Папки-передвижки

Совместная деятельность воспитателя с детьми раннего возраста с использованием дидактических игр

Зоя Зырянова
Совместная деятельность воспитателя с детьми раннего возраста с использованием дидактических игр

Ценность раннего обучения давно подмечена народом, неслучайно создано много детских песенок, потешек, игр и игрушек, которые забавляют и учат маленьких детей ( Например: «Ладушки», «Сорока – сорока» и др., которые кроме тренировки мелкой моторики развивают память, дают положительные эмоции, обогащают словарный запас ребенка.)

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с детьми.

Публикация «Совместная деятельность воспитателя с детьми раннего возраста с использованием дидактических игр» размещена в разделах

Малышу несвойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в то же время порождает у него множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его явлений.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрешки и многие другие. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями.

Своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах, увлекательных и доступных ребенку.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задания ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые, отличительные черты. Мышление детей от 2 до 3 лет носит преимущественно наглядно – действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно – манипулятивная игра. Эта самостоятельная игра, в ходе которой ребенок манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством.

Очень важно создать в детском саду благоприятные условия для такой игры, потому что в ней развивается интеллект детей третьего года жизни, для этого необходимо:

• Создать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы

• Предоставлять малышу свободу для игры, поощрять любознательность и самостоятельность

• Постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности.

Дидактические игры необходимы для умственного развития маленьких детей. Во время игры у ребенка воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает взрослый. Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, специально разработанная педагогикой в целях обучения воспитания детей. Но при этом, как было сказано выше дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий (что в раннем детстве выступает на первый план, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

Дидактические игры и занятия имеют определенные значения и в нравственном воспитании детей. У них постепенно развиваются умения действовать в среде сверстников, что в начале дается нелегко. Сначала ребенок приучается что – то делать рядом с другими детьми не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности : вместе смотреть игрушки, картинки, вместе ходить, плясать и т. д. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Дидактическая игра хороша и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижения результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что - то не получается.

Некоторые дети с большим трудом привыкают к совместным играм. Их надо постепенно приучать к этому, объединяя с более спокойными сверстниками. Такое объединение может быть осуществлено сначала с использованием вспомогательных предметов – орудий.

Характер деятельности вызывает у детей оживление, речевые реакции, что привлекает внимание других участников игры, подталкивает к подражанию. Воспитатель побуждает детей обмениваться игрушками, подготавливает и облегчает установление правильных взаимоотношений. Дидактическая игра хороша, как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

• игры с предметами (игрушками, природным материалом,

• настольно – печатные

• словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, которые направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, малыши приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которая переноситься затем на сверстников.

Игра «Большие и маленькие мячики» . Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. Подобрать мячики для кукол. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

Также можно использовать следующие дидактические игры : «Подбери петушку перышки», «Подбери попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры.

«Овощной магазин».

Цель: Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

Ход игры. Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

Настольно – печатные игры интересны для ребят, так как направлены на развитие зрительной памяти и внимания. Игры разнообразны по видам (парные картинки, домино, лото, разрезные картинки) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам и подбор по общему признаку (классификация) и запоминание состава, количество и расположение картинок, и составление разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

• Подбор картинок по парам.

Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

• Разрезные картинки и кубики.

Цель: Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.

• Найди такой же предмет.

Цель: Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

В дидактические игры входят также и словесные игры.

В младшем возрасте они направлены на развитие речи, в воспитании правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизацию словаря.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

• Эхо

Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

Ход:

Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и. т. д.

• Паровоз.

Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У»

Ход:

Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

• Лошадка.

Цель: Учить правильно произносить звук «И»

Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

Чтобы дидактические игры давали положительные результаты в развитии детей имеет большое значение правильная организация с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Публикации по теме:

Фото альбом Видео В рамках недели "Книжкины именины" в нашей группе был реализован творческий проект "Сорока - Белобока", участниками проекта были дети и.

Презентация проекта «Сорока — Белобока» в рамках недели «Книжкины именины» для детей раннего возраста. Добрый день уважаемые коллеги! 1 слайд. Хочу представить вам наш творческий проект, проведенный в рамках недели «Книжкины именины», «Сорока.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная деятельность воспитателя с детьми раннего возраста с использованием дидактических игр
Опубликовано: 19 сентября 2014 в 07:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД