Современные подходы к организации сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации образовательной области «Здоровье»

Валентина Иванова
Современные подходы к организации сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации образовательной области «Здоровье»

«Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» предусматривает время, отведенное на «взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Сегодня на государственном уровне признается важность именно семейного воспитания, что, несомненно, требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие». Сотрудничество - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, не учеников, где нет места научению, контролю, указке как надо сделать. Таким образом, мы понимаем, что современный детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества, должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Сотрудничество ДОУ и семьи заключается в следующем:

• в установлении доверительных отношений между родителями и педагогами;

• в сближении детско-родительской дистанции общения;

• в открытии перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

• в совместном решении проблем развития и воспитания ребенка в семье и социуме.

Содержание психолого-педагогической работы в дошкольном учреждении осуществляется в рамках 10 образовательных областей. Одной из наиболее актуальной для меня, как педагога, является образовательная область «Здоровье». Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является также одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшения зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений - детские неврозы. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные дни, дети много времени проводят у телевизора и компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью.

Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и дошкольного учреждения. Родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического развития ребенка. Я уверена, что из всех прививок, которые получает человек в жизни, самая сильная – это «семейный иммунитет» - прививка против болезни души и тела.

Для эффективного взаимодействия с семьёй, в данном направлении, я первоначально изучила её. Родителям были предложены тесты "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?", которые помогли мне определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье. В результате было выявлено, что 70% родителей знают, что способствует здоровому образу жизни; 30% родителям необходимы советы по формированию здорового образа жизни.

В практике своей работы использую традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, суть которых - обогатить их педагогическими и психологическими знаниями, практическими умениями. Традиционные формы подразделяю на - коллективные, индивидуальные и наглядно информационные. К коллективным формам отношу родительские собрания, конференции, «Круглые столы». Темы предлагаю в соответствии с планом работы ДОУ или исходя из анкетирования родителей, которые подсказывают, в чем они затрудняются. Были проведены родительские собрания по следующим темам: «Азбука движений», «Школа здорового питания». Предлагаю родителям ознакомиться с новинками литературы, устраиваю выставки семейных альбомов «Наши традиции», «Папа, мама, я – здоровая семья». Как показывает мой опыт, родители охотнее посещают собрания, если в них участвуют дети (читают стихи, загадки, драматизируют детские произведения, поют, танцуют). На базе нашего детского сада мы провели развлечение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», КВН «Знатоки здоровья». Высоко оцениваю значимость нетрадиционных форм общения с родителями, среди них большой популярностью пользуются:

«Круглый стол». На встречах в родительском клубе обсуждаются такие темы как: «Мы за здоровый образ жизни», «Семейный отдых».

«Педагогическая гостиная». Как часть собрания для большей активности родителей использую решение педагогических ситуаций: «Нужно ли быть здоровым»?

• Различные викторины: «Знаете ли вы?», «Наши друзья- витамины»

• Перфокарты: «Оказание первой помощи», «Хорошо и плохо».

• В течение года в группе организовывались встречи с «интересными» людьми, дети услышали рассказы родителей об их профессиях: «Сердечный доктор», «Моя профессия медсестра», «Зубная фея».

Большую образовательную роль несут в себе выступления родителей из опыта семейного воспитания: «Питание и здоровье», «О полезных и вредных для здоровья продуктах», «Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи».

Одной из наиболее доступных индивидуальных форм установления связи с семьями считаю педагогические беседы. Они адресуются конкретным родителям, стараюсь дать квалифицированный совет: «Закаливание организма», «Гигиена организма и профилактика предупреждение инфекционных заболевании».

Большую популярность имеют наглядно - информационные методы работы, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей: выставки детских работ, стенды, ширмы, информационные газеты, буклеты. Одной из форм вовлечения семьи в образовательный процесс является дни «открытых дверей». Родители имеют возможность принимать участие в образовательном процессе и жизни детского сада. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих сплочению детей, родителей и педагогов в единое образовательное пространство - стал метод проектной деятельности. Нами были разработаны и реализованы педагогические проекты: «Здоровый ребенок – это здорово, «Витамины и здоровье», «Щи и каша – пища наша». В рамках проектной деятельности детьми создано наглядно-демонстрационное пособие «Здоровый малыш». Сначала не все родители охотно включились в совместную деятельность, но затем, видя искреннюю заинтересованность мою и детей, присоединялись даже самые «стойкие». Такая совместная деятельность моя, родителей и детей способствовала сплочению коллектива единомышленников. Родители получают возможность поближе узнать интересы других семей и даже подружиться.

Анализ сложившейся ситуации показывает: проблема сохранения здоровья детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива в содружестве с коллективом родителей.

Список литературы:

1. Арнаутова Е. П. Иванова В. М. Общение с родителями: Зачем? Как? - М.: Просвещение, 1993. - 208 с.

2. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. М.: Просвещение, 2005. - 191 с.

3. Дубровский В. И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта, 2006. - 137 с.

4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

Публикации по теме:

Фоторепортаж с игровой программы для детей и их родителейФоторепортаж с игровой программы для детей и их родителей Семья для ребёнка-это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Совместная работа родителей и детей «Герб моей семьи» Совместная работа родителей и детей «ГЕРБ МОЕЙ СЕМЬИ»«Герб - хранитель истории семьи» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Современные подходы к организации сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации образовательной области «Здоровье»
Опубликовано: 3 января 2014 в 18:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край».
Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание : - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую и...
«Красная шапочка» на новый лад. Сценарий для старшей группы
Сценарий «Красная Шапочка» на новый лад. Ведущая: В сказке всегда побеждает добро, От сказки всегда веет теплом. Дорогой слушатель, ты будешь рад....
Конспект НОД «Как мой папа спал, когда был маленьким»
Цель : создание выразительных аппликативных образов. Задачи : учить создавать выразительные аппликативные образы, сочетая разные способы и приемы,...
Фотоотчет к 9 мая
9мая наша страна отметила праздник День Победы! Очень много дней прошло с того дня, как наш народ победил фашистскую Германию. Пока вы еще маленькие, но мы...
Весеннее музыкальное развлечение «Приключения колобка» для детей 3–4 лет по мотивам...
Звучит песня «Выглянуло солнышко», дети заходят, встают полукругом. Ведущий: Ребята, взгляните, как стало красиво вокруг! Уже зеленеют деревья и луг....