Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте

Екатерина Старова
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте

На сегодняшний день проблема развития младших школьников является актуальной и социально значимой. Труды и исследования многих ученых посвящены памяти человека - Сеченов М. И. ,Шифрин Р. ,Карнеги Д. ,Смирнов А. А., и многие другие.

В работе с детьми "группы риска" большое место отводится развитию высших психических функций. В урок необходимо включать упражнения на тренинг зрительной,слуховой,моторной памяти. Перед демонстрацией образа (зрительного,слухового,моторного) необходимо дать установку на запоминание. Постепенно количество образов увеличивается. Это могут быть наборы слов,числовые последовательности,наборы условных географических знаков,рисунки животных одного вида и т. п.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе,особенно в возрасте 7 - 10 лет, т. к. этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания,связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы,направленной на формирование таких способов,они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Так,для детей 7-8 лет "характерны ситуации,когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще,чем запомнить,осмысливая и организуя материал. Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специально обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству повторению. Но,даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания,дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. Исследование проходило на базе Володарской средней школы №1 Астраханской области. Исследуемые: ученики 4 "Б" класса в количестве 17 человек. На конструирующем этапе эксперимента проведена диагностика развития памяти по методике А. Р. Лурия "Долговременная память". Формирующий этап эксперимента включал разнообразные приемы,способствующие развитию памяти: "Найди меня","Подарки","Двойная стимуляция памяти","Кукловод","Опиши соседа" и др.

разработаны рекомендации учителю начальных классов,в которых отмечено,что для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения на запоминание,а пробуждение интереса к знаниям,к отдельным учебным предметам. Каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно,необходимо с ним активно проработать и организовать его каким-либо образом. Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них,которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка. Учителю класса КРО обратить внимание на то,что занятия,специально направленные на развитие базовых психических функций детей,приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы:не следует ставить учащихся в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него,нужно дать ему достаточно времени на подготовку;нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,разнообразный,сложный материал. Нужно разбить его на отдельные информационные "куски" и давать постепенно,по мере усвоения; помнить, что успеха можно достичь только при длительной кропотливой и правильно организованной работе,при этом раздражение,гнев, неуверенность в себе недопустимы.

По проблеме развития памяти младших школьников автором были решены поставленные задачи и достигнута цель исследования. Выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение на теоретическом и практическом уровне. В силу этого,обучение продуктивному запоминанию будет являться основой коррекционной работой по развитию памяти младших школьников. Вопросы,рассматриваемые в данном исследовании,интересны для любого человека и необходимы для родителей,специалистов системы образования.

Ориентир на развитие личности ученика не только вызывает,усиливает интерес к его изучению,но делает это необходимым в работе учителя,особенно в классах КРО. В центре - ребенок,уровень и особенности его развития,зная которые,мы можем прогнозировать,выстраивать индивидуальное обучение,создавать наиболее благоприятные условия для этого процесса.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте
Опубликовано: 20 января 2014 в 22:35
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....