МААМ-картинки

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» (30 фото)

Татьяна Варанкина
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине '' Спасаем мяч''

Используемая литература:

Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ".(Технология ТРИЗ)

Цель: усвоение ребёнком обобщённых способов умственной деятельности

при создании собственного речевого продукта

Публикация «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине „Спасаем мяч“» размещена в разделах

Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведённом месте. Работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема совершённого мыслительного действия.

Этап 1

Определение объектов на картине

Цели:

- учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их;

- учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило : «Смотрю на картину и называю объекты»;

- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (названия объектов и их частей).

Ход занятия:

Педагог: К нам пришла в гости картина. Посмотрите на неё. Давайте возьмём подзорную трубу (имитация руками) и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовёт разных предметов. (по мере называния объектов обозначаем их схемами).

Дети: Девочка, ещё девочка…

П: Давайте их назовём.

Д: Девочка Света, которая держит куклу, и девочка Таня, которая плачет. Мальчика зовут Серёжа.

П: Кто ещё что видит?

Д: Лужу, прутик, мяч, куклу, ёлочку, ещё ёлочку.

П: Хорошо. Много ё лочек: одна в левой, другая в правой части картины.

Д: Цветы, много разных цветов, больше всего ромашек. Небо, земля, трава, кофта, юбка…

П: Что мы сейчас делали?

Д: Играли в игру «Кто больше назовёт предметов».

П: Вот эмблема этой игры и её правила: «Смотрю на картину и называю предметы, изображённые на ней».

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»
Фото «Спасаем мяч»
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине - фото

Схема первого этапа

Этап 2

Установление взаимосвязей между объектами на картине

Цели:

- учить детей находить взаимосвязи объектов, изображённых на картине;

- учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками;

- учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правила: «Один объект связан с другим»;

- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий объектов).

Ход занятия

П: Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины : все изображённые предметы между собой связаны. Найдём эти связи.

Д: Мячик и вода в луже связаны между собой: мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрым. (ребёнок на листе бумаги с выделенными объектами рисует фломастером стрелку от мяча к воде).

- Мячик и прутик связаны, потому что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи. (проводится стрелка от прутика к мячу).

- Прутик и мальчик связаны между собой. Во-первых, мальчик держит прутик в руке; во – вторых, прутик нужен, чтобы достать мяч. Поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику.

- Девочка Таня и девочка Света связаны между собой, так как они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню. (проводится стрелка от Светы к Тане).

П: Что мы сейчас делали?

Д: Играли в игру «Сыщики». Искали, как предметы на картине, связанные между собой.

П: Вот эмблема игры и её правила: «Один предмет связан с другим, потому что…»

Фото №1 Составление рассказов обучение рассказыванию Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине Спасаем мяч Используемая литература Т Фото №2 Лелюх Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине Фото №3 Работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов в течение двух недель

Эмблема второго этапа

Этап 3

Составление сравнений и загадок по картине

Цели:

- учить детей составлять сравнения и загадки по моделям;

- учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правила: «Я смотрю на предмет, изображённый на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»;

- активизация словаря детей по сюжету картины (проговаривание прилагательных).

Ход занятия

П: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять сравнения и загадки по картине. Выберите любой предмет, изображённый на картине.

Д: Мяч.

П: Что вы можете сказать о его форме?

Д: По форме мяч круглый.

П: Какие предметы, круглые по форме, вы знаете?

Д: Колесо, солнце, колобок и т. д.

П: Составьте словосочетание : «Мяч по форме похож на…».

Д: Мяч по форме похож на колобок.

П: А вы любите отгадывать загадки? Мы сегодня с вами поучимся их составлять. Выберите предмет по картине и перечисли его особенности – признаки.

Д: Прутик.

П: Он какой?

Д: Длинный, тонкий, упругий.

П: Прутик на что похож?

Д: Указку, провод, смычок.

П: Попробуйте составить текст загадки с помощью слов: «Как», «Но не».

Д: Длинный, но не указка.

Тонкий, но не провод.

Упругий, как смычок. (прутик).

П: Что на занятии было нового?

Д: Научились составлять сравнения, составлять самостоятельно текст загадки.

П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я смотрю на предмет, изображённый на картине и могу сравнить его признаки с признаками других предметов».

Фото №4 По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема совершённого мыслительного действия Фото №5 Ход занятия Педагог К нам пришла в гости картина Фото №6 Посмотрите на неё

Эмблема третьего этапа

Этап 4

Представление возможных ощущений

с помощью разных органов чувств.

Цели:

- учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);

- учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь.»;

- активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Ход занятия

П: Сегодня к нам в гости пришли волшебники: «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую запах». Давайте мы с вами посмотрим на картину, превратимся в волшебников и войдём в неё, отправимся в путешествие по картине. Но для этого вы должны выбрать волшебника, который вам поможет путешествовать.

Д: Алё ша : «Я буду волшебником, который «Я слышу»».

«Я слышу, как мяч шлё пнулся в лужу: плюх!»

«Я слышу, как прутик постукивает о мячик».

«Я слышу, как шумит ветерок и щебечут птички».

«Я слышу, как мама зовёт Таню домой».

Д: Маша: «Я буду волшебником, который «Я чувствую»».

«Я чувствую на ощупь, какой мячик тёплый и скользкий».

«Я чувствую на ощупь, что прутик твёрдый, немного шершавый и упругий».

«Я чувствую, какая травка мягкая, шелковистая, немного сырая, особенно около лужи».

Д: Ваня: «Я буду волшебником, который «Я нюхаю»».

«Пахнет свежестью и травой, потому что прошёл дождик».

«Ёлочка пахнет очень приятно».

«Я чувствую, как мяч пахнет резной. Его ведь недавно купили в магазине».

П: Чем мы сейчас с вами занимались?

Д: Мы играли в игру, которая называется игру «Сыщики». П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки, какой он на ощупь».

Давайте возьмём подзорную трубу имитация руками и перечислим что мы на ней видим Посмотрим кто самый внимательный кто больше всех увидит и назовёт разных предметов по мере называния объектов обозначаем их схемами Дети Девочка ещё девочка П Давайте их назовём Д Девочка Света которая держит куклу и девочка Таня которая плачет Мальчика зовут Серёжа П Кто ещё что видит Д Лужу прутик мяч куклу ёлочку ещё ёлочку Много ё лочек одна в левой другая в правой части картины

Эмблемы 4 этапа

5 Этап

Составление рифмованных текстов

по мотивам содержания картины

Цели:

- учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты;

- активизировать речь детей с помощью рифмующихся слов;

- учить находить эмблему этапа и озвучивать правило «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».

Ход занятия

П: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Складушки – Ладушки». Я говорю вам слово, а вы подбираете рифмующие слова к предметам на картине.

П: Мячик

Д: Зайчик

П: Бантик

Д: Фантик

П: Девочка

Д: Припевочка

П: Палочка

Д: Помогалочка

П: Вот что у нас получилось:

мячик – зайчик,

бантик – фантик,

девочка – припевочка,

палочка – помогалочка.

А теперь попробуйте из пары слов сложить две строчки, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующим словом, используя слова: «Жил –был кто – то…».

Д: «Жила – была девочка.

И была она припевочка;

На голове у неё бантик –

Он похож на фантик».

П: Ребята, чем мы сейчас с вами занимались?

Д: Играли в игру «Складушки – Ладушки», составляли рифмованные тексты.

П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».

Фото №7 Д Цветы много разных цветов больше всего ромашек

Эмблема 5 этапа

6 этап

Определение местонахождения объектов на картине

Цели:

- учить детей пространственной ориентировке на картине;

- активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия;

- учить находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».

Ход занятия

П: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру: «Да - нет – ка». Я загадаю объект, а вы должны его отгадать. ( Загадываю слово: кукла).

Д: Этот объект находится в левой части картины?

П: Да.

Д: Этот объект находится в левой нижней части картины?

П: Да.

Д: Он в руках у девочки?

П: Да.

Д: Это Светина кукла?

П: Да. Вы правильно отгадали слово.

А сейчас мы поиграем ещё в одну игру: «Ожившая картина». Ребята, кто из вас желает превратиться в объект, который находится на картине и оживить его?

Д: Маша: «Я хочу превратиться в лужу».

М: «На картине лужа. Она изображена чуть ниже центральной части, ближе к правой её стороне. Я – лужа на опушке леса. Вокруг меня трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки Тани. Ёлочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу».

П: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Д: Играли в игру: «Да – нет – ка», «Ожившие картинки».

П: Молодцы, правильно. Вот эмблема этого этапа и её правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».

Фото №8 Небо земля трава кофта юбка П Что мы сейчас делали Д Играли в игру Кто больше назовёт предметов

Игра : «Да – нет – ка».

Фото №9 П Вот эмблема этой игры и её правила Смотрю на картину и называю предметы изображённые на ней

Игра: «Ожившие картинки».

Фото №10 Ход занятия П Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины все изображённые предметы между собой связаны

Эмблема 6 этапа.

7 этап

Составление речевых зарисовок с использованием

разных точек зрения

Цели:

- упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять своё настроение во времени;

- учить составлять речевую зарисовку от имени какого – либо объекта на картине;

- учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине».

Ход занятия

П: Ребята, сегодня я предлагаю вашему вниманию новую игру: «Антонимы» (т. е. слова противоположные по значению).

П: Грустный

Д: Весёлый

П: Спокойный

Д: Возбуждённый

П: Сытый

Д: Голодный

П: Здоровый

Д: Больной.

П: Ребята, а сейчас другая игра: «Что делает?»

Весёлый

Д: Улыбается, всё его радует, вызывает смех.

П: Грустный.

Д: Вздыхает, всё его огорчает, много жалуется, плачет.

П: Больной.

Д: Раздражается, ворчит, жалуется.

П: Добрый.

Д: Всех любит, заботится, всем помогает, хлопочет.

П: Ребята, я вам предлагаю новую игру: «Превратись в кого – нибудь, или во что – нибудь».

Д: Андрей: «Я хочу превратиться в мяч».

А: «Я грустный мяч, у меня всегда плохое настроение. Солнце светит или идёт дождь, лежу я в сторонке или играю с детьми – всё это нерадостно. Я только вздыхаю и думаю: «Ух, какие дети все шумные! Почему они всё время бегают? Ох, Ох, Ох!» Вот опять они меня взяли. Сейчас будут бросать, обязательно не удержат в руках и я упаду в лужу. Так и есть! Толь бы не заплакать!»

П: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Д: Мы играли в игры: «Что делает?», «Превратись в кого – нибудь, или во что – нибудь», «Антонимы».

П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «Я превращаюсь в объект на картине».

Фото №11 Найдём эти связи

Игра: «Грустный мяч».

Фото №12 Мяч мячик Мячик и вода в луже связаны между собой мяч попал в лужу лежит в ней стал мокрым

Эмблема 7 этапа.

Этап 8

Понятие о смысловых характеристиках картины

Цели:

- учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины;

- учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений;

- учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Ход занятия

П: Ребята, сегодня к нам в гости пришла «Ромашка Мудрости». Давайте поиграем с этой ромашкой. Правило: «На каждом лепестке ромашки написаны пословицы и поговорки о добре. Нужно оторвать один лепесток, прочитаем пословицу и объясним её смысл».

Д: Даша: «Мир не без добрых людей».

Даша: «Пословица подходит к картине, потому что Таня сама не достала бы мяч. Она заплакала, а Серёжа ей стал помогать. Он хороший, отзывчивый мальчик, а если бы не было Серёжи, то могли бы помочь другие дети или взрослые, у кого доброе сердце. Поэтому и говорят, что «Мир не без добрых людей».

П: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Д: Мы играли в игру: «Ромашка Мудрости».

П: Вот эмблема этого этапа и её правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

ребёнок на листе бумаги с выделенными объектами рисует фломастером стрелку от мяча к воде Мячик и прутик связаны потому что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи проводится стрелка от прутика к мячу Прутик и мальчик связаны между собой

Эмблема 8 этапа

Итоговое занятие

Составление детьми творческих рассказов по картине

Цели:

- закрепить знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине;

- мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине;

Оборудование: сюжетная картина спасаем мяч, эмблемы этапов.

Ход занятия

П: Ребята, сегодня мы будем прощаться с картиной, которая «гостила» у нас в группе. К нам пришли гости. Я предлагаю вам рассказать гостям, в какие игры с картиной мы играли, и объяснить «секреты» эмблем.

Д: Играли: в игры:

«Кто больше назовёт предметов».

«Сыщики».

«Волшебники».

«Складушки – Ладушки».

«Да – нет – ка».

«Ожившие картинки».

«Что делает».

«Превратись в кого –нибудь или во что – нибудь».

«Ромашка Мудрости».

Фото №13 Во первых мальчик держит прутик в руке во вторых прутик нужен чтобы достать мяч

Дети объяснили «секреты» эмблем.

П: Ребята, а сейчас я вам предлагаю сделать для картины подарки – это составление вами рассказов о картине. (работа идё т в паре: взрослый – ребёнок, ребёнок создаёт индивидуально свой собственный рассказ и рассказывает взрослому, который записывает текст на бумаге).

Д: Женя: «Жила – была девочка Таня. Однажды ей на день рождения подарили мяч. Таня вышла на прогулку после дождя и стала играть одна в мяч. Но вдруг мяч полетел в лужу. Девочка заплакала: она испугалась, что мячик утонет. Дети прибежали на помощь. «Тише, Таня, не плачь. Не утонет в луже мяч! – сказал ей Серёжа, - я помогу тебе». Он взял веточку, достал мяч».

Фото №14 Поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику

Д: Даша: «Стоял тёплый летний день. Света, Таня и Серёжа взяли мяч и пошли играть на лужайку. Они вышли на прогулку после дождя. Трава на лужайке была мокрой. Посреди лужайки была лужа. Дети веселились и играли в мяч возле лужи. Мяч неожиданно отскочил и попал прямо в лужу. Таня заплакала. Ей стало жалко свой мяч. Но Серёжа быстро взял прутик и достал мяч».

Фото №15 Девочка Таня и девочка Света связаны между собой так как они подружки вместе играли

Вывод: Используя данную методику (игры с сюжетной картиной, я пришла к выводу, что дети учатся мыслить, видеть связи между объектами, представлять возможные ощущения, делать сравнения, осознавать житейскую мудрость. У детей формируется устойчивый интерес к созданию собственного речевого продукта.

Публикации по теме:

Конспект НОД по составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» Программные задачи: 1. Продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине. 2. Закреплять навыки, подробно.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Составление описательных рассказов по картине. Знакомство с антонимами» Конспект открытого занятия в средней группе «Малинка» по речевому развитию Воспитатель Савчук И. В. Тема: 1ч. Составление описательных рассказов.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление творческих рассказов об игрушке» Волкова Ирина Васильевна Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление творческих рассказов об игрушке».

Конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами» с детьми среднего дошкольного возраста Задачи: 1. Учить детей выделять конкретные объекты на картине и обозначать их словом. Учить понимать схематическое понимание объектов, выявленных.

Составление рассказов по сюжетной картине «Ранняя весна» в старшей группе Составление рассказов по сюжетной картине "Ранняя весна"Цель:Продолжать учить детей самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картине.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Мы играем в кубики» Тема: "Составление рассказа по сюжетной картине: «Мы играем в кубики" Задачи: - Связная речь: учить детей рассматривать картину; формировать.

Мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине» Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие.

Проект по речевому развитию «Составление связных рассказов детьми с помощью мнемотаблиц» ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПРОЕКТ по речевому развитию «Составление связных рассказов детьми с помощью мнемотаблиц». ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

Составление творческих рассказов по сюжетной картине Сначала я предлагаю рассмотреть традиционную методику составления рассказов по картине: 1. Картина предъявляется детям в начале занятия,.

Конспект по составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» Конспект организационно образовательной деятельности по теме: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» (с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 15:18
+674Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 246.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД