Совершенствование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Татьяна Митенкова
Совершенствование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Тема: «Ранняя осень».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Активизировать и обогащать словарь по теме.

2. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа в существительные множественного числа.

3. Упражнять детей в умении подбирать прилагательные к заданным существительным и согласовывать их в роде и числе.

4. Упражнять детей в согласовании числительных два и пять с существительными.

5. Согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа.

6. Учить детей подбирать существительные к заданным словам – признакам.

Лексический материал:

дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлет, урожай, деревья, заморозки, листья, слякоть, погода, увядание, багрец, небо, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, месяц … ;

падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, прощаются, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, желтеют, сохнут, вянут, моросит … ;

ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

Лексико – грамматические игры и упражнения:

1. Д/игра «Назови ласково».

Лист – листочек, птица – птичка, туча – тучка, дождь – дождик и т. д.

2. Д/игра «Один – много».

Лист – листья, птица – птицы, туман – туманы, дерево – деревья и т. д.

3. Д/игра «Подбери признаки».

Осень (какая) – ранняя, золотая, грустная, дождливая, сырая, холодная, пышная, дивная, ненастная….

День сегодня (какой) – солнечный, теплый, осенний и т. д.

Солнце осенью (какое) – теплое, яркое, тусклое и т. д.

Дни осенью (какие) – осенние, пасмурные, солнечные, холодные и т. д.

4. Д/игра «Сосчитай до пяти».

Одна птица, две птицы, три птицы, четыре птицы, пять птиц.

Слова для счета: дерево, лист, месяц, туча.

5. Д/игра «Осень».

Дождь идёт – дожди идут,

птица летит – птицы летят,

лист шуршит – листья шуршат и т. д.

6. Д/игра «Подбери предметы к признакам»:

осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;

осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость;

осеннее – небо, пальто, дерево, увядание, ненастье;

осенние – каникулы, листья, заморозки.

Публикации по теме:

Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. В связи с поиском наиболее рациональных и эффективных путей коррекции недоразвития речи была разработана поэтапная система формирования.

Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Профессии и труд
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Совершенствование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 28 сентября 2013 в 18:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....