Современные образовательные технологии в ДОУ

галина чадаева
Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные педагогические технологии в ДОУ

Опытные педагоги отмечают, что работать с каждым годом становится все труднее, сил на подготовку к занятиям уходит все больше.

А удовлетворенность педагогической деятельностью заметно снижается, потому что, несмотря на все старания, возникают все более сложные воспитательные проблемы, причем такие, с которыми прежде образовательные учреждения прежде не сталкивались. Анализ показывает, что усталость, порой неудовлетворенность работой чаще всего связана с неадекватностью затрат при подготовке к проведению занятий и общим результатом после проведения.

По исследованиям современных ученых основная причина кроется в рассогласованности между требованиями, предъявляемыми современным обществом к образованию и ограниченными возможностями их реализации в ДОУ и школах.

Академик Д. И. Фельдштейн в своем выступлении на 15 Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблеме преемственности в образовании, отмечал, что проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро:

Идет отстранение мира взрослых от мира детей.

Дети находятся в потоке огромного знаииевого процесса. (получение знаний извне. Взрослый больше не является источником знаний.

Взрослые не отмечают ценность периода детства

Усилились городские связи. Продолжается процесс урбанизации.

В 90-е годы 26 млн. детей проживало в городе, сейчас – 40 млн.

Как результат в среде детей процветают грубость, жестокость, цинизм.

У многих детей комплексы, неуверенность в себе.

Произошли глубокие изменения в личности детей. Это напрямую связано с ориентацией общества на потребление.

Неравный доступ к образованию.

Дети ярко демонстрируют свои асоциальные взгляды. (движения эмо, готы и т. п.)

Резко снизилась когнитивность мышления.

Снизилось развитие познавательной сферы. (произошло снижение умения планировать, удерживать в памяти план действий снижение на 90%

У современных детей резко снижена любознательность

Не развита мелкая моторика, снижен фонематический слух

Страдает социально-личностное развитие (дети не умеют контактировать со сверстниками, не развита эмоциональная сфера, дети не умеют выражать свои чувства)

Дети зависимы от телевизора, компьютера. У современных детей развито так называемое клиповое мышление.

Идет регрессивное изменение коры головного мозга

Снижение мышечной массы тела.

Проблемное течение психического развития. (20% детей с ММД. Половина детей с пограничным состоянием. Нарушения психики у 26% детей)

Сдвинулись сроки кризисов с. 6-7 лет до 7-8лет;

Выросло количество одаренных детей

У детей преобладает ориентация на получение знаний, выросло значение здорового образа жизни. Однако значение нравственности стоит у детей на последнем месте. Выросло Q до 115 баллов.

Однако большинство педагогов продолжают работать по-старому, относясь к детям также как и прежде. В воспитательно-образовательном процессе необходимо ориентироваться на те изменения, которые происходят в современном детстве.

Успешно работающая образовательная система сегодня должна создавать условия, интенсифицирующая развитие детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных условиях.

Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.

Сущность объяснительно-иллюстративной технологии.

Это педагогика принуждения, подавления внутренней свободы ребенка. При реализации данной технологии педагог находится над ребенком. Он единственный источник знаний. Он знает все, ребенок должен внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы. Данная система была предложена Я. А. Коменским еще в 15 веке.

Дети при реализации данной технологии оказываются в роли слушателей

Педагог реализует три основные функции:

- информирующую; (изложение готовой информации с привлечением иллюстративного материала)

- контролирующую: (непрерывное наблюдение за усвоением преподносимого материала)

-оценивающую (фиксация процесса усвоения полученной информации)

При деятельностно-практическом способе обучения меняются позиции обучаемого и обучающего, они постоянно взаимодействуют.

Основные функции педагога:

- создание условий для включения детей в самостоятельную познавательную деятельность

- создание общего позитивного эмоционального фона (это интересно узнать)

-совместное подведение результата проведенной работы

1 объяснительно-иллюстративная технология:

Педагог все знает. Он передает знания детям.

«Ребенок – пустой сосуд, который необходимо наполнить знаниями».

Задействована в основном механическая память.

Прямолинейное воздействие вызывает негативную реакцию детей.

2 современные образовательные технологии:

Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога.

«Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь»

Проблемно-диалогическая технология

основана на развитии у ребенка восприятия, мышления.

Занятия строятся на основе познавательно-поисковой деятельности.

Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.

(Пример)

Затем выстраивается цепочка вопросов и и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов:

- вопросы на установление сходства и различия (Чем отличаются еж и елка? Чем отличаются животные от растений)

- вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?.)

- вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта? Мышь это домашнее или дикое животное, она же живет рядом с человеком)

- вопросы, в которых, сталкиваются противоречия (может ли быть вода твердой?

- проблемная ситуация (на улице скользко, гололедица, а песок дворники уже израсходовали, как быть)

- вопросы-шутки (На каком дереве сидид ворона во время дождя)

-риторические вопросы (Почему белку назвали белкой? Она же вовсе не белая)

- вопросы на сравнение несоотносимых предметов (чем похожи кнопка и телевизор)

- вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал)

Условия проведения занятий поискового характера.

-создание для каждого ребенка ситуации успеха

- проведение элементарных опытов

-ответы жестами и мимикой. Ответы шепотом (на ухо педагогу)

-работа по индивидуальным карточкам

-работа в парах (учитель-ученик)

-проверка задания друг у друга

-поиск ошибок у педагога

-смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку, при помощи передачи «волшебного предмета»

-«логический фиксатор» (выделение узловых моментов занятия)

-задания на время

-модуляции голосом педагога

Начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания

Обязательно говорить о предстоящей перспективе

Проведение анализа занятия

Что нового вы сегодня узнали?

Чьи ответы вам понравились больше всего и почему?

Что вам показалось трудным?

Что интересного вы узнали?

Что у вас получилось очень хорошо, а что не очень?

О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Счёт до пяти .

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Русские народные сказки
  • Искусство
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии в ДОУ
Опубликовано: 15 октября 2012 в 14:19
+23
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...