Получи документы

Сотрудничество ДОО и семьи: от традиций к инновациям

Яна Шумкова
Сотрудничество ДОО и семьи: от традиций к инновациям

Сотрудничество ДОО и семьи: от традиций к инновациям

Монастырских Оксана Станиславовна (соавторство)

Только вместе с родителями,

общими усилиями, педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье

В. А. Сухомлинский

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общи-тельными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реа-лизоваться как личности.

Публикация «Сотрудничество ДОО и семьи: от традиций к инновациям» размещена в разделах

Одной из главных задач Федерального государственного образова-тельного стандарта дошкольного образования является обеспечение пси-холого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности ро-дителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспита-ния детей – к формированию компетентного родителя и осознанного роди-тельства – составляющих успешной социализации ребенка.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесно-го сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Всем хорошо из-вестно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образова-тельное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему пере-дают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено.

Процессы демократизации в системе образования, его вариатив-ность, инновационность обусловили необходимость решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. В ос-нове новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, до-полнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из се-мейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации. Новизна этих отношений определяется таким понятием как «сотрудничество».

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации заложены следующие принципы: партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей; единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; по-мощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных воз-можностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитатель-ного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процес-са взаимодействия семьи и дошкольной организации, его промежуточных и конечных результатов.

В соответствии с этим меняется позиция дошкольной организации в работе с семьей. Каждое ДОО не только воспитывает ребенка, но и кон-сультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи до-школьная образовательная организация должна определять условия рабо-ты с родителями, совершенствовать содержание, формы сотрудничества ДОО и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариа-тивных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошколь-ной организации – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности пе-дагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаи-модействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольной организацией в работе с родителями: привлечение родителей к активному участию в дея-тельности дошкольного учреждения; изучение семейного опыта воспита-ния и обучения детей; просвещение родителей в области педагогики и дет-ской психологии.

Основными принципами взаимодействия ДОО и семьи являются:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Пози-тивный настрой общества на общение является тем самым прочным фун-даментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителя-ми. В общении воспитателя неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чув-ствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и чело-веческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посо-чувствовать и вместе думать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому по-зиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педаго-гических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детско-го сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Глав-ное в этой работе – качество, а не количество. Слабое, плохо подготовлен-ное родительское собрание или любое другое мероприятие могут негатив-но повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систе-му, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогут сплотить вокруг себя родителей.

Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реали-зации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточная дифференциация сфер деятельности, с одной стороны, и использование, зачастую, только традиционных форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родите-лей. Речь не идет о полном отказе от традиционных форм работы с роди-телями, а лишь об их адаптации к современным условиям. Именно сотруд-ничество, а не «работа с родителями» благоприятно влияет на развитие и воспитание детей.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невоз-можно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой си-стемой. А это значит – вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольной организации, внести свой вклад в образова-тельную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскур-сию, поход в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педа-гогического процесса, третьи могут чему-то научить детей. Некоторые ро-дители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, за-нимаются театрализованной деятельностью и т. д. Таким образом, от уча-стия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъ-екты педагогического процесса. Прежде всего, дети. Важно то, что ребенок учится с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так инте-ресно рассказывают, у которых золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые сторо-ны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

В идеале, в условиях открытого детского сада родители имеют воз-можность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем за-нят ребенок, поиграть с детьми и т. д. Педагоги не всегда приветствуют та-кие свободные, незапланированные визиты родителей, ошибочно прини-мая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др., и тогда вме-сто претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять уча-стие в улучшении условий воспитания в группе. А это первые ростки со-трудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обога-щают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, под-мечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.

Создание единого пространства воспитания ребенка невозможно, ес-ли усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других, и обе стороны будут находиться в неведении относительно пла-нов и намерений друг друга. Поэтому, сотрудничество ДОО с семьей необходимо в каком-либо общем деле, совместных действиях, в процессе по воспитанию детей. Современный государственный образовательный стандарт дошкольного образования акцентирует внимание на активном взаимодействии детского сада с семьей, что заставляет педагогов заду-маться о взаимопонимании между сотрудниками и родителями воспитан-ников. Партнерские взаимоотношения между родителями и педагогами помогает достичь положительных результатов в воспитании дошкольни-ков – при создании определенных условий и необходимого поиска новых форм взаимодействия детского и родителей воспитанников.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть ор-ганизована в разнообразных традиционных и инновационных формах. Среди инновационных форм сотрудничества ДОО с семьей можно выде-лить следующие формы работы, имеющие, тем не менее, в основе своей традиционные теории и практики:

Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям. Это новая форма, актуализирующая сотворчество детей и взрослых.

Семейный театр. Развитие партнерских отношений с семьей открыва-ет новые возможности для реализации театрализованной деятельности де-тей и взрослых в форме семейного театра.

Семейный абонемент. Встречу с искусством могут предоставить се-мье и детскому саду его партнеры – учреждения искусства и культуры (те-атры, библиотеки).

Современные родительские собрания. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. К предварительной под-готовке относятся: изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Начинать собрание можно с видеозаписи де-ятельности детей, фрагментов занятий, конкурсных выступлений и других мероприятий, которые проводятся без родителей, показа презентаций о совместной деятельности. Пора уйти от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использование методов активизации ро-дителей.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация про-ектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как ма-ленький, на уровне ДОО, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, оформление стендов и много другое. При таком комплексном подходе родители становятся активными помощниками педа-гогов в любом деле.

Досуговые формы работы с родителями. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления твор-чества. К таковым могут быть отнесены: дни добрых дел; встречи с инте-ресными людьми и др. Здесь родители – не пассивные зрители, а активные участники.

Мастер-класс. Это очень эффективная форма работы с родителями, участвуя в мастер-классах, родители раскрывают свои интересы и способ-ности.

Использование разнообразных форм работы ДОО с семьей приносит определенные результаты: родители, из зрителей и наблюдателей стано-вятся активными участниками воспитательного процесса.

Таким образом, положительные результаты в воспитании детей до-стигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества семьи и ДОО, при активном включении в эту работу всех членов коллектива до-школьного учреждения и членов семей воспитанников.

Литература

Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М. : Сфера, 2009.

Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошколь-ника. – М. : ТОО ИнтелТех, 2006.

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Сотрудничество воспита-теля с родителями. – Ярославль: Академия, 2001.

Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. – М. : Новость, 2005.

Семенова М. Л. Взаимодействие педагогов, детей и родителей // Вос-питатель ДОУ. – 2007. – № 6. – С. 93-97.

Яковлев П. А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка. – М. : Смарт, 2004.

Публикации по теме:

Развитие взаимодействия ДОО и семьи посредством театрализованной деятельности Что такое театр? это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей. Все доброе в человеке воспитывается через.

Воспитание духовности через возрождение православных традиций семьи Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №10 муниципального образования Крыловский район ВОСПИТАНИЕ.

Консультация для педагогов ДОО «Преодоление трудностей коммуникативного поведения у детей с ОВЗ в условиях ДОО» Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в бедности контактов со сверстниками.

Консультация для воспитателей ДОО «Процедура аттестации педагогических работников ДОО. Новое в процедуре аттестации» Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности обязательная, отказ является дисциплинарным проступком. Создаётся комиссия.

Сотрудничество с родителями.Сотрудничество с родителями. Детский сад – является первым воспитательным учреждением, с ним контактируют родители, к нему они прислушиваются, там происходит их педагогическое.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Векторы образования: от традиций к инновациям Слово «Игра»-магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребенком окружающего пространства. Когда.

Тематическое развлечение в ДОО по экологии в ДОО «Путешествие Маши и Даши» Тематическое развлечение, по экологии «Путешествие Маши и Даши» Действ. лица: Матушка Марья Дарья Баба Яга Кикимора Чтец Звучит русская.

Выступление на Дне открытых дверей в ДОО «Речевые игры в кругу семьи»Выступление на Дне открытых дверей в ДОО «Речевые игры в кругу семьи» Выступление для родителей на «Дне открытых дверей» по теме:«Речевые игры в кругу семьи»Составитель: учитель – логопед Габитова Ю. С. Здравствуйте,.

Взаимодействие ДОО и семьи по оздоровлению и физическому развитию дошкольников Взаимодействие ДОО и семьи по оздоровлению и физическому развитию дошкольников Инструктор по физической культуре МБДОУ «ДС «Олененок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество ДОО и семьи: от традиций к инновациям
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 15:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД