Лучший педагог года

Совместное занятие педагога-психолога с детьми и родителями «Запоминайка»

Елена Васева
Совместное занятие педагога-психолога с детьми и родителями «Запоминайка»

Конспект занятия.

Совместное занятие педагога-психолога Васевой Е. А. с детьми и родителями.

Тема: «Запоминайка»

Цель: формирование психологической готовности детей к школе.

Задачи

• Развивать слуховую, зрительную и двигательную память детей.

• Обучить родителей проведению развивающих игр с детьми.

• Способствовать улучшению взаимоотношений родителей с детьми.

Участники: родители и дети старшего дошкольного возраста.

Публикация «Совместное занятие педагога-психолога с детьми и родителями „Запоминайка“» размещена в разделах

Наше занятие проводится в рамках подготовки детей к школе и посвящено оно развитию памяти.

Ни для кого не секрет, что для усвоения новых знаний, умений и навыков нужна хорошая память.

Особенностью памяти детей дошкольного возраста является то, что они хорошо помнят то, что привлекло их внимание своей яркостью, необычностью, новизной.

В школе детям придётся запоминать цифры, буквы, правила, различные схемы, таблицы. И, конечно, все это не будет таким уж ярким и интересным. Поэтому у детей нужно развивать произвольную память:

• зрительную

• слуховую

• двигательную

И конечно

• кратковременную

• долговременную.

Чтобы механизмы памяти были гибкими, их нужно ежедневно тренировать по 10-15 минут с 8 до 12 часов утра и с 17 до 19 часов вечера.

Какие же игры можно использовать для развития памяти?

Самая известная игра называется: «Запомни предметы».

Берём 6-8 предметов, хорошо знакомых ребёнку. Это может быть ложка, карандаш, ластик, часы, брошка, скрепка и т. д. Раскладываем их в ряд и просим ребёнка внимательно рассмотреть и запомнить предлагаемые предметы. Затем закрываем предметы платком и просим ребёнка назвать все, что он запомнил.

Можно провести игру иначе. После того, как ребёнок рассмотрит и запомнит предметы, нужно предложить ему закрыть глаза и в это время поменять предметы местами или 1-2 убрать со стола.

В этом случае ребёнок должен определить, что изменилось, чего не стало.

Постепенно можно увеличить количество предметов до 13-14 шт. и сократить время на их рассматривание и запоминание.

Вместо предметов можно использовать мелкие пластмассовые игрушки, в т. ч. у из «киндерсюрпризов».

Игра «Прятки»

Развивает тактильную память и саморегуляцию. Предлагаем ребёнку закрыть глаза и ощупать небольшой предмет, который мы даём ему в руки. Подглядывать нельзя. После того как ребёнок рассмотрит и запомнит предметы, он возвращает его нам. Этот предмет нужно спрятать среди других предметов. Ребёнок открывает глаза и находит предмет.

«Рассмотри и запомни картинку»

Берём любую картинку и предлагаем её внимательно рассмотреть в течении 15 секунд и запомнить всё, что на ней нарисовано. Затем картинку убираем и спрашиваем у ребёнка детали картинки.

«Найди отличия»

Предлагаем ребёнку внимательно рассмотреть первую картинку и запомнить все подробности. Затем закрываем её листом бумаги и предлагаем посмотреть на другую картинку и найти различия.

«Найди такую же»

Предлагаем ребёнку рассмотреть картинку, затем закрыть её ладошкой и посреди остальных картинок найти такую же.

«Перевёрнутые картинки»

Подбираем 6 пар одинаковых картинок. Раскладываем их на столе, затем переворачиваем обратной стороной. Ребёнок должен вспомнить, где лежат одинаковые картинки и перевернуть их.

Для развития памяти используют карточки, на которых можно изобразить цифры, буквы, геометрические фигуры, слова, схематические рисунки.

Карточки можно показывать по одной, демонстрируя каждую 1-2 секунды, или раскладывать на столе, размещать на таблице.

«Мнемотаблица»

Вместе с ребёнком рисуем мнемотаблицу, например, на слово «яблоко». Изображаем яблоко, а я рядом все ассоциации, которые возникают в связи с этим словом. Затем ребёнку предлагаем запомнить все, что изображено на мнемотаблице.

«Сделай копию»

Предлагаем ребёнку запомнить рисунок и закрыв его ладонью, нарисовать рядом такой же.

«Счётные палочки»

Из палочек выкладываем фигуры, узоры. Предлагаем ребёнку рассмотреть их и по памяти выложить точно такие же.

«Пуговки»

Требуются два одинаковых набора пуговиц. Взрослый на столе выкладывает в один ряд несколько пуговиц разного цвета, формы и величины, затем закрывает их листом бумаги. Ребёнок из своего набора должен воспроизвести такой же ряд пуговиц.

«Запомнить всё»

На прогулке предлагаем ребёнку мельком взглянуть на прохожего, а потом рассказать, какого цвета у него куртка, шляпа, сапоги и т. д.

Для развития памяти полезно разучивать стихи, пересказывать маленькие рассказы. Как можно чаще спрашивать у ребёнка, где он был, что делал вчера, позавчера, месяц назад, прошлым летом.

Ход занятия

А сейчас мы с вами поиграем!

- Ребята, вы ничего не слышите? Кажется, кто-то плачет? (Раздаётся мяуканье и появляется кот с корзинкой.) Вася, что случилось?

- Как же мне не плакать? Мама мне дала корзинку и велела принести фрукты, а я забыл какие! Теперь не знаю, что мне делать.

- Не переживай, Вася, мы тебе поможем! (сажаю кота).

Ребята! Давайте для Васи насобираем целую корзину фруктов! А чтобы мы не забыли, какие фрукты кладём в корзину, их названия будем повторять. Например, я скажу: «Я положу в корзину яблоко», а Оля повторит мои слова и положит новый фрукт. Она скажет: «Я положу в корзину яблоко и грушу», а следующий игрок повторит все наши слова и добавит новый фрукт. И так далее.

(В игре принимают участие дети и родители).

Вот мы и насобирали целую картину фруктов. Держи, Вася!

- Спасибо!- говорит кот и убегает.

- Вася ушёл, а мы с вами сейчас сыграем в игру, которая называется «Пары слов». Прежде чем мы в неё сыграем, скажите, пожалуйста, ребята, что общего у пары слов «лимон» и «карандаш». (Дети отвечают).

А сейчас я буду медленно читать пары слов, а вам нужно будет придумать, как одно слово связать с другим:

Лес-медведь

Мост — река

Каша-ложка

Волосы — расчёска

Книга - буквы

Я буду называть первые слова, а вам нужно будет назвать вторые.

Следующая игра называется «Делай раз, делай два».

- Ко мне идёт. Сейчас я тебе скажу, какие движения ты будешь делать. Будь очень внимательна — запоминай.

Тебе нужно сделать шаг вперёд, коснуться левой рукой кончика носа, два раза подпрыгнуть на двух ногах. (Ребёнок выполняет).

А сейчас мы попросим родителей придумать для детей движения. (Родители называют движения, а дети их выполняют.)

- Ребята, а вам не приходило в голову, что слово можно увидеть? Например, слово «бабочка». Закройте глаза и постарайтесь представить себе живую бабочку. Не торопитесь – сосредоточьтесь и представьте её так ясно, как живую. Удалось представить? Бабочку можно увидеть по-разному. Можно увидеть как пятно. Думаешь о бабочке, стараешься её увидеть, но видишь нечёткое пятно, то ли бабочка, то ли нет. Можно увидеть бабочку как на картинке. А можно-как живую; как она перелетает с цветка на цветок, шевелит усиками.

А сейчас давайте увидим слово «ёлка». Закройте глаза. Не торопитесь, сосредоточьтесь. Открывайте глаза. (Обращаюсь к ребёнку) Тебе удалось увидеть ёлку? А как ты её увидела? Как пятно или как живую?

Детям и родителям предлагается представить, как они могут увидеть дерево, озеро; услышать машину, колокольчик; потрогать подушку, шарф; понюхать розу, лимон.

- А теперь давайте вспомним, какие слова мы нюхали, слышали, трогали, видели.

А ещё чтобы слова запомнились лучше всего, их можно зарисовать. (Раздаю участникам листочки, расчерченные на 9 клеток и простые карандаши).

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Крокирование». Я буду медленно называть слова, а вам нужно будет схематично каждое слово зарисовать. (Называю слова: солнце, стул, рука, мяч, цветок, книга, платье, машина, дерево. Участники их зарисовывают.)

А теперь переверните листочки и вспомните слова, которые вы нарисовали. (Дети называют слова). Молодцы! Все слова запомнили.

Подвожу итог занятия. Спрашиваю у родителей и детей, какие игры им больше всего понравились, и будут ли они играть в них дома.

Публикации по теме:

Психологическая готовность детей к школе (преемственные связи) Психологическая готовность к школе включает в себя: (схема № 1) интеллектуальную готовность – это наличие основных представлений о природных.

Комплексный план взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ по формированию мотивационной готовности детей к школе Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной.

Автор публикации:
Совместное занятие педагога-психолога с детьми и родителями «Запоминайка»
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 16:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД