Совместная деятельность с детьми. Праздник «Масленица».

Елена Игнатова
Совместная деятельность с детьми. Праздник «Масленица».

Масленица

[/b]

(средний и старший возраст).

Цель:

Ввести в мир народной культуры, способствовать принятию детьми духовно – нравственных ценностей русского народа.

Предварительная работа:

1. Разучивание песен, игр и хороводов.

2. Изготовление атрибутов и костюмов к празднику.

3. Распределение ролей.

4. С детьми: чтение литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма «Масленица», коллективная творческая работа «Наша Масленица».

Роли:

Взрослые:

1. Первый скоморох.

2. Второй скоморох.

3. Ведущая.

Атрибуты:

1. Чучело Масленицы.

2. Старшая группа:

На игру «Солнышко» - ободок солнышка, ленточки по количеству детей (желтые, оранжевые, красные).

На танец – ударные музыкальные инструменты.

3. Подготовительная группа:

На игру «Горелки» - султанчики огня.

На танец – мальчикам плоскостные балалайки.

4. Карусель.

5. Для общих игр:

Канат.

Длинная лента, с призом по середине, и палочкой на концах.

6. Блины – угощение детям.

Ведущая:

Эй, чесной народ, у ворот не стой!

Ты не спи на пути, просим в гости зайти!

Спешите, проходите, времени осталось в обрез,

Ждут нас прибаутки, чудеса из чудес!

Дети спокойно входят в зал и садятся на свои места.

1 скоморох:

Народ собирается, праздник начинается!

2 скоморох:

Ты постой, мой друг-проказник, а какой сегодня праздник?

Дети: Масленица!

1 скоморох:

Верно, Масленица!

Не английский, не французский. Масленица – праздник русский.

Будем петь мы и плясать, в игры русские играть.

2 скоморох:

Внимание. Внимание. Слушайте все!

Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

Заводи, чесной народ, развеселый хоровод!

«А мы Масленицу дожидаем» - хоровод – старшая группа.

1 скоморох:

Раздайся, народ! Пропустите нас вперед!

Вот и Масленица пришла и веселье завела!

2 скоморох:

Ее мы встретим песнями, стихами интересными.

Ну-ка, дети, не зевайте, Масленицу восхваляйте!

Дети ср. гр. :

Душа ль ты моя, Масленица,

Приезжай к нам на широкий двор

На горках покататься, в блинах поваляться.

Дети ст. гр. :

А мы Масленицу ожидали, киселя с молоком не хлебали.

Вот и масленица во двор въезжает,

Все на конниках вороных, все на саночках расписных.

Дети подг. гр. :

Ай, да Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько!

Сыром, маслом, да яйцом, да румяным калачом,

Песней, пляской, да весельем, да хорошим угощеньем.

Наша масленица дорогая, ненадолго к нам пришла.

Думали, на 7 недель, оказалось – на 7 дней.

1 скоморох:

Ребята, а что вы знаете о масленице?

Ребенок ср. гр. :

Первый день – понедельник. Он называется – встреча.

Ведущая:

Правильно. В этот день делали куклу масленицу, встречали ее с песнями. Катались с гор.

Ребенок ст. гр. :

Второй день – вторник. Он называется – заигрыш.

Ведущая:

Правильно. С этого дня начинались игры и развлечения. Дети играли, катались на лошадях, ходили по домам, поздравляли всех и просили блинчика.

Ребенок подг. гр. :

Третий день – среда. Он называется - лакомка.

Ведущая:

Правильно. В этот день старались съесть как можно больше сладостей. Теперь с гор катались взрослые. Катались тройки с бубенцами. Родственники навещали друг друга, угощались блинами и другими масленичными угощениями.

Ребенок ср. гр. :

Четвертый день – четверг. Он называется – разгул.

Ведущая:

Правильно. Этот день самый веселый. В этот день проводится больше всего развлечений: конские бега, кулачные бои, борьба, брали боем снежные городки. Ряженые веселили народ. Гуляли с утра до вечера: плясали, водили хороводы, пели частушки.

Ребенок ст. гр. :

Пятый день – пятница. Он называется - тещины вечера.

Ведущая:

Правильно. Папы идут в гости на блины к маминым мамам, нашим бабушкам.

Ребенок подг. гр. :

Шестой день – суббота. Он называется – золовкины посиделки.

Ведущая:

Правильно. Молодые приглашают в гости родных. Разговаривают о житье-бытье. Вспоминают умерших родственников, говорят о них хорошие и добрые слова.

Ребенок подг. гр. :

Седьмой день – воскресенье. Он называется – прощенный день.

Ведущая:

Правильно. В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся. Просили прощения, даже если не было ссор и обид. И даже, когда встречали незнакомого человека, тоже просили у него прощения.

А еще воскресенье – это проводы Масленицы, сжигание ее. Пепел разбрасывают по полю, чтобы на следующий год был хороший урожай.

1 скоморох:

Молодцы, все о Масленице знаете,

А чем же все семь дней люди угощаются?

2 скоморох:

А у нас на Руси в эти дни блины пекли,

Весну – красну встречали, Масленицу отмечали.

«Блины» - песня – средняя группа.

1 скоморох:

Приходили молодцы, обрубили все концы.

Всем пенёчкам на пригорке, даже русским поговоркам.

Нужно предложениям сделать продолжение.

2 скоморох:

Конкурс «Продолжи пословицу»

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

Остатки … (сладки)

От черной курочки да белое … (яичко)

От черной коровы да белое … (молочко)

1 скоморох:

А теперь, мои ребятки. У меня для вас загадки.

Нашел я шар, разбил его,

Увидел серебро и золото (яйцо).

Я пузырюсь, я пыхчу, Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня, посадите печь меня (тесто).

Белая водица всем нам пригодится.

Из водицы белой все, что хочешь делай:

Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу.

Ешь да пей, гостям налей и коту не пожалей (молоко).

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает, взглядом согревает (солнце).

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В свой дом – улей – пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (весной).

Мы весну позовем и весняночку споем.

«Веснянка» - хоровод – подготовительная группа.

2 скоморох:

Мороз, мороз, через тын перерос.

Не велит мороз стоять, велит детям поиграть.

1 скоморох:

Много русских игр есть, все их трудно перечесть.

Нам играть, друзья, не лень. Мы б играли целый день.

Воспитатель ср. гр. :

Мы будем в «Матушку – Весну» играть и весну потешать.

«Матушка – Весна» - игра – средняя группа.

(По принципу «В золотые ворота»).

Воспитатель ср. гр. :

Пришла матушка – Весна, отворяй ворота.

Первым март пришел, белый снег сошел.

А за ним пришел апрель, отворяй окно и дверь.

А уж как пришел к нам май, солнце в терем приглашай.

Воспитатель ст. гр. :

А мы будем в «Солнышко» играть, солнышко потешать.

«Солнышко» - игра – старшая группа.

(В центре круга – солнышко. У остальных детей сзади прикреплены ленточки)

Воспитатель ст. гр. :

Солнышко – колоколнышко!

Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди.

Нам в поля бежать, нам весну встречать.

Дети : (идут по кругу)

Гори, солнце, ярче – летом будет жарче.

А зима теплее (идут в центр круга).

А весна милее (отходят обратно).

Солнышко: Горю! (догоняет детей, выхватывает ленточки. Дети, оставшиеся без ленточки – уходят на свои места).

Воспитатель подг. гр. :

Ну а мы будем в «Горелки» играть, веселой игрою весну зазывать.

«Горелки» - игра – подготовительная группа.

(«Горящий» стоит в центре круга, с султанчиком огня в руках).

Горящий : (ходит внутри круга)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Птичка летит, колесом вертит.

Динь, дагидон – выходи-ка вон!

(отдает султанчик одному из детей. Он быстро берет султанчик, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится «Горящим»).

1 скоморох:

Ах, как весело играли, но еще не танцевали?

2 скоморох:

Эх, раз, еще раз, мы поклонимся сейчас.

Начинайте перепляс, постарайтесь вы для нас.

«Парный танец» - средняя группа. [/i]

1 скоморох:

Эй, ребята, выходите, пляску русскую начните.

«Танец с музыкальными инструментами» - старшая группа.

2 скоморох:

И вы, ребята, выходите. Своей пляской удивите!

В пляске озорной, в пляске удалой,

Пусть кружится под ногами шар земной.

«Танец с балалайками» - подготовительная группа.

1 скоморох:

А теперь прошу внимания! Новые соревнования!

Кто захочет стар и млад, перетягивать канат?

2 скоморох:

Если дружно взять канат, потянуть вперед – назад,

И сказать всем вместе : «Эх!». Победит, пожалуй, смех.

«Перетягивание каната» - игра – играют все желающие.

Игра "мотальщики" – играют все желающие.

Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.

«Звонарь» - игра – играют все желающие.

Водящий:

Дили, дили, дили дон. Отгадай, от куда звон.

(подходит к любому ребенку, хлопает 3 раза в ладоши, кланяется. Игрок тоже хлопает 3 раза в ладоши, кланяется, стает за водящим. Теперь они идут вдвоем по кругу, вместе говорят слова. И так набирают человек 8-10).

Водящий:

Раз, два, не зевай. Быстро в пары ты вставай!

(Все, и Водящий в том числе, встают в пары. Кому не хватило пары – становится Водящим).

1 скоморох:

Кто на масляной неделе не катал на карусели?

Все сюда ко мне сбегайтесь и бесплатно покатайтесь.

«Карусель» - средняя группа.

2 скоморох:

Ко мне подходи да друзей приводи!

Не проходи мимо нас – быстрая карусель закружится сейчас.

Кому делать нечего, катайтесь хоть до вечера.

«Карусель» - старшая группа.

1 скоморох:

Как на масляной неделе загудели карусели.

Солнце в небе голубом неподвижно, словно дом.

А земля волчком вечно крутится кругом.

«Карусель» - подготовительная группа.

2 скоморох:

Ах вы, матушки – красны солнышки!

Вставайте с печи – глядите в печь.

Не пора ли блины испечь?

1 скоморох:

Мы давно блинков не ели, мы блиночков захотели.

На поднос блины кладите – да к порогу поднесите.

2 скоморох:

Как на масленой неделе из трубы блины летели.

И масло, и творог – все летело под порог.

1 скоморох:

Пожалуйте к столу, гости дорогие!

Горячие блины для вас испечены.

Сдобные лепешки не лезут в окошко,

А горячие блины сами в рот и просятся.

Дети угощаются блинами.

1 скоморох:

А теперь, детвора, нам на улицу пора.

Наше чучело возьмем, вместе там его сожжем.

Снова будем мы играть, Масленицу провожать.

2 скоморох:

Вы идите, наряжайтесь, потеплее одевайтесь.

Выходите все во двор, состязания начнем.

Примерные игры на улице.

«Веселая пляска»

Дети водят хоровод.

Ведущая говорит, кто выходит в круг (У кого есть пуговицы, у кого молния на сапогах, кто любит манную кашу, у кого есть дома собачка и. т. д).

Кого назвали – выходит в круг танцевать, остальные хлопают.

«Бросание снежков по мишени».

«Как у дяди Трифона»

Дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту.

Ведущий – в центре круга.

Как у Дяди Трифона было семеро детей,

Было семеро детей, было семь сыновей.

Вот с такими вот ушами. (руки к ушам, растопырить пальцы).

Вот с такими вот глазами («бинокль»).

Вот с такими вот носами («Буратино»).

Вот с такими вот зубами (растопыривают пальцы обеих рук, одна рука сверху, другая снизу, выполняют движение «волчье клацанье»).

Вот с такой головой (делают круговые движения руками вокруг головы).

Вот с такой бородой (показывают длинную бороду).

Они не пили и не ели, друг на друга все глядели,

Друг на друга все глядели, разом делали вот так: (ведущий выполняет любое

Ведущий выбирает того, кто ему больше всех понравился. Игра повторяется с новым ведущим.

«Шел Козел о лесу».

«Ходит Ваня».

«Давайте все делать, как я».

И. т. д. – на усмотрение воспитателей.

1 скоморох:

Ты прощай, прощай, прощай, наша Масленица!

Ты не в среду пришла и не в пятницу.

Ты пришла в воскресенье – всю неделю веселье!

Ты пришла с добром, сыром, маслом да яйцом!

Со блинами, пирогами да с оладьями.

2 скоморох:

Прощай, Масленица. Прощай, красная!

Наступает Великий пост, дай нам редьки хвост!

Через семь недель будет Светлый день,

Будем Пасху святить, будем яйца красить.

Сжигание чучела Масленицы.

Дети:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Чтобы все метели разом улетели!

Чтобы все невзгоды: холод, непогоды,

Сильные морозы, неудачи, слезы, -

Пусть они сгорают, к небу улетают!

Загорись, моя лучина. Улетай, зима-кручина!

Масленица, загорись. Огненная, всполохнись!

1 скоморох:

Прошла масленая неделя, кончилось гулянье, теперь пора на отдыханье!

2 скоморох:

Вот и проводили мы масленицу. Весна – красна на пороге.

Совместная деятельность с детьми. Праздник «Масленица».
Публикации по теме:

«Ух, ты, Масленица!» (развлечение для средней группы) Я считаю, что в детском саду необходимо приучать детей к истокам русской народной культуры. Поэтому мы с детьми провели праздник "Ух, ты,.

Благотворительная акция: «Масленица в сердце каждого»Благотворительная акция: «Масленица в сердце каждого» Масленица -древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. С 11 марта по 15 марта в нашем саду во всех.

Библиотека изображений:
  • Грибы
Автор публикации:
Совместная деятельность с детьми. Праздник «Масленица».
Опубликовано: 2 июня 2013 в 18:52
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...