Сохранение здоровья дошкольников

Вита Деньгина
Сохранение здоровья дошкольников

Сохранение здоровья дошкольников

Рассматривая здоровье, как жизненный процесс, можно говорить о нем применительно к любому человеку и к любому отрезку его жизненной биографии, а также в применении к обществу в целом: «здоровье общества», «здоровье нации», «здоровье подрастающего поколения», «здоровье семьи». Рассматривая два взаимосвязанных компонента здоровья: биологическое и социальное, можно отметить, что возможности человека быть счастливым и здоровым зависят от общего качества жизни. В утверждении качества жизни важны как объективные факторы (уровень благосостояния, социальных услуг, экологии, так и субъективные (высокий смысл жизни и здоровый образ жизни).

Здоровый образ жизни - это мера цивилизованности и человечности, характеризующего как отдельного человека, так и общества в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы.

Надо помнить, что ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства, являющиеся основой нравственного воспитания и включающими в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу, к родной стране у него появляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной, своей семьей. Педагогам и психологам хорошо известно, что равнодушие к матери, семье и уж тем более ненависть – свидетельство очень серьезного душевного расстройства. Что в свою очередь ведет к серьезным изменениям в состоянии здоровья человека. А ведь здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни.

Именно в дошкольном возрасте ребенок учится сдерживать и контролировать свои эмоции. В этих попытках проявляется моральная и социальная ответственность, что для ребенка сложно и предполагает приложение усилий. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем главным сущностным звеньям:

1. Могу ли я любить, и любим ли я?

2. Могу ли я управлять обстоятельствами своего поведения?

3. Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?

Таким образом, создаются основы базовой безопасности, автономности, инициативности. Если на этих стадиях возникли трудности в приспособлении к миру, у ребенка может возникнуть чувство несостоятельности, которое может быть скрытым и выявится лишь в экстремальных условиях. Все это имеет непосредственное отношение к здоровьесбережению.

С малых лет малыш учится ходить, говорить, самостоятельно есть, одеваться, читать и т. д. А любить? Трудная задача, так как словами, увещеваниями, нравоучениями здесь ничего не сделаешь. Разве можно рассчитывать на положительный результат, сказав ребенку: «Люби меня!»

Механизм появления любви скрыт от человека. Ученые часто спорят над определением, спорят они и том, что такое любовь. Ее воспевают в стихах поэты, ей посвящают музыку и пишут картины. Она вдохновляет каждого, кому повезло испытать это удивительное чувство. Но почему, встретив одного человека, мы проникаемся к нему этим особым чувством, а к другому равнодушны? Загадка пока остается загадкой, но ведь чувство есть! И мы знаем наверняка: оно должно быть действенным, то есть оно должно выражаться в конкретных формах по отношению к объекту любви. Мы любим своего ребенка и заботимся о нем, а он? Он ведь тоже любит своих родителей. А вот выражать свою любовь часто не умеет. Но этому можно научить. Эта «школа» складывается из мелочей, каждодневно. «Расскажи что-нибудь веселое, а то мне так грустно», «подай папе журнал», «давай обрадуем бабушку и подготовим ей сюрприз» и. т. д. способы выражения любви «рассыпаны» по всей нашей жизни, они во всех наших отношениях с людьми.

Мы мало рассказываем детям о себе (а ведь надо знать объект любви). О своем детстве, о своих родственниках, о своих друзьях, о своих удачах и неудачах, о том, из-за чего мы плакали и радовались. Словом о своей человеческой сущности. О своем отношении к миру. Дети любят, когда родители, дедушки и бабушки рассказывают им о себе. В это время они как бы открывают для себя близкого человека. Такие минуты – практика любви и привязанности.

Стоит рассказать детям и о других, «чужих» взрослых, которые могут служить образцом. Сегодня некоторые педагоги и психологи, ратуя за воспитание свободной независимой личности, выступают против «образцов» в воспитании. Но возможно ли это? Можно воспитать человека без ориентира на какой-то образец? Подражание – своего рода путь социализации. Конечно, речь идет не о бездумном копировании, а о том, что, глядя на взрослых, ребенок как бы видит перспективу своего развития. «Я тоже буду взрослым». Постепенно складывается идеал человека, на которого ребенок хотел бы быть похожим. Задача в том, чтобы это был положительный идеал, поэтому, кроме того, что родители должны быть привлекательным образцом для дошкольника, нужно рассказывать детям о «людях хороших», об их жизни и делах и о том, что они оставили людям.

Но зачастую родителям не хватает времени, знаний, опыта, желания добиваться высоких результатов в воспитании своего ребенка. Однако вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка. Наиболее эффективной формой работы с родителями является деятельность родительского клуба «Когда мы вместе».

Концепция создания родительского клуба.

Комплексный подход к решению проблем воспитания, обучения, творчества детей в родительском кубе направлен на самореализацию личности ребенка в социуме, на воспитание не потребителя, а дарителя; на то, чтобы в будущем он приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность становится удовлетворенной и счастливой.

1. Развитие нравственных ценностей.

Акцент делается на приоритет духовных ценностей над материальными, что достигается путем самоанализа, и воспитания в себе положительных качеств. Это относится как к детям, так и к взрослым членам родительского клуба.

Для детей эта задача решается на уровне создание положительной модели поведения в игре, драматизации, фантазировании, разрешении предлагаемых ситуаций на занятиях, в общении со взрослыми, в процессе совместной творческой деятельности. Педагоги обращают внимание на развитие у ребенка таких качеств как милосердие, доброжелательность и партнерство, взаимопомощь и взаимопонимание, умение саморегулировать себя. Происходит активная коррекция поведения ребенка, когда он самостоятельно придумывает ситуации, создает, играет, открывает что-то новое. Роль родителей педагогов заключается в том, чтобы помочь детям связать различные ситуации и сюжеты с сегодняшней жизнью и задать направление исследованию: «Как? Почему? Что надо делать?».

2. Тесная связь обучения и воспитания.

3. Творческая деятельность, базирующаяся на получении конечных результатов (спектакль, праздник, выставка).

4. Благотворительность.

Поскольку одной из задач программы деятельности клуба является «воспитание не потребителя, а дарителя», ребенок также может творить благое дело, так как благотворительность бывает не только материальной, но и духовной. Желание передать свои опыт, знания, умения теплоту и сердечность, быть милосердным, помогать слабым, больным, младшим тоже является благотворительностью. В клубе устраиваются благотворительные акции дарения, спектакли, концерты. Милосердие проявляется в заботе о «братьях наших меньших», о младших детях.

Цель. Создание позитивного микросоциума, воспитание и самовоспитание личности ребенка, оказание помощи родителям в воспитании детей.

Задачи.

• Пропаганда здорового образа жизни (биологическое и социальное).

• Развитие коммуникативных способностей.

• Формирование детских коллективов, групп родителей по интересам.

• Развитие нравственных качеств ребенка, взрослого (проблемы сотрудничества, самоуважения, дружелюбие, ответственность, милосердие и т. д.).

• Выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности.

• Развитие интеллектуальных способностей

Основные формы взаимодействия с семьей.

- благодарственное письмо родителям;

- буклет;

- видео журнал «Родительские посиделки»;

- выставка;

- информационный стенд;

- клуб интересных встреч;

- конкурсная программа с участием родителей;

- консультации для родителей;

- краеведческая акция (поиск информации, связанной с историей семьи);

- открытое учебное занятие;

- педагогическая гостиная;

- поход с участием родителей;

- праздник;

- творческий отчет.

Тематическое планирование родительского клуба «Когда мы вместе»

1. Познай себя как родителя.

2. Роль семьи в подготовке детей к школе.

3. Наше здоровье.

4. Семья вместе – душа на месте.

5. Комната для души.

6. Сотрудничество семьи и педагогов в социально – эмоциональном развитии ребенка.

7. Птица счастья.

8. Я – взрослый, ты – ребенок.

9. День матери.

10. Дружная семья.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность – задача нелегка, очень ответственная, но благодарная. И пусть своего рода ориентиром будут замечательные слова В. А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решительной степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Публикации по теме:

Витаминотерапия для детейВитаминотерапия для детей "Витаминоед" - кто это?Дети в группе у меня его уже отлично знают. И очень рады ему, когда он появляется. Он всегда детям приносит.

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Сохранение здоровья дошкольников
Опубликовано: 7 октября 2013 в 17:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий летнего развлечения «Цветик — семицветик»
Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации летнего досуга с детьми среднего дошкольного возраста. Досуг рекомендуется...
Конкурс «Лучшая дорожка здоровья»
В нашем ДОУ 30 июня 2017 прошёл конкурс на лучшую «Дорожку здоровья». Разработано положение которое определяет порядок организации и проведения...
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет.
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет. В нашем любимом городе Козловка на набережной реки Волга прошла легкоатлетическая эстафета на призы районной газеты...
Коллаж «Лето, лето яркого цвета!»
Доброе время суток всем, кто заглянул на мою страничку! Желаю вам приятного летнего настроения! Лето! Замечательная пора для игр, наблюдений, исследований,...
Фотоотчет о создании настольной игры своими руками
В нашем детском саду прошел день безопасности дорожного движения. И мы с ребятами решили своими руками сделать настольную игру "Водители, пешеходы,...