Лучший педагог года

Мастер-класс для родителей «Составление описательных рассказов и загадок»

Елена Злобина
Мастер-класс для родителей «Составление описательных рассказов и загадок»

«Составление описательных рассказов и загад ок»

мастер-класс для родителей

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Составление описательных рассказов и загадок“» размещена в разделах

В древности загадка имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Она формирует интеллект. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д. Разгадывание требует логики и ассоциативного мышления.

Чтобы научить ребёнка составлять описательную загадку, необходимо научить его сначала описательному рассказу. Об описательном рассказе мы начинаем говорить в начале средней группы, при рассмотрении лексической темы «Овощи – фрукты». Дети учатся подбирать сразу несколько слов-определений к заданному предмету по определённому графическому плану. Например: какой предмет по форме, по цвету, на ощупь (круглый, красный, мягкий помидор). Далее можно научить ребёнка преобразовать описательный рассказ в загадку-описание (Он круглый, красный, мягкий. Что это) Это непростая задача, так как ребёнку среднего возраста, во-первых, трудно так сконцентрировать своё внимание, чтобы не выдать отгадку раньше времени; во-вторых, интонационно правильно задать вопрос. При составлении подобной описательной загадки мы готовим детей к составлению распространённых предложений с однородными определениями.

В старшем возрасте описательный рассказ становится более развёрнутым. Мы используем не только однородные определения, но и однородные сказуемые. При рассмотрении лексической темы о диких животных описательный рассказ выглядит так : Медведь большой, бурый, неуклюжий; медведь урчит, косолапит.

В описательной загадке ребёнку важно научиться заменять название животного местоимением «он» (она, интонационно правильно задать вопрос (Он большой, бурый, неуклюжий; он урчит, косолапит. Кто он)

В подготовительной группе дети познакомятся с такими понятиями, как «внешний вид» и «повадки» животного. Описательный рассказ будет состоять из распространённых предложений, осложнённых однородными определениями, сказуемыми и составляться с опорой на развёрнутый графический план.

Одна из благодатных лексических тем для составления описательных загадок – о зимующих птицах. Сегодня у нас с вами есть возможность поупражняться в этом. Прежде чем приступить к непосредственному составлению загадки-описания, необходимо выполнить ряд предварительных упражнений.

1. Игра: «Узнай по одному слову»

На доске демонстрационные картинки с изображением зимующих птиц.

Логопед предлагает родителям узнать птицу : красногрудый?

большеглазая? болтливая? и т. д.

2. Игра: «Подбери словечко».

На столах у родителей индивидуальные картинки с изображением зимующих птиц. Логопед предлагает подобрать не менее 3 слов-определений ( например: длиннохвостая, бело-чёрная, болтливая -сорока).

3. Игра: «Найди сходство».

Логопед предлагает родителям найти сходство между двумя птицами.

Например: Я сравню ворону и галку. У вороны серо-чёрное оперение и у галки – тоже серо-чёрное оперение.

4. Игра: «Найди отличие».

Логопед предлагает родителям найти различие во внешности или в

повадках двух птиц. Например: У синицы жёлтая грудка, а у снегиря – красная.

5. Игра: «Найди несоответствие»

Логопед предлагает родителям найти ошибку в прослушанном рассказе- описании : Синица – мелкая зимующая птица. У неё красная грудка.

Синица любит лакомиться салом.

Когда дети выполняют подобные задания, они учатся сравнивать и рассказывать о своих умственных заключениях, грамотно выражая свою мысль. Описательный рассказ в подготовительной группе будет выглядеть так.

Сова – крупная лесная птица. У неё пёстрое серо-коричневое оперение, большие, блестящие глаза, острый крючковатый клюв и крепкие, цепкие когти. Сова живёт в глубоком дупле на высоком дереве. По ночам сова охотится на мелких животных и птиц.

На основе этого рассказа дети составляют описательную загадку, заменяя слово «сова» на другие подходящие по смыслу: «она», «птица», «лесной житель», «лесной обитатель» и др. В конце загадки важно интонационно правильно задать вопрос. Логопед предлагает родителям преобразовать прослушанный рассказ в описательную загадку.

(Это крупная лесная птица с серо- коричневым пёстрым оперением, у неё большие блестящие глаза, острый крючковатый клюв и крепкие, цепкие когти. Эта лесная обитательница ночью охотится на мелких животных и птиц. Кто это)

Вот так постепенно дети овладевают умением составлять описательный рассказ и составлять загадки.

Успехов Вам и вашим детям!

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц по составлению описательных рассказов «Времена года»Использование мнемотаблиц по составлению описательных рассказов «Времена года» Ребенок с нарушением речи: 1. Плохая дикция. 2. Неспособность построить монолог. 3. Отсутствие культуры речи. 4. Ограниченный словарный.

Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление описательных рассказов о животных» Тема: «Составление описательных рассказов о животных» Программное содержание: Учить детей отвечать на вопросы; составлять рассказы по памяти;.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о профессиях»Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о профессиях» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Составление описательных рассказов о профессиях с.

Конспект занятия «Составление описательных загадок о животных» Задачи. Связная речь: учить детей составлять описательный рассказ-загадку о животном. Словарь: активизировать в речи детей прилагательные.

Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану Тема: «Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану» Цель: закрепить и уточнить знания детей о.

Презентация мастер-класса «Составление рассказов с помощью коми орнамента» Данная презентация предназначена для педагогов по приобщению молодого поколения к национальной культуре, так как каждый народ не просто.

Проект «Мнемотехника. Составление описательных рассказов по опорным картинкам» Проект «Мнемотехника. Составление описательных рассказов по опорным картинкам» Тема: «Мнемотехника. Составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов по теме «Птицы» (средняя группа) Составление описательных рассказов по теме «Птицы». Средняя группа Цель: • Развивать у детей умение составлять рассказы о птицах, выделяя.

Конспект занятия «Составление описательных рассказов о диких животных нашего края по опорным схемам» Образовательная деятельность в старшей группе. «речевое развитие» Тема: Составление описательных рассказов о диких животных нашего края.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Составление описательных рассказов и загадок»
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 09:00
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД