Папки-передвижки

Советы для родителей, дети которых готовятся к школе

Замятина Ольга
Советы для родителей, дети которых готовятся к школе

Под психологической готовностью к школьному обучению, имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включиться в школьную жизнь.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе :

Публикация «Советы для родителей, дети которых готовятся к школе» размещена в разделах

1. Общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания, особенно интеллекта. И здесь нас интересует, как имеющего у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане (т. е. производить некоторые действия в уме).

2. Воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое – то событие или разговор взрослых. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него интереса, ему трудно. А это умение совершенно необходимо к моменту поступления в школу. Как и умение, более широкого плана делать не только, то, что тебе хочется, но и то, что надо.

3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной к приобретению знаний

Важно выделить в психологической готовности несколько компонентов:

Готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта, важен не столько объ м тех сведений и знаний, который имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

Особое значение в психологической готовности к школе, имеют способности и предпосылки в овладении знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки ’’ вводными навыками ’’.

Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создать условия для развития моторики и особенно движение руки пальцев.

Обязательно, необходимость в развитии способности слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказать, проводить зрительное сопоставление, подчеркнем важность не объ ма знаний, а качество мышления

Основные компоненты психологической готовности дошкольника к школьному обучению.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная и социально – психологическая готовность

2. Интеллектуальная готовность.

3. Мотивационная готовность

4. Эмоционально – волевая готовность.

Личностная готовность умение строить адекватные системы обучения отношения со взрослыми; умение общаться со сверстниками; отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи. Интеллектуальная готовность Данный компонент предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса знаний конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальная готовность предполагает у дошкольника формирование начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить е в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает : дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения новых признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно – двигательных координации.

Мотивационная готовность Мотив – то, что побуждает ребенка к деятельности, то есть его интересы, потребности, желания. Система мотивов, определяющих желание реб нка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре реб нка, но важно установить какой мотив является доминирующим. У реб нка, поступающего в школу возможна также негативная мотивация к школьному обучению. Причины е выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх реб нка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников; пресыщение реб нка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость. У многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей «субботней» школой. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе, дети отвечают : «А я и так уже учусь в школе». Интерес к школе у некоторых детей также не выраженный, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.

Эмоционально - волевая готовность. Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее в дошкольном возрасте, сопровождается разнообразными сильными эмоциональными переживаниями, которыми ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности. Довольно сложная задача: найти выход чувству страха и тревоги, горю и гневу, любви и радости, чувствительности и любопытству, приемлемый как для детей, так и для их родителей. Дети находят множество решений этой сложной задачи, но, каким бы оно ни было, они, все–таки, переживают конфликт. Не все дети желают идти в школу, это объясняется:

объективной неготовностью ребенка, он еще не наигрался;

недостаточной или негативной информацией о школе;

индивидуальными особенностями характера ребенка (ребенок робок, застенчив, необщителен). страхом из-за ошибок воспитания родителей.

Поэтому

1. Не запугивайте ребенка школой. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т. д.

2. Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.

3. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

4. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.

5. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

О чём же необходимо помнить родителям?

1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещ только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне.», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т. д

7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

8. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

9. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т. д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.

10. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия ( например: левый – правый).

11. Ограничьте время нахождения Вашего реб нка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряж нного дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему реб нка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

Публикации по теме:

Фотоотчет о том, как дети средней группы готовятся к празднику  «День защитника Отечества»Фотоотчет о том, как дети средней группы готовятся к празднику  «День защитника Отечества» Попова Валентина Фотоотчет о том, как дети средней группы готовятся к празднику - День защитника Отечества Вот уже совсем скоро наступит.

Комбинированная коллективная работа с детьми подготовительной к школе группы «Белочки готовятся к зиме»Комбинированная коллективная работа с детьми подготовительной к школе группы «Белочки готовятся к зиме» Бумага — самый популярный материал для творческих занятий с дошкольниками. Ее можно складывать, мять, рвать, скручивать. Эти на первый взгляд.

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Как звери к зиме готовятся».

Консультация для родителей «Игры с ребенком, для которых нужны бумага и карандаш»Консультация для родителей «Игры с ребенком, для которых нужны бумага и карандаш» Консультация для родителей"Игры с ребенком, для которых нужны бумага и карандаш" Предлагаю вашему вниманию игры для всей семьи, от которых.

Консультация для родителей «Лево руля!». Советы родителям, у которых дети — левши Ко мне в группе подошла мама Славика Д. и спросила: «Если мой мальчик левша, то он какой – то «неправильный»? Я объяснила, что леворукость.

Консультация для родителей «Непослушные дети. Советы родителям» Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя "хорошо", взрослым приходится прилагать массу усилий: сдерживать,.

Консультация для родителей по теме недели «Как звери и птицы готовятся к зиме»Консультация для родителей по теме недели «Как звери и птицы готовятся к зиме» Содержание образовательной деятельности в группе: Расширять представления детей о многообразии животного мира родного края, о значении.

Рекомендации для родителей «Советы для читающих родителей, или Как развить у детей интерес к чтению» 1. С чего начинать? Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. В вашей библиотеке может быть.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы для родителей, дети которых готовятся к школе
Опубликовано: 27 января 2023 в 08:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД