашем детском саду и пошаговая, системная работа по адаптации детей раннего возраста позволяет педагогам обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в детском коллективе, тем самым сохранить психологическое здоровье взрослых и малышей.

Литература:

1. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. СПб, 1998 .

2. Галиузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. «Владос», 2007.

3. Дубровина И. В. «Психическое здоровье детей и подростков». М.: Академия, 2000 .

4. Мальцева И. В. Раннее развитие. Лучшие методики и игры. «Азбука», 2008.

5. Русаков А. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. М.: Речь, 2010.

6. Югова О. В. Игры с малышами. Методическое пособие для работы с детьми раннего возраста. СПб: ЦДК проф. Л. Б. Горяевой, 2009.

7. Юраш А. Г. Актуальность охраны психологического и психического здоровья детей на современном этапе развития общества. Психологическая газета № 10 1997.

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко»Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко» В 2011 - 2012гг. я совместно со своими коллегами Мариной Корыстиной и Еланой Пазоной участвовала в разработке и внедрению проекта по адаптации.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
  • Праздники
Автор публикации:
Сохранение психологического здоровья всеми участниками педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 21 октября 2012 в 18:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
КВН «Красный, желтый, зеленый» итоговое занятие
Цель: формировать у детей навыки безовасного поведения , закрепить знания детей о сигналах светофора, о дорожных знаках , о видах транспорта. Закрепить...
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...