Сотрудничество педагога и родителей как механизм подготовки ребенка к школе

Елена Тюленева
Сотрудничество педагога и родителей как механизм подготовки ребенка к школе

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.

Одно из главных изменений, произошедших в России за последние годы, касается ориентации воспитательной деятельности семьи на достижение успешности каждого ее члена в социуме, разных его сферах. Ценности духовно-нравственного характера начали дополняться, а иногда и вытесняться ценностями прагматического характера, что вызвало у семей новые ориентации в воспитании. Это формирование осознанного отношения детей к себе как самоценности, несущей свой образ жизни, стремящийся к определенному социальному положению. Важным стало сформировать у ребенка умение общаться, делать выбор, отстаивать свою позицию, находить неординарный способ выхода из проблемной ситуации.

В соответствии с этим возросли требования к образовательным услугам ДОУ, школ, учреждений дополнительного образования. Родители, как заказчики образовательных услуг, сами выбирают детский сад и программы развития, которые, по их мнению, наиболее продуктивны для подготовки ребенка к школе. При этом, как правило, они считают подготовкой к школе умение читать и писать.

Некоторые руководители и педагоги стали вводить в ДОУ школьные формы обучения, преподнося это родителям как особую услугу. Занятия по подготовке к грамоте заменяются занятиями по обучению чтению, вместе 20 – 25 мин они продлеваются до 35 – 40 (и это не только в подготовительной группе, но и в старшей, иногда приглашаются учителя начальной школы.

Приводя своего ребенка на занятия в школу (даже при посещении им подготовительной группы, родители считают, что они повышают его шансы на поступление в престижный класс. О том, что существует специальное постановление Министерства образования РФ, запрещающее школе принимать на подготовительные курсы детей, посещающих ДОУ, не знают не только педагоги, но и большинство родителей.

Особая задача работы с семьей – содействовать здоровому образу жизни, формировать сознательное отношение к здоровью как ценности и способствовать созданию здоровьесберегающей среды дома в процессе подготовки к школе.

Изучение проблем готовности детей, посещающих ДОУ, к школе и их школьной адаптации, показывает, что без затруднений в первом классе учатся менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, так как характеризуются низким уровнем адаптации к школьному социуму, высоким уровнем психофизиологических «затрат», а также резким ухудшением состояния здоровья. Это обусловлено изначально плохим его состоянием [4].

Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что:

ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;

имеет связное развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время выделяют две группы причин неподготовленности ребенка к школьному обучению:

органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка);

воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте.

Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие [2].

1. Выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя).

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Общение детей – необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь педагог.

По мнению Л. Ф. Обуховой [3], показателями готовности ребенка к школе, доступными для определения самими родителями, является следующие.

1. Игровые навыки, четкое соблюдение и выполнение правил, связанных с ролью.

2. Умение брать на себя роль учителя в игре.

3. Умение видеть предмет, состоящих из отдельных признаков (проявляется в изобразительной деятельности дошкольника).

4. Общая осведомленность – показатель того, что ребенок любознателен, у него сложились некая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире.

Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики. Такой вывод мы сделали, проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу.

При отборе форм и методов в работе с детьми мы опирались на педагогические принципы (общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения):

- целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе учета возрастных особенностей детей;

- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятия);

- единство содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе;

- личностно ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;

- принцип доступности;

- принцип системности и последовательности.

Таким образом, педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с другом.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями мы отобрали очень интересный и необходимый материал и старались разнообразить формы работы с родителями:

1. Устный журнал. Там рассматривались вопросы:

- «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

- «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».

- «8 советов родителям будущих первоклассников».

- Выставка на тему: «Это нужно для школы».

2. Издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении.

3. Консультации на тему:

- «Как выбрать школу».

- «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу»

- «Немного об игре» и т. д.

4. Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»

5. Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе».

6. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Таким образом, цель развития ребенка на этапе дошкольного детства – очертить основные возрастные характеристики: компетентность, креативность, любознательность, инициативность, коммуникативность, произвольность, образ «Я», и др. На направления развития ребенка – физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое – должна ориентироваться программа для родителей будущих первоклассников. Эти направления выступают в качестве оснований преемственности дошкольного и начального общего образования и задают учителю начальных классов ориентиры для индивидуального подхода к ребенку.

Список литературы:

1. Богоявленская, М. Е., Горячева, Т. Г. Причины школьной неуспешности у детей с признаками одаренности: Мат-лы III съезда РПО. М., 2003.

2. Луньков, А. И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.

3. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М., 2006.

4. Предложения Центра психофизиологического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов РАО г. Нижнего Новгорода // Мат-лы дискуссионного клуба Федерации психологов образования России от 7 июня 2005 г.

Публикации по теме:

Подготовка детей к школе. Презентация к семинаруПодготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан.

Презентация «Круглый стол педагогов детского сада и школы по проблеме преемственности» В данной презентации представлен материал по работе со школой в вопросах преемственности. Рассмотрены вопросы мотивации детей к обучению.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Сотрудничество педагога и родителей как механизм подготовки ребенка к школе
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 18:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...