Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей коррекционных групп

Екатерина Минеева
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей коррекционных групп

В нашем детском саду осуществляется успешное преодоление недостатков речи у с нарушениями речи. Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива детского сада, а особенно зависят от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей.

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов группы считаем следующие:

единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач;

коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов;

развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка;

максимальное выявление и использование резервов психического развития, воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей;

достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей;

активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти

последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;

разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда;

использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности.

В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат следующие принципы:

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

Принцип единства диагностики и

коррекционно-педагогического процесса

Принцип сотрудничества между воспитателями

и логопедом, воспитателями и детьми

Принцип учета интересов всех участников

коррекционно-педагогического процесса.

Принцип дифференцированного подхода

к воспитанию правильной речи

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, которое проводилось в первые две недели сентября.

Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендацию о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала.

При определении содержания работы учитель-логопед знакомит воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Основную работу по формированию

правильных первичных речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков. Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи).

Вместе с тем четко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели присутствуют на фронтальных занятиях учителя-логопеда, а тот посещает отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

Задачи учителя-логопеда:

1. Изучение уровня речевого развития детей, определение направления работы

2. Работа по коррекции звукопроизношения

3. Развитие фонематического слуха

4. Усвоение новых лексико-грамматических категорий

5. Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию

6. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи

7. Работа по коррекции слоговой структуры слова

8. Работа над просодической стороной речи

9. Предупреждение нарушений письма и чтения

10. Формирование навыков послогового чтения.

11. Развитие общей и мелкой моторики

12. Развитие мышления, памяти, внимания.

Должностными обязанностями воспитателя логопедической группы являются:

обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности и установление их соответствия данной возрастной группе;

проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми по программе и заданию логопеда в вечернее время;

создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;

систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;

объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий.

В задачу воспитателя логопедической группы входит

Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса.

Контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. Особое внимание воспитателя обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.

Воспитатель логопедической группы не должен:

1. Торопить ребёнка с ответом

2. Перебивать речь и грубо

одёргивать, а тактично дать

образец правильной речи

3. Заставлять ребёнка произносить

фразу насыщенную ещё не

поставленными у него звуками

4. Давать заучивать тексты и стихи,

которые ребёнок ещё не может

произносить

5. Выпускать на сцену (утренник)

ребёнка с неправильной речью.

Необходимо: Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Специфика работы воспитателя логопедической группы

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня после полдника. Во время вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Выполняются следующие виды упражнений:

закрепление поставленных звуков, произношение слогов, слов, предложений, повторение стихотворений, рассказов; Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; Активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

Вся коррекционно- воспитательная работа в группе проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности.

Дети, не имеющие задания учителя-логопеда, заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, пазлы,логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент участия воспитателя.

Слаженная работа педагогов группы даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.

Публикации по теме:

Реализация основных положений ФГТ в коррекционной программе для детей дошкольного возраста с ОНР В настоящее время вся деятельность педагогов определяется в соответствии с ФГТ. Основная деятельность детей - игровая, что необходимо учитывать.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей коррекционных групп
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 16:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Лэпбук «Соленые водоемы»
Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне! ) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела! Когда я думала,...