Составление описательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». Старший дошкольный возраст

Нина Суфиярова
Составление описательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». Старший дошкольный возраст

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому направлению.

Область: познание

Тема: Составление описательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6-7 лет)

Воспитатель: Суфиярова Н. Н

Задачи

Коммуникация:

1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.

2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.

3. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.

4. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. 5. Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

6. Воспитывать любовь к родному краю.

Чтение художественной литературы:

Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.

Здоровье: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Материал: репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». мягкая игрушка – солнышко, запись А. Вивальди «Весна».Картины (весенние птицы): соловей, грач, кукушка, ласточка – (с заданиями на обратной стороне)

Предварительная работа: Рассматривание картины Иссака Ильича Левитана «Март», «Золотая осень», подбор выставки картины пейзажной живописи о весне, чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание картин, разучивание стихов и пословиц о весне, отгадывание загадок, целевые прогулки.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент Дети входят в группу под музыку А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

.

2. А сейчас послушайте, как писал о весне поэт Иван Саввич Никитин.

Воспитатель зачитывает четверостишие:

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят…

- Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)

- Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.

. - Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она? (долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая)

- С одним из замечательных весенних пейзажей мы познакомились на прошлом занятии. Вспомните как она называлось (Март).

3. Сегодня мы рассмотрим еще одну картину Левитана. Выставляется репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода

Посмотрите на эту картину и скажите

- Какое явление природы здесь изображено? (Разлив реки, половодье).

- Когда бывает половодье? (В апреле.)

- Что можно сказать о воде, какая она? (Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)

- В какой день И. И. Левитан писал этот пейзаж? (Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)

- Какие цвета художник использовал чаще всего? (Оттенками синнего и желтого.)

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

4. Воспитатель. Дети к нам в гости прилетели весенние птицы с заданиями. А задание вы узнаете, когда отгадаете, как называется это птица. (Показ картинки детям и отгадывание птицы).

Воспитатель. Посмотрите ребята, какая называется это птица?

Дети. Кукушка.

Воспитатель. Кукушка, спрашивает - какие вы, ребята, знаете пословицы о весне.

Дети. - Вода с гор потекла, весну принесла.

- Увидел грача – весну встречай.

- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

- Апрель-первый месяц весеннего тепла.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какая называется это птица?

Дети. Ласточка.

Воспитатель. Ласточка просит отгадать загадки о весне.

Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна…

Зовут меня … (весна)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (весной)

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (ручей)

Его просят, его ждут,

А как придет –

Прятаться начнут. (дождь)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене. (солнечный зайчик)

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький … (подснежник)

Посмотрите на эту птицу? Какая называется это птица?

Дети: Соловей. Соловей просит кто-то из вас стихотворение о весне нам хочет прочитать, глядя на эту картину? (дети читают стихи).

«Весна» (И. Токмакова)

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

«Апрель»(Я. Аким).

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня? прямиком

Шлепает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» -

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат,

Скоро множество птенцов

Выглянет наружу.

Тучи по небу пройдут.

И тебе впервые

На ладошку упадут

Капли дождевые…

«Весна»

Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт

Посмотрите на эту птицу? Какая называется это птица?

Дети: Грач. Грач просит послушать сказку, и ответить на вопросы.

Жили-были два братца-ветра: старший брат, - Северный ветер, другой- Южный. Как же они не похожи друг на друга! Как подует Северный ветер, сразу становится холодно и морозно.

Какими еще словами можно сказать про этот ветер?

Дети. Ледяной, морозный, колючий.

Воспитатель. А второй брат – Южный ветер- был совсем другим. Подберите к слову холодный слова противоположные по смылу. Какой был Южный ветер?

Дети. Теплый, ласковый, нежный.

Посмотрите на эту птицу? Какая называется это птица?

Дети: Аист. Аист просит поиграть в игру «Скажи иначе»

- Послушайте, как скажу я, а вы скажите иначе, изменив слово-действие.

Домишки стоят в воде – стоящие в воде домишки.

Тени лежат на земле – лежащие на земле тени.

Лучи скользят по ветвям –скользящие по ветвям лучи.

Облака плывут по небу – плывущие по небу облака.

На деревьях набухают почки – набухающие на деревьях почки. Распространение предложений.

5. Физкультминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу взявшись за руки)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу друг за другом, на

носочках)

Бегут взмахивая руками, как крыльями. Прилетели сто грачей, Медленно приседают.

А сугробы тают, тают, Тянутся вверх, встав на носочки и подняв

А цветочки расцветают. руки

Вос-ль: Вокруг нашего города тоже много интересных и красивых мест, которые чем- то напоминают картины И. И. Левитана. Посмотрите еще раз на репродукции картин.

Вы увидели картины нашей родной природы. Она дарит нам много радости,но чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, природу нужно любить и беречь. Природа вдохновляла не только художников но и композиторов, которые написали много произведений о временах года.

- Скажите, что же заставляет таять снег, небо становится голубым, набухают почки. Кто является главным помощником весны? (Солнышко.)

- Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ.

- Давайте поиграем с ним в игру «Волшебные цепочки»?

- Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья – слова.

Воспитатель предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.

На картине изображен весенний день. На картине изображен весенний апрельский день. По небу плывут белые облака. По голубому небу плывут белые облака. Холодная вода затопила низины. Холодная вода затопила низины, лес, дома. По рыжему берегу легли тени. По рыжему берегу легли темные тени. Стройные березки стоят в воде. Стройные березки стоят в холодной воде. Вдалеке виднеются деревянные домишки. В далеке виднеются деревянные домишки, стоящие в воде.

6. А теперь будем составлять рассказ глядя на картину по цепочке (принимают участие все дети)

«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»

7. Оценка рассказов детей.

Воспитатель оценивает рассказы детей.

- Ваши рассказы получились полными, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине.

8. Итог занятия

- С какой картиной И. И. Левитана мы познакомились на занятий?

О чем это картина? (Весна. Большая вода, узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)

- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно. Защищать и охранять все живое.)

- Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник

Публикации по теме:

Беседа по картине И. И. Левитана «Март». Подготовительная группаБеседа по картине И. И. Левитана «Март». Подготовительная группа Конспект НОД. Беседа по картине И. И. Левитана "Март". Направление: "Познавательно-речевое", "Художественное творчество". Образовательные.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению Самоанализ Непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению. Область: познание Тема: Составление описательного.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Составление описательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». Старший дошкольный возраст
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 19:06
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости здоровья от...