Современные подходы к развитию сотрудничества детей со сверстниками в процессе обучения

Юлия Былкова
Современные подходы к развитию сотрудничества детей со сверстниками в процессе обучения

Под термином сотрудничество понимают «позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников».

Большое значение для социализации ребенка и его личностного развития имеет своевременнее включение ребенка во взаимодействие со сверстниками. В этом плане особое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада.

Именно благодаря опыту совместной деятельности со сверстниками ребенок овладевает кооперативными умениями, необходимыми для становления отношений сотрудничества.

Общение и стремление к совместным действиям со сверстником становятся одной из важнейших потребностей ребенка старшего дошкольного возраста. Наиболее важной стороной является равенство взаимодействия в процессе общения. Процесс общения и совместной детской деятельности моделирует субъект-субъектный тип социального взаимодействия и что, самое важное, осознается каждым из его участников как взаимодействие «на равных».

Именно старший дошкольный возраст связан с достижением ребенком определенного уровня социально-личностного развития, его формирования как члена общества, что является значимым фактором для возможности развития детского сотрудничества.

Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. В это время продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения. Потребность в общении и взаимодействии с окружающими выражается в ряде показателей:

внимание к другому человеку, направленность на познание другого, его чувств, состояний, действий, намерений;

эмоционально-нравственные проявления по отношению к окружающим, желание оценивать их поступки, действия, состояния с позиции имеющихся у ребенка социально-нравственных представлений и нормативных ориентации;

разнообразные инициативные действия (вербальные, практические, экспрессивные и пр., имеющие целью привлечь внимание сверстников или взрослых и вовлечь их в общение и совместную деятельность;

чувствительность к отношению партнера по общению, стремление поддержать и закрепить дружескую атмосферу общения.

Отличительной особенностью общения старших дошкольников со сверстниками является преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает протесты, конфликты, обиды. Это указывает на необходимость постепенного обучения дошкольников терпеливому и уважительному отношению друг к другу, тем более в процессе развития сотрудничества.

В контактах со сверстником потребность в сотрудничестве приобретает черты потребности в сотворчестве. Дети апробируют новые образцы деятельности, активно предлагают их партнеру. Можно сказать, что взаимодействуя со сверстником, ребенок выявляет в себе новое, начинает воспринимать себя как деятеля. Одновременно сравнение себя со сверстником в общении углубляет представления о себе как личности, активизирует процесс самопознания. Основой для этого служит возрастная динамика развития мотивов общения с ровесниками у дошкольников.

Для развития сотрудничества важнейшим новообразованием старших дошкольников является активное формирование самосознания, самооценки своих поступков. Ребенок не только открывает для себя свой собственный внутренний мир, но и проявляет способность к эмоциональной децентрации, умение встать на позицию другого, понять его переживания, состояния. Все это имеет непосредственное значение для углубления эмоциональной отзывчивости, готовности сознательно и адекватно реагировать на физическое, психическое, эмоциональное состояние других людей, что имеет значение для установления сотрудничества как типа взаимодействия.

Осознание ребенком своей позиции участника общей деятельности и значимости результата своих действий для общей работы положительно влияет на развитие интереса к учению, формирует потребность в сотрудничестве, в согласованности своих действий с действиями сверстников. Деятельность педагога заключает в себе решение комплекса воспитательных задач по формированию ответственного отношения к заданиям, личностного поведения в условиях коллектива, уважения к действиям сверстников. Деятельность педагога на занятии приобретает определенное строение: в процессе освоения детьми знаний он формирует нравственно-волевые качества, нормы поведения в коллективе, развивает эмоциональную отзывчивость к сверстникам и окружающим людям.

Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности оказывать помощь тем, кто нуждается в ней, подбодрить товарища и т. п.

В развитиии сотрудничества дошкольников педагог содействует:

установлению эмоционально положительной атмосферы в детском сообществе группы детского сада и поддержанию дружеских взаимоотношений между детьми;

обеспечению возможности каждому ребенку заявить о себе в сотрудничестве со сверстниками, представить свои действия и предложения партнерам;

обогащению представлений и развитию умений, необходимых для сотрудничества ребенка со сверстниками в совместной деятельности;

приобретению старшими дошкольниками опыта сотрудничества, предоставлению возможности занимать адекватные собственному потенциалу функционально-ролевые позиции.

Развитие детского сотрудничества требует серьезных педагогических усилий со стороны взрослого и разворачивается как поэтапное решение усложняющихся задач педагога и детей.

Публикации по теме:

Мои победители. Участие в конкурсе детского рисункаМои победители. Участие в конкурсе детского рисунка Мои детки участвовали в Всероссийском конкурсе детского рисунка " МИР СКАЗОК". Хочу познакомить вас с моими юными "художниками". Диплом.

Мы участвовали в конкурсеМы участвовали в конкурсе С 01.02.2012 по 30.06.2012 журнал " Детский сад будущего - галерея творческих проектов" при региональной поддержке Российского фонда развития.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Современные подходы к развитию сотрудничества детей со сверстниками в процессе обучения
Опубликовано: 20 октября 2013 в 20:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс. Рисование на окнах «Новогодняя сказка для малышей»
Мастер класс рисование на окнах «Новогодняя сказка для малышей» Подарить детям настоящую сказку можно на самый волшебный, самый веселый праздник «Новый...
Консультация для родителей «Игры на природе»
«Игры в течение дня» ( часть 2) Консультация для родителей «Игры на природе» Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие...
Предновогоднее творчество
1. Мастер-класс «Елочка из ватных дисков». http://www. maam. ru/detskijsad/master-klas-elochka-iz-vatnyh-diskov. html 2. Аппликация...
Мастер-класс по изготовлению панно из фетра «Снеговик»
Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Мастер класс по изготовлению Снеговика для украшения группы к Новому году. В преддверии Нового года хочется украсить...
Картотека опытов и экспериментов
ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ. Опыт 1. Воздух в стакане Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно...