Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Невидимки»

Ольга Тимченко
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Невидимки»

Совместная опытно – экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в лаборатории «В гостях у Невидимки»

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха.

2. Развивать познавательный интерес, умение анализировать.

3. Формировать навыки опытно – экспериментальной деятельности.

Оборудование: воздушные шары с нарисованными символами; емкости с водой – холодной и горячей; пластиковая бутылочка с воздушным шариком на горлышке; контейнеры с продуктами (шоколад, апельсин, чеснок); чистые листы бумаги; импровизированные весы; полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Организационный момент:

Дети получают письмо от Невидимки с приглашением в исследовательскую лабораторию.

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы познакомиться с Невидимкой?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо, идемте в лабораторию.

Дети и воспитатель подходят к исследовательскому уголку в группе, где замечают воздушные шары с определенными символами.

Воспитатель: Чтобы познакомиться с Невидимкой, мы проведем опыты. Как нам догадаться, что означают эти символы? Попробуйте отгадать:

Он вокруг, его не видим,

И не пьем и не едим,

Не заметен он, невидим,

Только всем необходим:

Людям, мячикам и шинам,

Водолазу под водой.

Птичке, рыбке и машинам,

Вот загадочный какой.

Воспитатель: Догадались? Конечно же - это воздух. Без воздуха не могут жить на нашей планете люди, животные, птицы, растения и даже рыбы. Символы на шарах обозначают свойства воздуха. Какие же они? (дети по символам называют свойства воздуха). Приложение 1

Воспитатель: Хорошо, попробуем это выяснить с помощью обычных вещей.

Практическая работа

Опыт 1

Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета воздух?

Чтобы точно определить, мы возьмем лист бумаги и посмотрим сквозь него. Что мы видим?

Дети: Бумагу.

Воспитатель: А если мы просто смотрим вдаль?

Дети: Видим все, что окружает нас.

Воспитатель: Между нами и этими предметами находится воздух. Попробуем его поймать (дети пытаются поймать воздух полиэтиленовыми пакетами). Какого цвета воздух в пакете? (ответы детей: невидимый, прозрачный, бесцветный).

(Лопается шарик с символом «Невидимый»). Приложение 2

Опыт 2

Воспитатель: А теперь скажите, воздух легкий или тяжелый (ответы детей).

Воспитатель: Давайте проверим.

Воспитатель: Воздух имеет вес (массу).

Возьмем два шарика, надуем их так, чтобы они были одинаковые по размеру, свяжем ниточкой, одинаковой длины, затем закрепим на стержне так, чтобы было равновесие. Проколем один шарик иглой. Что мы видим?

Дети: Надутый шарик опустился вниз, а лопнувший поднялся.

Воспитатель: Надутый шарик тяжелее, чем сдутый из-за воздуха внутри его. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Это показывает, что воздух имеет вес (лопается шарик с символом «Тяжелый»). Приложение 3

Опыт 3

Воспитатель: Дети, воздух может расширяться и сжиматься! Возьмем стеклянную бутылочку и закрепим шарик на ее горлышке. Поставим ее в емкость и добавим горячей воды. Что мы видим?

Дети: Шарик надувается.

Воспитатель: А теперь, осторожно переставим бутылочку в емкость с холодной водой. Что мы видим?

Дети: Шарик сдулся.

Воспитатель: В емкости с горячей водой шарик надувается (расширяется, а в емкости с холодной водой сдувается (сжимается) (лопается шарик с символом «Сжимается, расширяется»). Приложение 4

Опыт 4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

Воспитатель: Сейчас я открою контейнеры один за другим, а вы попробуйте догадаться, что лежало в них (по запаху дети определяют содержимое контейнера: шоколад, апельсин, чеснок).

Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Воздух не имеет запаха, но он имеет способность его сохранять (лопается шарик с символом). Приложение 5

Опыт 5

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нам нужен воздух?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе.

Игровое упражнение «Ручейки». Приложение 6

Воспитатель: Воздух необходим для дыхания. Ребята, а кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы (лопается шарик с символом «Необходим всем»).

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили, с чем познакомились? О каких свойствах воздуха узнали? (ответы детей).

Сюрпризный момент: у каждого ребенка в шкафчике мыльные пузыри.

Публикации по теме:

«Музей ветра». Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Музей ветра" СентябрьПроведение серии опытов.

Статья «Экспериментальная деятельность с дошкольниками» Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Чтобы избежать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Невидимки»
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 18:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Курочка-пеструшечка и её цыплятки-малые ребятки». Конспект НОД с детьми младшей...
Интеграция образовательных областей. «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,...
Фотоотчет «Необычный подарок на выпускной».
Вот уже не за горами самый волнительный, первый выпускной. Незаметно пролетели два с половиной года, как мы взяли малышей. Сегодня они выпускники....
Осеннее оформление группового помещения
Осень, как правило называют ЗОЛОТОЙ. Оформление группового помещения неотъемлемая часть интерьера группы. Оформление группы позволяет формировать у детей...
Фотоотчёт «Спортивная площадка» Часть1.
Долгое время на территории нашего детского сада пустовал приличный участок земли. Когда-то, очень давно, когда детский сад работал на шесть групп, на...
Фотоотчет экологической акции «Наш личный вклад в дело сохранения природы и...
2017 год - год Экологии. С трудом погода все же налаживается и становится теплее. Люди стали чаще пользоваться пластиковыми бутылками с водой. Хочется...