Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мы Емеле помогали, и горох мы с ним сажали»

Юлия Калинина
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мы Емеле помогали, и горох мы с ним сажали»

Цели:

• Закрепить знания детей о русской избе, о быте русских людей в старину.

• Знакомить с народными традициями.

• Уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян.

• Научить детей узнавать семена гороха, отличать их от других семян.

• Учить сажать горох: сделать углубление, правильно вложить горошину, присыпать землей, полить водой из лейки.

• Развивать речь детей, учить согласовывать прилагательные с существительными; обогащать словарный запас детей новыми словами (почва, пророщенные, влага, огородники и т. д.)

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сегодня число? (18 мая) А вы знаете, что это необычный день? Сегодня международный день музеев. В этот день любой музей можно посетить бесплатно. А какие музеи вы знаете? (ответы детей). У нас в детском саду тоже есть маленький музей. Вы хотите его посетить?

Дети с воспитателем отправляются в музей «Русская изба».

Воспитатель: Вот и наш музей «Русская изба». Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у нас небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Есть ли, ребятки, в избе уже знакомые вам предметы? Что вы можете о них расказать? (Дети рассказывают о предметах, которые им знакомы)

- А это что за предмет? (воспитатель показывает прялку)

- В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, долгими зимними вечерами женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем. («Во саду ли, в огороде»)

На печке раздается шорох, появляется Емеля.

Емеля: Что вы здесь расшумелись, поспать не даете…

Воспитатель: Здравствуйте. А вы кто?

Емеля: Я Емеля. Вот прилег поспать, пригрелся на печке. Скоро весна придет, надо будет на огород идти, овощи сажать. А вы тут распелись, выспаться не даете…

Воспитатель: Ребята, а разве весна еще не пришла?

- Емеля, так весна уже давно пришла, май на дворе, уж лето скоро.

Емеля удивленно и растерянно:

- Как лето скоро? Так надо бегом бежать на огород, за работу приниматься, копать, сажать, сеять…

- Дааа, Емеля, долго же ты спишь. Огород копать еще 2 месяца назад надо было. А ты все проспал. Вот послушай, когда работы на огороде начинаются.

Сообщение (рассказывает ребенок):

На Руси работы на огороде начинали 18 марта. Этот день назывался Конон Огородник. С этого дня, какой бы ни случалась погода, основные мысли и заботы российских крестьян были связаны с огородом. «На Конона Градаря начинай копать гряды в огороде» - советовали люди бывалые. «Паши да сей, пусть хоть и зима кругом, ты, главное, начни в этот день, а не на следующий, тогда непременно огород будет добр и овощей уродится много».

Воспитатель: Конечно, пахать и сеять нужно было чисто символически, из уважения к святому, который огороды от всяких напастей оберегал, потому что к этому дню снег еще не успевал растаять. А вот по настоящему начинали в этот день парники готовить, ремонтировать после зимы и семена подготавливали к посеву.

Емеля: Семена-то у меня есть, во сколько! (достает семена) Ой, только они у меня все перепутались. Что же делать теперь? Как разобраться, что из каких семян вырастет?

Воспитатель: Давай мы с ребятами поможем тебе разобрать семена. (детям раздаются картинки с овощами, они по очереди подходят и ищут свои семена) Ну вот, теперь мы навели порядок в твоих семенах.

Емеля: Спасибо вам, ребята. Даже не знаю, что бы я без вас делал. Ну все, теперь побежал я сажать семена.

- Емеля, а ты все семена в один день посадить хочешь?

- Конечно. А чего ждать-то? Посадил все сразу и сиди себе жди, когда урожай поспеет.

- Ребята, а разве все овощи в один день сажают?

- Не правильно ты, Емеля, рассуждаешь. Для каждого овоща существует свой особенный день, когда его лучше всего сажать. Еще в старину люди заметили, что овощи лучше растут и приносят больше урожая, когда их сажают по определенным приметам. Послушай некоторые приметы.

Дети рассказывают приметы, которые знают:

• Пшеницу сеют, когда зацветет черемуха

• Когда появятся комары – можно сеять рожь

• Картофель сажают, когда береза позеленеет

• Фиалки зацвели – можно сажать редис и лук

• Морковь начинают сеять, когда зацветет мать-и-мачеха

• Рябина зацвела – можно высаживать помидоры.

Емеля (растерянно):

- Так что же получается? Береза давно уже позеленела, мать-и-мачеха уже отцвела, черемуха и фиалки тоже отцветают… Значит, я ничего не успел посадить?

- Не расстраивайся, Емеля. Как раз сегодня по народному календарю день тоже особенный. В народе его называют Иов Огуречник, Иов Горошник, Росенник.

- Ребята, как вы думаете, что Емеля может сегодня посадить на огороде? (огурцы, горох)

Емеля:

- Ну про огурцы и горох понятно, интересно, а почему этот день называли Росенник?

- Сейчас ребята тебе об этом расскажут.

Сообщение (рассказывает ребенок):

Главная примета этого дня – богатые росы. В народе говорили: «Иов Росенник росы распустил», «Без росы и трава не растет». А еще по росе можно определить, будет сегодня дождь или нет? Есть такая примета: «Если утром выпало много росы – будет очень жарко; нет росы – к дождю».

Емеля: Какая примета хорошая. Теперь я всегда смогу по росе узнать, будет сегодня дождь или нет. Спасибо, вам, ребята, что рассказали мне столько интересного и полезного. Побегу сажать огурцы и горох. А то совсем без урожая в этом году останусь… Только вот… Сажать-то я ничего не умею. Может быть вы научите меня.

Дети пытаются рассказать, как надо сажать семена. Емеля растерянно чешет затылок, ничего не понимает.

- Ребята, а может быть мы покажем Емеле, как надо сажать семена? Тогда он быстрее научится. Что вы хотите посадить у нас на участке? (горох) Когда крестьяне в старину сажали горох, они приглашали соседей такими словами: «Приходи работать на белые горохи!» Я сейчас тоже приглашаю вас поработать на белые горохи.

Дети идут на участок.

На участке.

- В старину горох сеяли на закате солнца для того, чтобы воробьи, большие лакомки до него, того не видели. А сажая горох, приговаривали: «Сею, сею горох; уродися, мой горох, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье».

Воспитатель показывает, как надо сажать горох. Дети и Емеля сажают горох.

- Ну вот, Емеля, горох сажать мы тебя научили. А огурцы ты сможешь сам также посадить.

- Спасибо вам большое.

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мы Емеле помогали, и горох мы с ним сажали»
Публикации по теме:

«Цветник на подоконнике». Подготовительная группа. Экологическое воспитание.«Цветник на подоконнике». Подготовительная группа. Экологическое воспитание. Непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Тема: «Посадка лука».Цели: Вызвать у детей познавательный интерес.

«Посадка гороха». Занятие по организации трудовой деятельности детей на мини-огороде Цель: •формирование нравственно-экологических образов у детей через организацию их трудовой деятельности на мини-огороде. Задачи: • расширять.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мы Емеле помогали, и горох мы с ним сажали»
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 20:13
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...