Сотворчество педагога и детей — единое пространство детства

ОЛЕСЯ СЕРГЕЕВНА ЕЛОВИКОВА
Сотворчество педагога и детей — единое пространство детства

Стаж работы в дошкольном учреждении у меня небольшой; получив юридическое образования, я поняла, что это не мое и уверенно перешла в педагогику. Идя к детям, думала, что, как воспитатель я могу сделать для детей чтобы создать благоприятный климат общения в своей группе. И поняла: детский сад – это не одна культура, это сочетание разных культур. Во-первых, культура обучения (помочь ребенку развиваться духовно и физически, во-вторых, культура заботы (чтобы ребенок был в эмоциональном хорошем состоянии и ему было комфортно, в-третьих – культура сотрудничества – получение удовлетворения от совместной деятельности.

Один из основных акцентов своей работы делаю именно на культуре сотрудничества и с удовольствием поделюсь своими педагогическими до-стижениями.

Наша группа периодически изменяется до неузнаваемости, превращаясь то в зеркальный зал, то в тропические джунгли с большим количеством крупных напольных растений, то в комнату сказок, где каждый ребенок приходит утром переодетым в свой любимый сказочный персонаж, затем мы все вместе рисуем на стене то, что кому хочется.

А что еще можно придумать, чтобы и мне и моим детям было интересно жить в группе?

Цель моего мастер-класса показать путь к принятию позиции субъектного взаимодействия с детьми, вдохновить педагогов на совместную деятельность, превращая таким образом общение с воспитанниками из рутинной подчас за организованной и излишнее «бумажной» работы в увлекательное сотворчество.

Я познакомлю вас с последовательностью действий, совместной творческой деятельности, в которой для каждого найдется интересная и посильная роль или задание. При этом используя деятельностный метод – т. е. не передачу готовых знаний, а создание таких условий, при которых дети сами с помощью педагога находят способ решения проблемы.

Тема совместной деятельности

Светотворчество «Путешествие в страну Светодоброты»

Необходимые материалы: лампочки, светильники, гирлянды, фона-рики, свечи.

Цель: освоение детьми субъектной позиции и ситуации оказание по-мощи персонажу (звездочке).

Педагогическая задача: развивать воображение и конструктивные способности на основе имеющего опыта детей.

Практическая задача для детей: помочь персонажу найти выход из проблемной ситуации.

Ход совместной деятельности: воспитатель специально организует проблемную ситуацию: дети находят на ковре одиноко лежащую звездочку. Рассматривает ее с детьми, старается вызвать детей на диалог (выключается свет).

– Ребята, как вы думаете, откуда оказалась эта звездочка в нашей группе (дети высказывают свои предположения).

– Ой, она что-то хочет мне сказать… (прикладывает звездочку к уху). Злая колдунья Гаргона подняла сильный ураган, и разрушила сказочную страну «Светодоброту», и эта звездочка оказалась в нашей группе. Как мы можем ей помочь? (Дети высказывают свои предположения). Звездочка очень хочет, чтобы вы помогли ей создать разрушенную сказочную страну «Светодоброту».

Дети выбирают предметы предложенные воспитателем и создают сказочную страну для звездочки, тем самым актуализируют потенциальные творческие возможности, получают опыт самостоятельного разрешения совместного преодоления трудностей.

Этапы совместной деятельности:

- раскрашиваем лампочки в зависимости от настроения – грустного, загадочного, веселого и т. д. ;

- строим дом для светильника;

- придумываем абажуры;

- создаем фонтаны света, тепла, дружелюбия;

- воплощаем искорки желаний;

- играем с фонариками.

Подводится итог деятельности, обсуждение с детьми результата труда.

• Понравилась ли тебе сказочная страна?

• Что тебе больше всего запомнилось? (Дети рассказывают, кто, что делал, что у кого получилось, анализируют полученный результат).

От себя скажу, что дети не сорились, не разрушали то, что создал его товарищ рядом, каждый создавал свой кусочек сказочной страны, некоторые дети даже брали с собой игрушки, чтобы поселить их в этой стране, чтобы звездочке не было так одиноко.

Результат: общее стремление детского сообщества к успеху, вера в осуществимость намеченного, активизация совместной игровой деятельно-сти.

Акватворчество – песочнотворчество

Моделирование совместных игр и сказок в воде или песке

Необходимые материалы: стол для игры с водой, тазики, всевозможные емкости для воды, губки и кусочки поролона, краски, предметы из различных материалов; шампуни, жидкое мыло, песок, фигурки киндер-сюрпризов, различные маленькие игрушки.

Этапы Содержание и методика проведения

1. Введение в игро-вую среду Установка на активное участие, обещание необыкно-венных приключений.

2. Знакомство с иг-рой и ее героями Прослушивание начала сказки, строительство подводного или песочного пространства – того, что требуется по сюжету, заселение его различными персонажами (сказочные герои, животные, буквы, цифры и прочее).

3. Моделирование конфликта Продолжение сказки, в которой происходит нечто, что разрушает им созданный подводный или песочный мир (появляются силы зла, разрушения, драконы, чудовища, ураган и прочее).

4. Выбор помощи Обращение к детям с вопросами: Что будет с жителя-ми страны? Что делать? Как быть? Сможете ли вы помочь? Только вы с такими добрыми сердцами, сможете помочь жителям подводной или песочной страны.

5. Борьба и победа Дети проигрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они мудреца и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персо-нажа. Далее происходит преобразование подводной или песочной страны. Именно сейчас дети выступают творцами – восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями. Строят так, чтобы в новой стране было всем удобно. Усиливается успешный опыт - детям благодарны все сказочные существа.

6. Утверждение по-беды Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы.

7. Перспектива дальнейших при-ключений Рассказ о последующих играх и приключениях.

Так же я занимаюсь с детьми «Ландшафтотворчеством», «Тканетвор-чеством», «Стихотворчеством», «Фототворчеством», «Линиетворчеством», «Зернотворчеством», «Цветотворчеством», «Природотворчеством», «Ритмотворчеством».

Резюмируя вышесказанное, напомню слова Л. С. Выготского: «Воспитывать – значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети».

Добавлю, что правильная жизнь нашей группы полна радости, при-ключений, больших и маленьких событий, создающих ощущение полноты переживания «сейчас», ярких воспоминаний от «вчера» и радостного ожидания «завтра»!

Публикации по теме:

Меня уволили: ( После двух недель работы директор сообщила, что я не могу быть воспитателем у них в садике. и я ушла. хотела остаться, чтобы только для.

Презентация к родительскому собранию. «Моя семья», в 1 мл. гр. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 1младшей группе Тема: «МОЯ СЕМЬЯ» Цель: Вовлечение родителей в единое образовательное пространство “Детский сад.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Сказочные существа
  • Пазлы
Автор публикации:
Сотворчество педагога и детей — единое пространство детства
Опубликовано: 16 января 2013 в 19:28
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...