Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей коррекционных групп

Екатерина Минеева
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей коррекционных групп

В нашем детском саду осуществляется успешное преодоление недостатков речи у с нарушениями речи. Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива детского сада, а особенно зависят от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей.

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов группы считаем следующие:

единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач;

коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов;

развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка;

максимальное выявление и использование резервов психического развития, воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей;

достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей;

активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти

последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;

разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда;

использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности.

В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат следующие принципы:

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

Принцип единства диагностики и

коррекционно-педагогического процесса

Принцип сотрудничества между воспитателями

и логопедом, воспитателями и детьми

Принцип учета интересов всех участников

коррекционно-педагогического процесса.

Принцип дифференцированного подхода

к воспитанию правильной речи

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, которое проводилось в первые две недели сентября.

Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендацию о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала.

При определении содержания работы учитель-логопед знакомит воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Основную работу по формированию

правильных первичных речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков. Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи).

Вместе с тем четко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели присутствуют на фронтальных занятиях учителя-логопеда, а тот посещает отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

Задачи учителя-логопеда:

1. Изучение уровня речевого развития детей, определение направления работы

2. Работа по коррекции звукопроизношения

3. Развитие фонематического слуха

4. Усвоение новых лексико-грамматических категорий

5. Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию

6. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи

7. Работа по коррекции слоговой структуры слова

8. Работа над просодической стороной речи

9. Предупреждение нарушений письма и чтения

10. Формирование навыков послогового чтения.

11. Развитие общей и мелкой моторики

12. Развитие мышления, памяти, внимания.

Должностными обязанностями воспитателя логопедической группы являются:

обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности и установление их соответствия данной возрастной группе;

проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми по программе и заданию логопеда в вечернее время;

создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;

систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;

объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий.

В задачу воспитателя логопедической группы входит

Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса.

Контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. Особое внимание воспитателя обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.

Воспитатель логопедической группы не должен:

1. Торопить ребёнка с ответом

2. Перебивать речь и грубо

одёргивать, а тактично дать

образец правильной речи

3. Заставлять ребёнка произносить

фразу насыщенную ещё не

поставленными у него звуками

4. Давать заучивать тексты и стихи,

которые ребёнок ещё не может

произносить

5. Выпускать на сцену (утренник)

ребёнка с неправильной речью.

Необходимо: Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Специфика работы воспитателя логопедической группы

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня после полдника. Во время вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Выполняются следующие виды упражнений:

закрепление поставленных звуков, произношение слогов, слов, предложений, повторение стихотворений, рассказов; Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; Активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

Вся коррекционно- воспитательная работа в группе проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности.

Дети, не имеющие задания учителя-логопеда, заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, пазлы,логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент участия воспитателя.

Слаженная работа педагогов группы даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.

Публикации по теме:

Реализация основных положений ФГТ в коррекционной программе для детей дошкольного возраста с ОНР В настоящее время вся деятельность педагогов определяется в соответствии с ФГТ. Основная деятельность детей - игровая, что необходимо учитывать.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей коррекционных групп
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 16:37
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...