Составление рассказов по мнемокартинкам

Светлана Софронова
Составление рассказов по мнемокартинкам

Занятие по развитию речи для детей старшей группы

«Составление рассказов по мнемокартинкам».

Программное содержание: сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе и о семье, способствовать развитию связной речи, зрительной и слуховой памяти, развитию внимания, ассоциативного мышления. Закрепить умение составлять рассказ, используя мнемотехнический прием.

Материал: мнемотаблица, мнемокартинки, мнемодорожки

Предварительная работа: беседы с детьми об основных сезонных изменениях в природе и о семье, рассматривание картин.

Ход занятия:

Вос-ль. Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Какие вы красивые и дружелюбные. Сегодня, я хочу с вами поиграть немного. Посмотрите, что я вам принесла. Это волшебные картинки, наши помощницы, они называются мнемокартинки. Как вы думаете, о чем можно рассказать, посмотрев на них?

Дети: О зиме.

Вос-ль: Правильно, о зиме. А как вы догадались?

Дети: На них изображены, признаки зимы.

Вос-ль. Молодцы! Правильно. Давайте назовём их.

Дети называют каждый признак зимы.

Составление рассказов по мнемокартинкам

Вос-ль: А давайте, попробуем составить рассказ о зиме. Я начну, а вы продолжите.

Примерный рассказ: Наступила зима. Выпал снег. Пушистым ковром лёг он на голые ветки деревьев. День стал короче, а ночь длиннее. Зимой холодно, поэтому мы надеваем зимнюю одежду и обувь. Весело зимой, можно кататься на санках, на лыжах, коньках, лепить снеговика. Зимой мы празднуем Новый год. А ещё зимой бывает праздник 23 февраля – День защитника Отечества, праздник пап. Мы любим Зиму.

-Вам понравился рассказ?

Дети: Да!

Вос-ль: А кто мне скажет, какое следующее время года?

Дети: Весна.

Вос-ль: Правильно, весна! А давайте, составим рассказ о весне. Только нужно выбрать картинки, по которым мы сможем рассказать о весне. Кто мне поможет выбрать картинки?

Дети выбирают картинки.

Вос-ль: Расскажи, какие ты выбрал картинки.

Ребенок рассказывает о картинках, которые выбрал.

Вос-ль: А теперь, кто хочет рассказать о весне?

Дети рассказывают о весне.

Примерный рассказ: Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. На деревьях распускаются листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы. 8 марта – первый весенний праздник. Это - международный женский день.

Вос-ль: Молодцы! Получился очень хороший рассказ о весне.

Вос-ль: А теперь, давайте немного отдохнем, сделаем короткую гимнастику. Я показываю на картинку, а вы повторяете, что на ней изображено.

Показываю мнемотаблицу с изображением гимнастических движений.

Вос-ль: Вам понравилась гимнастика.

Дети: Да!

Вос-ль: Посмотрите, я взяла две картинки. Почему, как выдумаете, я их выбрала?

Дети: Потому что, на них изображены праздники пап и мам.

Вос-ль: Правильно! А кто такие, папа и мама?

Дети: Это наши родители.

Вос-ль: По другому, как еще можно сказать?

Дети: Это наша семья.

Вос-ль. Молодцы! А как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, заботятся друг о друге. А ещё– когда помогают друг другу, жалеют друг друга, сочувствуют друг другу. Семья – это когда относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Вос-ль: Правильно. Семья – это дом, где всегда радостно, уютно и тепло, и где тебя всегда ждут.

А теперь, ребята, я предлагаю составить рассказы вам о своей семье. С кем живёте и где живёте, чем любите заниматься, с чем играть и т. д. Возьмите карточки-помощницы, разложите их по порядку, так, чтобы было видно с чего начать, чем продолжить и как закончить.

Дети раскладывают картинки.

Разложили! Молодцы. Сейчас подумайте и составьте свой рассказ о своей семье. Но помните! Рассказ должен быть не длинным, понятным и интересным.

Дети составляют рассказ.

Вос-ль: Кто желает? А вы ребята слушайте внимательно, не перебивайте своего товарища.

Спрашиваю 3-4 ребенка, после каждого рассказа дается краткий анализ, привлекаются к оценке дети.

Вос-ль: Чей рассказ понравился больше всего? Почему?

Ответы детей.

Вос-ль: Молодцы, ребята, все справились с заданием. У всех получились хорошие рассказы. Вам понравилось составлять рассказы по мнемокартинкам.

Дети: Да.

Вос-ль: И мне тоже понравилось слушать ваши интересные и увлекательные рассказы. Спасибо вам большое, вы все молодцы!

Литература:Научно-методический журнал "Детский сад" №1 январь 2012г.

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет

Волкова Ю. С. Опорные схемы для составления описательных рассказов.

Публикации по теме:

«Игры на логопедических занятиях» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

Развитие речиРазвитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Составление рассказов по мнемокартинкам
Опубликовано: 16 августа 2012 в 19:25
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...