Современные подходы к физкультурному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении

Елена Абрашко
Современные подходы к физкультурному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении

МБДОУ ДС КВ №39 «Золушка»

г. Туапсе

Тема: Современные подходы к физкультурному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Воспитатель: Абрашко Елена Борисовна

Еще недавно понятие «физкультурное образование дошкольникоа» отсутствовало в теоретических и методических пособиях, посвященных здоровью и физическому воспитанию дошкольника. Тем не менее еще П. Ф. Лесгафт в своей работе «О физическом образовании в школе» различал три фактора в ходе развития ребенка: воспитание, обучение и образование. Под воспитанием П. Ф. Лесгафтом понимается совокупность условий, необходимых для правильного питания и роста ребенка, в силу которых у него образуется известный запас энергии, необходимый для деятельности. При этом ученый выделяет в человеке две стороны: физическую, духовную, воспитание разделяет на физическое и нравственное. Переходя далее к определению сущности образования, П. Ф. Лесгафт отмечает, что педагоги до сих пор плохо отличают образование от учения. По его мнению, «задача учения – это простое наполнение знаниями, усвоение наибольшего количества фактов, «вбитых» наукой. Задача образования состоит в том, чтобы выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям. Из этого определения ясно, что смешивать понятия «образование» и «учение» не следует и учение должно быть только одним из средств, способствующих достижению образовательных целей.

Ребенок должен научиться разъединять знания, сравнивать между собою, делать выводы на основании этого разъединения и сравнения, словом, должен научиться отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и истины, а затем действовать сообразно этим общим положениям; последнее и есть цель образования». Далее П. Ф. Лесгафт пишет: «Цель всякого общего образования должна состоять в сознательном ограничении произвола в размышлениях и действиях человека и выявлении своей собственной личности и ее значении.

Сегодня в свете современной теории физической культуры изменилось отношение к этим понятиям. Согласно определению Э. Я. Степаненковой, «физическое воспитание» - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства»

Так, Л. И. Лубышева, говоря о понятиях «физическое развитие», «физическое воспитание» и «физкультурное воспитание», указывает на то, что «первое является объективным процессом, который совершается в организме человека, второе – активным воздействием человека на этот процесс, а третье выступает как целенаправленный процесс приобщения людей ко всем ценностям физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание – это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемого изменения физических и духовных кондиций человека, основная задача которого – сознательно целенаправленно познавать и непротиворечиво реализовывать в физкультурной практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека».

В современной теории физической культуры физкультурное образование определяется как «обучение двигательным умениям и навыкам управления движениями своего тела во времени и пространстве, а также вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности».

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» содержит направления повышения качества физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовки и физического развития детей и молодежи. Целью программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития спортивной инфраструктуры, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Одна из ведущих задач – разработка и внедрение физкультурно – оздоровительных программ и технологий и их адаптация в образовательных учреждениях с учетом особенностей развития детей и подростков.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» впервые вводит в содержание дошкольного образования такие образовательные области, как «Физическая культура», «Здоровье» и «Коммуникация». Образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Согласно Федерально - государственным требованиям, содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Физкультурное образование – это глубокое освоение достижений физической культуры, чем это принято в физическом воспитании. Ребенок дошкольного возраста должен получить физкультурное образование, то есть освоить двигательную деятельность, на основе которой развиваются его психофизические качества, воспитывается физическая культура.

Следовательно, организация образовательного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает необходимость преобразований в его содержании, подчинения достижению основной цели- сформировать физическую культуру личности дошкольника, основной которой является физкультурное оборудование.

Физкультурное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста знаний об основах физической культуры, понимания значения физических упражнений, осознанного отношения к своему здоровью, физическому развитию на основе сформированных знаний и умений. В системе физкультурного образования используются средства, методы и формы физической культуры, обеспечивающие оптимальный для каждого ребенка уровень физической подготовленности, физического, интеллектуального и духовного развития.

Для получения оптимального результата образовательного процесса важны и интенционные основы физкультурного образования дошкольников – успешность человека, занимающегося физическими упражнениями, популярность занятий физической культурой и спортом у детей.

Основываясь на положениях физкультурного воспитания, сформулированных И. В. Лубышевой, мы вывели ведущие принципы современного физкультурного образования детей дошкольного возраста:

- системность – рассмотрение процесса физкультурного образования дошкольников как целостной системы, включающей не только содержательно – организационный компонент, но также условия и ресурсы, системную оценку его качества;

- природосообразность – опора на естественно – научные основы становления и развития личности, определяющие построение физкультурно – образовательного процесса;

- эргономичность – создание оптимальных условий физкультурного образования, в том числе и физкультурно – образовательной предметной среды, с целью повышения его качества;

- креативность – создание ребенком движений, двигательных образов, в которых он выступает как субъект физической культуры;

- значимость сенситивных периодов развития на разных этапах дошкольного возраста, наиболее благоприятных для физического развития ребенка, усвоения и реализации им норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности;

- совместная двигательная деятельность взрослых и детей – движущая сила физического развития, присвоение им в общении со взрослыми достижений физической культуры, моторного опыта человечества;

- ведущая роль игровой деятельности детей дошкольного возраста в обеспечении их полноценного развития (в том числе и физического);

- значимая роль информационно – коммуникативного пространства (звукового, графического) в физкультурном образовании дошкольников;

- неравномерность и индивидуальность физического развития детей, учитывать которые чрезвычайно важно в процессе их физкультурного образования.

Целью физкультурного образования детей дошкольного возраста является формирование основ ценностного отношения ребенка к здоровью и физической культуре, овладение им средствами, методами и формами индивидуальной двигательной деятельности, умениями направленно использовать эту деятельность для собственного духовного, социального, коммуникативного, физического и интеллектуального развития.

Основные задачи физкультурного образования дошкольников:

- обучать движениям и физическим упражнениям в процессе организованных взрослыми разных форм занятий физической культурой, с использованием современных методов обучения, а также средств и способов педагогической коммуникации;

- обогащать двигательный опыт детей в процессе овладения базовыми средствами двигательной деятельности;

- обеспечивать системное освоение детьми рациональных способов управления движениями и связанных с ними знаний;

- формировать умение использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физкультурой;

- расширять адаптационные и функциональные возможности дошкольников путем всестороннего воздействия физическими упражнениями на развитие основных органов и систем их организма;

- воспитывать основные психофизические качества личности на базе общей физической подготовки;

- развивать двигательные способности дошкольника, содействовать развитию их креативности и коммуникативности, способствовать целостному развитию личности ребенка;

- формировать интерес к физической культуре и спорту, создавая коммуникативно – ориентированную среду физкультурного образования.

Таким образом, мы определяем физкультурное образование дошкольника как целостную педагогическую систему, направленную на развитие личности ребенка средствами физической культуры и включающую процесс активного овладения детьми систематизированными общими и специальными знаниями физической культуры, способами творческой познавательной и двигательной деятельности, а также его методическое и ресурсное обеспечение.

Публикации по теме:

Анкетирование для родителей по теме «Реализация единой программы воспитания и развития ребенка» Анкетирование для родителей «Уважаемые___» Ваши откровенные ответы на вопросы анкеты.

Выступление на Международной научно-практической конференции "Компетентный педагог 21 века. Принципы качественной педагогики" Санкт-Петербург 7-8 февраля 2013 г. Стендовый доклад "Организация совместной.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Наша армия
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Современные подходы к физкультурному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 9 октября 2013 в 08:08
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...