МААМ-картинки

Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ. Из опыта работы (16 фото)

Ирина Петровна Попова
Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ. Из опыта работы

Одним из приоритетных направлений в работе с детьми для меня является экологическое воспитание. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

Публикация «Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ, Из опыта работы» размещена в разделах

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал я оцениваю с позиции их соответствия требованиям экологического образования.

Из всего выше сказанного, главной целью экологического воспитания мне представляется формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.

Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач экологического воспитания :

воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;

• формирование элементарных естественно - научных представлений, знаний о природе;

• формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;

• развитие сопереживаний к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.

Поставленные цель и задачи, которыми я стремлюсь руководствоваться в своей работе, мне бы хотелось прокомментировать словами профессора М. М. Камшилова: «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках».

Особое внимание, я думаю, следует предавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная “сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.

Поэтому ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения. Он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей. И сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые.

Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.

Над проблемой экологического воспитания я работаю с 2004 года. В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств, используя различные формы работы, которые условно можно разделить на три направления:

1) НОД;

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми : беседы, наблюдения и опыты, праздники («Наш дом - природа», «Праздник цветов», «Овощной марафон» и другие); познавательные природоведческие игры, чтение художественной литературы, труд в природе;

3) Самостоятельная деятельность детей.

На занятиях происходит последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, расширение представлений о домашних и диких животных и их детенышах, о растениях, как живых существах.

Уже в раннем возрасте, дети получают первые элементарные представления о мире природы. В дальнейшем, расширяя и углубляя представления детей об объектах живой природы, природных явлениях, знакомя с сезонными изменениями в природе, стремлюсь сформировать у детей первоначальную научно- обоснованную систему представлений о природе, о неразрывной связи её с человеком. Чтобы более легко и непринужденно донести до детей знания и понимание взаимосвязанных в природе процессов, стараюсь разнообразить формы проведения занятий «Путешествие в зимний лес», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», отдавая предпочтение игровым приемам. Стараюсь чаще организовывать экскурсии, наблюдения за живыми объектами, элементарные опыты и многое другое. Во время экскурсий дети могли познакомиться с многообразием растительного мира нашего поселка, с их необычными интересными особенностями, родиной их произрастания и т. д.

Но надо заметить, что интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям, и их познавательные возможности достаточно велики, и одних только специально организуемых экологических занятий не достаточно для реализации стоящих задач. Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время проведения различных наблюдений и экспериментов, а также собственной продуктивной деятельности.

Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Как пример, можно привести наблюдения за погодными явлениями, которые впоследствии дети с удовольствием отражают в календаре погоды и в своих рисунках.

Летом проводим наблюдения за насекомыми: муравьи, мухи, бабочки, жуки, а также паучки, гусеницы, червячки – все становится объектом внимания детей. Рассматривая их, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие, различать строение тела (есть лапки, крылья, брюшко, у дождевых червей тело состоит из колечек). Выносим на участок лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объяснить, чем они полезны, предложить сравнить их с другими представителями фауны – птицами, животными: то есть подвести к умению классифицировать живые организмы.

В зимнее время на нашем участке всегда бывают вывешены кормушки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Наблюдения за прилетающими к кормушке птицами помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту. Дети понимают, что рядом с ними нельзя шуметь, а то они испугаются и улетят, что необходимо постоянно подсыпать корм в кормушку, выходя на прогулку, они напоминают, что нужно взять хлебушек для птиц, приносят семечки из дома.

Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получилось в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.

Надо заметить, что проведение подобной работы вызывает у детей самый живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы.

Наряду с наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной литературы, огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того формируются практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе, у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.

Детей всегда привлекает этот вид деятельности. Попробуйте расположиться в группе с цветочным горшком, леечкой, совочком, как тут же, побросав все дела, дети окружат вас, а предложение поучаствовать в совместном труде вызовет бурю восторга и энтузиазма.

У своих детей я с самого раннего возраста стараюсь поддерживать эту заинтересованность, привлекая их к уходу за растениями в группе, давая им посильные задания в оказании помощи воспитателю, индивидуальные поручения (полив, рыхление, помощь в пересадке растений).

Каждую зиму один подоконник в группе мы выделяем под «зеленый огород» : совместно с детьми выращивали из семян укроп, петрушку, высаживали в горшок семена огурцов и томатов, выращиваем всю зиму на подоконнике зеленый лук.

Часто вместе с детьми с целью наблюдения посещаем наш «Зимний сад», в котором собраны разнообразные растения.

Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Для родителей оформляю папки-передвижки на экологическую тему, например: «Экологические законы», «Деревья-целители», «Комнатные Провожу родительские собрания ( темы: «За все мы на земле в ответе», «Огонь – друг, огонь – враг», «Ребенок и природа» и другие, анкетирование. Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, участию в конкурсах поделок.

Все свободное время стремлюсь отдавать игре. Сохраняя обучающие и развивающие задачи, стараюсь дидактические игры перевести в разряд подвижных,

Формирование экологической культуры, экологического сознания процесс длительный и не простой. И существует, как известно, большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении, создано много различных программ и методических разработок. Но, все - таки, решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.

Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксирует соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных.

Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых. Вашему вниманию, уважаемые коллеги, предлагаю фотоотчет с выставки поделок из природного материала. Работы выполнялись родителями вместе с детьми.

Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ. Из опыта работы
Одним из приоритетных направлений в работе с детьми для меня является Экология экологическое воспитание природа экологическое воспитание И этот выбор не случаен Убеждена что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим Воспитание детей Материалы для педагогов воспитанием и развитием в какой бы области ты не специализировался Публикация Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ Из опыта работы размещена в разделах Воспитание детей Поставленные цель и задачи которыми я стремлюсь руководствоваться в своей работе мне бы хотелось прокомментировать словами профессора М Камшилова Нужно чтобы ребенок начиная с раннего возраста привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту но и по их последствиям т оценивать настоящее в свете будущего Только при таком воспитании подрастающего поколения будущее человечества окажется в серьезных руках Особое внимание я думаю следует предавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе Но как говорил ещё К Ушинский подобная сухая сентенция нисколько не поможет делу но напротив только повредит Итак правила поведения чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых
Публикации по теме:

«Использование современных технологий в экологическом воспитании». Опыт работы по их использованию В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается.

Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников с ЗПР в свете ФГОС 1. Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам.

Новые подходы в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание Разработала воспитатель: Теперикова Татьяна Викторовна Экологическое образование – одно их эффективных условий.

Нравственно-патриотическое воспитание. Современные подходы "Патриотическое воспитание в ДОУ". Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду. «Любовь к родному.

Практический педсовет «Современные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой» Практический педсовет. «Современные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой». Цели: • Выявить и уточнить наиболее интересные.

Современные педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В мире есть не только нужное, полезное, но.

Современные подходы к физическому воспитанию детейСовременные подходы к физическому воспитанию детей Опыт работы Современные подходы к физическому воспитанию детей. Автор-составитель: Воспитатель муниципального дошкольного образовательного.

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В Федеральном законе «Об образовании в Российской.

Современные формы работы с родителями по включению в проектную деятельность (из опыта работы) В нашей современной действительности вероятность попасть в ситуацию, опасную для жизни очень велика. Особую тревогу мы испытываем за самых.

Эссе «Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании» Эссе «Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании» Каждый человек в жизни должен найти то дело, каким было.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ. Из опыта работы
Опубликовано: 21 августа 2016 в 00:21
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД