МААМ-картинки

Современные проблемы в системе образования и пути их решения

Елена Сергеева
Современные проблемы в системе образования и пути их решения

Современные проблемы в системе образования и пути их решения.

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образования, по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Становится понятно, что изменяются и требования к педагогу. Возникает новая задача пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе ДОУ и начальной школы. В связи с этим обозначился ряд проблем. Так, как преподаватели излагали ребенку и наглядно демонстрировали определенные знания. Налицо преувеличение роли интеллектуальной доминанты, нарушались права ребенка на всестороннее гармоничное развитие. Это приводит к тому, что в школу приходит ребенок, как правило, имеющий низкий порог «школьной зрелости», и в целом не готовый к учению. Сегодня, в XXI веке, общество предъявляет новые требования к образованию. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

Публикация «Современные проблемы в системе образования и пути их решения» размещена в разделах

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены. Всякий,

кто желает к ним приобщиться, должен

достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными усилиями, собственным напряжением.

А. Дистервег

Именно поэтому центральной идеей является: Формирование учебных действий – умение учиться. Новая парадигма образования требует субъект – субъектных отношений. Формирование интеллектуальной активности личности, развитие её творческого потенциала. Развитие обучения носит компетентностный подход. Компетентность понимается, как готовность применять, использовать знания, умения и общие способы действий, усвоенные в процессе обучения. Компетентность – это знание в действии.

Выделяются: - личностная компетенция

- коммуникативная

- интеллектуальная

- общекультурная

- социальная

Основы этих компетенций у детей формируются на разных ступенях образования и закладываются в дошкольном возрасте, начальной школе, что формирует у детей познавательную активность и творчество. А от педагога требует умение создавать проблемные ситуации, пробуждать активную позицию ребенка в образовательном процессе.

Педагог должен учить детей добывать знания. Овладеть универсальными, учебными действиями должен каждый ребенок.

Пересмотр характера взаимодействия с детьми, это неоднозначная, многоплановая задача связана с установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает осознание современных целей образования.

Дошкольное образование в этих условиях призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладевать разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний. Средствами развития ребенка, для реализации этой важной цели, являются педагогические технологии, которые в обязательном порядке должны включать в себя такие показатели как: развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника; развитие способности самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; развитие творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка; развитие коммуникативности – способности общаться со взрослыми и сверстниками.

Если в дошкольном возрасте эти базовые основания не реализуются и подменяются принудительным обучением, ребенок становится пассивным и неспособным к саморазвитию. Чтобы этого не случилось, воспитателю в детском саду необходимо хорошо знать особенности детей дошкольного возраста и осуществлять их обучение на специфических видах деятельности, таких близких к их природным особенностям, как игра, изобразительная деятельность, конструирование, музыка, театр и пр., в рамках которых, при соблюдении интегрированного подхода, происходит наиболее эффективное развитие всех сторон личности дошкольника.

17 октября 2013 года вышел приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного». Где прописаны новые требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Программа должна:

соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Провозглашенный сегодня принцип вариативности в образовании представляет нам, воспитателям возможность выбирать любые программы и технологии, включая авторские. Для организации педагогического процесса, что повышает его ответственность за результативность своего педагогического воздействия на ребенка. На сегодня в этом очень поможет программа «Гармония развития», автором которой является заведующая кафедрой педагогики детства и современных образовательных технологий Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина Диана Ивановна Воробьева. Эта программа уникальна, ее отличает концепция интеллектуально – художественного развития личности, прежде всего средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Диане Ивановне удалось разработать программу действительно гармоничного развития личности дошкольника, избежав при этом типичной для программ развития личности опасности фрагментарности, поверхности излишней дидактичности. Глубина и целостность программы в значительной мере обеспечивается тем, что опираясь на теорию Л. С. Выготского о культурно – историческом развитии психики, автор выделяет изодеятельность как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человека. При этом развитие навыков изобразительной деятельности отнюдь не является самоцелью и критерием развития. Занятия изодеятельностью используется, в первую очередь, для развития системы отношений к окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, т. е. именно для развития личности (которую отечественная психология и определяет как систему отношений человека к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей деятельности).

Особо хочется подчеркнуть: в программе четко прослеживается, что ребенок – это не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности. Образ ребенка, которого предполагается развивать, используя рассматриваемую программу, определяет и основной принцип, реализуемый в программе: меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками. Идеология, методология и содержание программы направлены на развитие у детей радостного ощущения своих растущих возможностей активного познания, создания и преобразования действительности (включая самого себя – ребенка).

Литература

1. Программа «Гармония развития» Д. И. Воробьева.

2. Педагогика П. И. Пидкасистый, В. И. Загвязинский, Л. И. Маленкова, А. Ф. Меняев, В. М. Полонский.

3. Педагогика Бордовская, А. Реан.

Публикации по теме:

Инновационная разработка по работе с родителями «Дети и их родители» Система дошкольного образования, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного.

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные проблемы в системе образования и пути их решения
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 12:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД