Составление рассказов по серии сюжетных картинок с использованием методов технологии ТРИЗ

Татьяна Сивкова
Составление рассказов по серии сюжетных картинок с использованием методов технологии ТРИЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №587

Составление

рассказов по серии

картинок

(использование элементов технологии ТРИЗ)

Воспитатель высшей категории

Сивкова Татьяна Петровна

Екатеринбург

Дети дошкольного возраста проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразных видах деятельности. Что касается речевого творчества, уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образы, выражать своё отношение к ним. Как же научить детей свободному владению родным языком? На мой взгляд, помочь в этом может составление рассказов по серии сюжетных картинок с использованием технологии ТРИЗ (Теория Развития Изобретательских Задач).

Для успешной подготовки ребёнка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, рекомендованные Министерством образования РФ, включено формирование умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.

Полноценная подготовка к школе предполагает умение детей работать с серией сюжетных картинок, объединённых единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно разложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на заданную тему.

Жизнь человека представляет череду исключительных открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире.

Современная технология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание материала. Без восприятия и памяти станут несущественными операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная на совершенствование отдельных процессов, будет влиять и на уровни функционирования познавательной сферы в целом.

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание необходимо уделять развитию связной речи.

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ему для успешного обучения в школе.

Речь развивается стремительными темпами, и, в норме уже к 5 годам заканчивается ее становление.

В старшем дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка.

Ребенок постигает звуковое становление слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога, стремится понять правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом).

Задачи развития речи:

1. Развивать лексическую сторону речи.

2. Формировать грамматический строй речи.

3. Развивать и совершенствовать звуковую культуру речи.

4. Развивать монологическую и диалогическую речь, описание предметов, повествование.

5. Развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием.

Повествование:

1. Упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия).

2. Учить детей вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему повествования.

3. Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка.

4. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний путем изменения знакомых текстов по аналогии (так называемые «Сказки на новый лад»).

5. Соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Рассказывание и сочинительство пользуется у детей особой популярностью. В развитии воображения детей художественно-речевое творчество играет важную роль. На более высоком уровне, а так же в качестве материала повышенной сложности, сама структура повествования обогащается результатами применения к тексту коммукативного подхода. В этом случае текст рассматривается во многом как аналог речевого акта.

Помочь ребятам в придумывании рассказов, составлении рассказов по картинке, по серии картинок можно самыми разнообразными способами.

Способ 1: «Веселые картинки».

Для организации игры необходим набор картинок или иллюстраций (до 10 шуток) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом, в совершенно бессмысленном порядке, при этом содержание (изображение) каждой последующей картинки стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того, как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и перемешивают. Задача детей – последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.

Способ 2: «Рассказы – каламбуры».

В качестве наглядного материала для составления рассказов можно использовать изготовленные таблицы «ассорти-коллаж». Для получения такой таблицы нужно на лист бумаги, разлинованной на квадраты, наклеить разнообразные картинки по одной на квадрат. Процесс изготовления таблиц уже сам по себе является творческим актом и способствует развитию воображения. На основе такой таблицы и будет составляться рассказ. Таблицы можно использовать как для коллективного, так и для индивидуального творчества.

В процессе подобных игр у детей развивается не только воображение, но и тренируется память, активизируется речь и мышление. Рассказ может быть восстановлен не только в прямой, но и в обратной последовательности, то есть, начиная с конца. С помощью одного набора картинок или таблиц можно придумать множество разнообразных произведений.

Принцип работы с серией картинок.

Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки. Например, «Девочка купает куклу».

К четырем годам предлагаются серии из 4-5 картинок. Сюжеты могут отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т. д.).

Детям в возрасте 4-5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающие типичные события, знакомые детям этого возраста (покупка чего-либо в магазине, поход в зоопарк или в лес и т. п., В этом возрастном периоде можно использовать также серии картинок на основе сказочных ситуаций.

Детям в возрасте 5-7 лет целесообразнее предлагать серии из 6-8 картинок, связанных с личным опытом детей; наблюдаемыми событиями; сказочными ситуациями или литературных произведений, не знакомых детям и пр.

Желательно, чтобы взрослый самостоятельно создавал серии таких картинок. Оформлять их можно в виде комиксов. Детям не должна быть заранее известна последовательность действий.

Прежде, чем дать детям задание, педагог в отсутствие детей должен сам установить логику событий, изображенных на картинках.

Не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой; по сюжетам литературных произведений, уже знакомых детям, так как они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов.

Время игры с серией картинок, не должно превышать для детей до 4-х лет – 5-6 минут, до 5 лет – 10 минут, до 7 лет – 15 минут.

В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют тексты коллективно (командами, при этом каждый раз изменяются варианты показа картин. Сначала детям показывается только одна открытая картинка, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей уже составила рассказ, открывается следующая картинка. Рассказ составляет другая группа (команда) детей. И, наконец, открываются все картины, и дети составляют коллективный рассказ. Варианты показа картин могут быть разными: открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет, а затем открываются все остальные; открываются 1,3 и 5-я картины. Распределение детей для рассказывания по первой, второй и последней картине развивает у них представление о композиции рассказа. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.

Очень важно, чтобы взрослый мотивировал деятельность детей по составлению рассказов по серии картинок.

Последовательность обучения составлению рассказов по серии картинок предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений с последующей проверкой качества сформированного навыка.

Подготовительная работа.

Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить их анализировать реальные ситуации из жизни. В процессе организации различных видов деятельности обращается внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий.

Цель таких бесед – научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.

Этапы работы с серией картинок.

Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им:

Освоить логические операции воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам;

Составить речевой текст как сопровождение к серии картинок;

Осознать последовательность этапов работы.

В результате работы с серией картинок ребенок должен научиться:

Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета;

Составить связанный краткий рассказ сюжета;

Осознать и озвучить правила составления серии картинок (т. е. ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в правильной последовательности).

Воспитатель должен стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.

Итогом работы служит составленный ребенком рассказ-описание о событиях, изображенных на картинках и придуманное к нему название, типа «Зимние забавы», «Красивый снеговик» и пр.

Работа с серией картинок решает конкретные задачи: учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, сознательно определять этапы произведенных действий с картинками.

Но, кроме этого, работа с серией картинок решает и более серьезную задачу – формирование понимания того, что любое событие в жизни имеет обязательные условия:

место действия;

время действия;

наличие действующих лиц;

наличие других предметов и лиц;

признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью;

наличие результата (положительного или отрицательного).

Таким образом, эффективность использования элементов технологии ТРИЗ в составлении рассказов по серии сюжетных картинок, заключается в формировании у детей начальных навыков анализа ситуации, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.

Используемая литература.

1. Белобрыкина О. А. «Речь и общение», Ярославль, «Академия развития», 1998 г.

2. Гризик Т. И. «Развитие речи детей 5-6 лет», М. «Просвещение», 2006 г.

3. Сидорчук Т. А. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технологии ТРИЗ)», Москва, 2009 г.

4. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-6 лет», М, Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 г.

5. Ушакова О. С. «Программа развития речи дошкольников», ТЦ Москва, 2009 г.

Публикации по теме:

Информационный буклет для родителей дошкольников С - связность, самооценка, систематичность. В – восприятие, важность, возможность, взаимодействие. Я - ясность З – знание, занимательность,.

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Составление рассказов по серии сюжетных картинок с использованием методов технологии ТРИЗ
Опубликовано: 23 июня 2013 в 17:47
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...