Совершенствование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Татьяна Митенкова
Совершенствование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Тема: «Ранняя осень».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Активизировать и обогащать словарь по теме.

2. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа в существительные множественного числа.

3. Упражнять детей в умении подбирать прилагательные к заданным существительным и согласовывать их в роде и числе.

4. Упражнять детей в согласовании числительных два и пять с существительными.

5. Согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа.

6. Учить детей подбирать существительные к заданным словам – признакам.

Лексический материал:

дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлет, урожай, деревья, заморозки, листья, слякоть, погода, увядание, багрец, небо, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, месяц … ;

падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, прощаются, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, желтеют, сохнут, вянут, моросит … ;

ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

Лексико – грамматические игры и упражнения:

1. Д/игра «Назови ласково».

Лист – листочек, птица – птичка, туча – тучка, дождь – дождик и т. д.

2. Д/игра «Один – много».

Лист – листья, птица – птицы, туман – туманы, дерево – деревья и т. д.

3. Д/игра «Подбери признаки».

Осень (какая) – ранняя, золотая, грустная, дождливая, сырая, холодная, пышная, дивная, ненастная….

День сегодня (какой) – солнечный, теплый, осенний и т. д.

Солнце осенью (какое) – теплое, яркое, тусклое и т. д.

Дни осенью (какие) – осенние, пасмурные, солнечные, холодные и т. д.

4. Д/игра «Сосчитай до пяти».

Одна птица, две птицы, три птицы, четыре птицы, пять птиц.

Слова для счета: дерево, лист, месяц, туча.

5. Д/игра «Осень».

Дождь идёт – дожди идут,

птица летит – птицы летят,

лист шуршит – листья шуршат и т. д.

6. Д/игра «Подбери предметы к признакам»:

осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;

осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость;

осеннее – небо, пальто, дерево, увядание, ненастье;

осенние – каникулы, листья, заморозки.

Публикации по теме:

Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. В связи с поиском наиболее рациональных и эффективных путей коррекции недоразвития речи была разработана поэтапная система формирования.

Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Архитектура, дома
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Совершенствование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 28 сентября 2013 в 18:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление к празднику «Павловопосадский платок»
Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию оформление к тематической неделе "Художественные промыслы Подмосковья" "Павловопосадский платок". Музыкальный зал...
Мастер-класс «Встречаем весну». Оформление окна
Турутина Елена Мастер - класс "Встречаем весну" Оформление окна. Детский сад является вторым домом для малышей, поэтому необходимо создать в нем уют и...
Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении...
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ( ПРИЩЕПКИ. Подготовительный этап. Показываю детям прищепки и...
Мастер-класс «Кукла «Масленица» из лыка»
Какие проводы зимы без сожжения Масленицы? Такую куклу можно сделать из чего угодно! Главное правило: чтобы у куклы не было лица. Предлагаю Вам...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»
Цель : воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много людей...