Современные педагогические технологии в ДОУ. Технология исследовательской деятельности. Технология портфолио дошкольника

ЮЛИЯ ХРОМОВА
Современные педагогические технологии в ДОУ. Технология исследовательской деятельности. Технология портфолио дошкольника

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области "Детский сад № 4 "Крепыш"

Доклад на тему:

Современные педагогические технологии в ДОУ:

Технология исследовательской деятельности.

Технология портфолио дошкольника.

Технология портфолио воспитателя.

Подготовила воспитатель

второй группы раннего возраста:

Хромова Юлия Павловна

г. Волгореченск ноябрь 2016 г

Технология исследовательской деятельности

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

Китайская пословица

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с дошкольниками, можно выделить технологию исследовательской деятельности.

Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

Надолго знания усваивается тогда, когда дошкольник слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

• эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера; метод получения информации на основе (словесной) коммуникации.

• наблюдения и опыты;

• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;

• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• использование художественного слова

Виды познавательно-исследовательской деятельности:

• Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира) .

• Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему)

• Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.

Основой исследовательской деятельности являются:

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Значение исследовательской деятельности для детей:

Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

Развивается речь ребенка.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

Оборудование для исследовательской деятельности

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного

размера, резиновые перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7. Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,

термометр.

10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Лопатки, грабли, лейки.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для

самостоятельной исследовательской деятельности.

Материал, подлежащий исследованию

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный

уголь.

2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские

шампуни, пенка для ванн).

3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,

мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки

орехов.

5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,

кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Опыты (экспериментирование)

" Состояние и превращение вещества.

" Движение воздуха, воды.

" Свойства почвы и минералов.

" Условия жизни растений.

Коллекционирование (классификационная работа)

" Виды растений.

" Виды животных.

" Виды строительных сооружений.

" Виды транспорта.

" Виды профессий.

Путешествие по карте

" Стороны света.

" Рельефы местности.

" Природные ландшафты и их обитатели.

" Части света, их природные и культурные "метки" - символы.

Путешествие по "реке времени"

" Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в "метках" материальной цивилизации.

" История жилища и благоустройства.

Правила безопасности жизнедеятельности детей

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Наша задача не отталкивать, а активно развивать исследовательскую деятельность.

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений дошкольника в различных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Основная цель создания портфолио – развитие творческого потенциала дошкольника

задачи:

-создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

-поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

-поощрять его активность и самостоятельность;

-формировать навыки учебной деятельности;

- содействовать индивидуализации образования дошкольника;

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

-укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

Функции портфолио:

диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

целеполагательная – поддерживает образовательные цели;

мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;

содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Виды портфолио:

- Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

- Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

- Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать самого дошкольника. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации

В портфолио можно предложить следующие рубрики:

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.

«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

- Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах

- Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.

«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.

«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»

«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.

«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.

«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Технология «Портфолио педагога»

Портфолио педагога детского сада – это персональная папка педагога с комплектом документов, которые подтверждают успешность педагогической деятельности, участие в разнообразных мероприятиях и конкурсах, повышение квалификации педагога.

В переводе с иностранного языка, портфолио означает портфель, папка.

Составить портфолио – это немалый труд. Для этого необходимо принимать активное участие во всех мероприятиях, добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности в детском саду. И, разумеется, не забывать отражать свой опыт, результаты и достижения в портфолио.

Современное образование нуждается в новом типе педагога:творчески думающим,владеющим современными технологиями образования,приемами психолого-педагогической диагностики,способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

По содержанию можно выделить несколько видов портфолио воспитателя детского сада:

- аттестационное портфолио, в котором отражены результаты педагогической деятельности воспитателя ДОУ за межаттестационный промежуток времени;

- накопительное портфолио, которое охватывает сведения обо всех результатах педагогической деятельности воспитателя;

- тематическое портфолио, которое формируется в процессе изучения какой-либо большой темы или образовательной области;

- проблемное портфолио, содержащее сведения по злободневным для воспитателя проблемам.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

дипломы различных конкурсов;

другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности»

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

в неделях педмастерства;

в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

авторские программы, методические разработки;

творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

планы по организации предметно-развивающей среды;

эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 112 с

2. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду

Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. — 32 с: ил.

3. Статья по теме: Исследовательская деятельность в детском саду (ссылка http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/14/issledovatelskaya-deyatelnost-v-detskom-sadu)

4. Статья на тему «Экспериментирование – технология исследовательской деятельности» (https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-eksperimentirovanie-tehnologiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-483354.html)

5. Статья на тему: "Исследовательская деятельность в детском саду" (http://mdou59.edu.yar.ru/innovatsii_/obrazovatelnie_tehnologii_v_dou/tehnologiya_issledovatelskoy_deyateln_41/tehnologiya_issledovatelskoy_deyateln_41.html)

6. Статья по теме: " Технология портфолио" (http://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija-portfolio.html)

7. Портфолио в ДОУ: сборник /авт. -сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

8. Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт. -сост. Т. И. Тюляева. - М.: Верната-Граф, 2011.

9. Юдина И. Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.

10. Я хожу в детский сад. Портфолио дошкольника: Е. В. Меттус, О. С. Турта — Санкт-Петербург, Учитель, 2014 г.

11. Консультация для педагогов "Технология портфолио дошкольника" (https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-tehnologiya-portfolio-doshkolnika-658955.html)

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

«Современные педагогические технологии» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Технология исследовательской деятельности в дошкольном образовании Все дети по своей природе исследователи. В каждом ребенке есть неутолимая жажда новых открытий. Любознательность, постоянное стремление.

Использование социо-игровой технологии в ДОУ. Семинар «Современные социально-игровые педагогические технологии» Методическая Служба МБДОУ детский сад комбинированного вида№4 «Полянка» Семинар для педагогов и старших воспитателей городского округа.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Современные педагогические технологии в ДОУ. Технология исследовательской деятельности. Технология портфолио дошкольника
Опубликовано: 23 октября 2017 в 00:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о рисовании «Мамин портрет»
Продолжая публикации посвящённые Дню Матери предлагаю посмотреть рисунки моих воспитанников. Мамы у нас получились замечательные добрые и милые, красивые и...
Конспект занятия по аппликации «Букет маме» во второй младшей группе
Уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по аппликации во второй младшей группе " Букет маме". Приближается самый тёплый праздник - День...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая»
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая». Задачи: -Приучать детей внимательно слушать стихи о маме. -Вызвать эмоциональный отклик на стихи....
Мастер-класс «Букет для мамы из одноразовых ложек»
День матери - праздник особый, Отмечаем его в ноябре: Зимы ожидает природа, И слякоть ещё на дворе. Но мы дорогим нашим мамам Подарим веселье сердец!...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Домашние животные и их...
Тема: «Домашние животные и их детеныши» Цели: расширять представления о животных и их детенышах; развивать мыслительные операции; развивать слуховое и...