Составление описательного рассказа по теме «Зима» с опорой на модель

Наталья Аронова
Составление описательного рассказа по теме «Зима» с опорой на модель

Цель: Научить составлять рассказ о зиме с опорой на модель.

Задачи:

коррекционно-развивающие

* Обогащать активный словарь прилагательными.

* Закрепить понятие «родственные слова».

образовательные

* Закрепить основные признаки времени года зима.

* Учить составлять описательный рассказ с опорой на графический план.

воспитательные

*Воспитывать чувство взаимопомощи и умение слушать друг друга.

Предварительная работа: Играли в игру «Хорошо - плохо». Подбирали родственные слова к словам «лес», «час». Составляли рассказ-описание об осени по плану-схеме.

Оборудование: Волшебная палочка, конверт от феи (два конверта, вложенные друг в друга, в одном конверте отрезан отворот для склеивания); портрет обезьянки, игрушка Снеговик; картинки с признаками зимы и других времён года (голое дерево, деревья в осеннем уборе, дети купаются в речке, река во льду, берлога с медведем, дед Мороз с подарками, подснежники, проталины, снеговик, ветер, сбор урожая); картинки родственных слов к слову «снег» (снеговик, снегокат, снегири, Снегурочка, подснежник, снегопад, печать с изображением Буратино, опорная схема для составления описательных рассказов, выведенная на экран через мульти-медио приставку, фишки, презентация «Зима».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети сидят на пенёчках (стульчиках, закрытых белым материалом).

Организационный момент.

Логопед: Сегодня по дороге в детский сад я встретила фею. Вы знаете, кто такая фея? (Ответы детей) Да, Фея – добрая волшебница, которая помогает в беде добрым героям. Она слышала, что в вашей группе тоже есть ребята, которые помогают друг другу.

Фея хотела сама прийти к вам, но у неё много дел: нужно ещё помочь Золушке и Белоснежке. Поэтому она просила вас принять участие в её добрых делах. Поможем?

Так вот, Фея передала для вас конверт с заданием.

Сюрпризный момент. Объявление темы.

Логопед открывает конверт и показывает детям.

Логопед: Ой, а конверт пустой. Здесь ничего нет! Я ведь забыла! Фея дала мне ещё и волшебную палочку.

Дотрагивается до конверта палочкой. Открывает конверт и показывет детям.

Логопед: Снова ничего нет! Надо сказать волшебные слова: «Палочка, покрутись! Задание, появись!»

Дети произносят волшебные слова хором. Открывает конверт и достаёт портрет обезьянки Чичи и диск со звуковым заданием. Портрет и диск были во внутреннем конверте с отрезанным отворотом, а вначале детям показывали промежуток между двумя конвертами, в котором ничего не было.

Включается звуковое задание через мульти-медио проектор. :

«Я – обезьянка Чичи! Живу я в Африке, где никогда не бывает зимы, и нет снега. От доктора Айболита я слышала, что у вас уже давно зима. А вот я не знаю, что это такое. Я даже заболела от этого. Помогите мне, пожалуйста, нарисуйте зиму.

С уважением обезьянка Чичи и мои друзья»

Обогащение словарного запаса.

Логопед: Ребята, обезьянка не знает какая зима. Давайте ей расскажем, какая зима.

Игра «Красивые слова».

Дети подбирают определения к слову «зима» (красивая, снежная, холодная, весёлая, серебристая) За каждое правильное слово логопед ставит печать на листок бумаги, потом подсчитывается количество слов.

Закрепление знаний о зиме.

Пока дети считают фишки, появляется игрушка Снеговик и здоровается с детьми.

Логопед от имени Снеговика: Я слышал всё, что вы говорили о зиме, и тоже хочу вам помочь. Я пришёл из волшебной сказки и сам немного волшебник. Сейчас я немного поколдую: «Чумбара-чух, амбара-бара!»

Посмотрите под «пенёчки», на которых вы сидите, там что-то лежит. Я вам принёс все признаки зимы. Назовите их.

Дети называют все картинки и выбирают только признаки зимы (ветер, снеговик, дети катаются на коньках, дед Мороз, берлога медведя, дерево в снегу).

Родственные слова.

Снеговик: Ой, какие вы умные! А вот я ещё слышал от Снегурочки, что есть слова-родственники. Никак не пойму, что такое слова-родственники!

Логопед: Ребята, поможем Снеговику? Напоминаю: родственные слова звучат похоже (т. е. в их названии есть слово снег) и их значение связано со снегом.

- Кого лепят из снега? (снеговика)

- Как называется транспорт, который едет по снегу (снегокат). Если назовут «санки», спросить звучит ли в этом слове слово «снег».

- Как называется цветок появившийся из-под снега? (подснежник)

- Как зовут девочку из снега? (Снегурочка)

- Как называют птиц, которые зимой клюют рябину? (снегири).

Логопед: Ну вот, теперь и мы, и Буратино знаем всё о зиме. Но обезьянка просила нарисовать зиму. Сейчас мы с вами будем рисовать зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а картинками и словами.

Физминутка.

Перед этой трудной работой нужно немного отдохнуть.

Давайте пойдём с вами на улицу. Можем ли мы сразу выйти? Что нужно сделать? (одеться).

Д/задание «Оденемся на улицу».

Один ребёнок воспитатель, дети – дети ясельной группы.

- Я надеваю колготки.

- Мы надеваем колготки.

- Я надеваю кофту.

- Мы надеваем кофты…

Сейчас пойдём кататься на лыжах.

Раз, два, три, четыре,

Палки прямо, ноги шире…

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

А теперь нужно раздеться.

- Я снимаю варежки.

- Мы снимаем варежки.

- Я развязываю шарф.

- Мы развязываем шарф…

Снеговик: Вот теперь и я знаю, что такое зима. Но ещё не знаю, зима – это хорошо или плохо.

Игра «Хорошо - плохо» по командам.

Одна команда говорит, почему зима – это хорошо, вторая – почему плохо.

Пока дети играют в игру, логопед включает на проекторе графический план для составления рассказа (план – модель)

Составление рассказов детьми. Рассказы составляют 2-3 ребёнка. Они смотрят на модель на экране и составляют рассказ в соответствии со схемой.

Итог занятия: К нам по электронной почте пришло сообщение от Феи. Если мы сложим все картинки с зимними признаками и дотронемся до конверта волшебной палочкой и произнесём волшебные слова «Палочка, прикоснись! Наш фильм появись!», то в конверте появится диск с фильмом, который Фея сделала из ваших рассказов

Дети произносят слова и смотрят фильм «Зима» с образцом рассказа логопеда

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Он одел деревья в снежные пальтишки. На земле лежат большие сугробы. Солнышко светит, но не греет. День стал короткий, а ночь длинная. Зимой часто дует холодный, ледяной ветер, трещит злой мороз. Звери тоже подготовились к зиме. Заяц надел белую шубку, а белка – серую. Медведь сладко спит в своей берлоге. Реку сковал толстый лёд. Дети катаются на лыжах, коньках и санках, строят крепости, лепят снеговиков. Я люблю зиму, потому что только зимой бывает Новый год!

Логопед от имени Буратино оценивает работу детей, вкладывает диск с презентацией чтобы послать его обезьянке.

Публикации по теме:

Гостья зима Тема: Зима (Составление рассказа о зиме с опорой на пиктограммы) Цель: Учить детей составлять рассказ о зиме с опорой на пиктограммы. Задачи:.

Презентация «Ранняя весна» для обучения детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки-символы по мнемотаблице Цель: -обогащать активный словарный запас детей; -развивать умение отгадывать загадки с опорой на картинки-символы; -развивать умение.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Составление описательного рассказа по теме «Зима» с опорой на модель
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 17:13
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...