Лучший педагог года

Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада

Наталия Алехина
Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада

Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. В п. 3.2.1. определены основные психолого-педагогические условия успешной реализации программы.

Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Публикация «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада» размещена в разделах

Педагогический коллектив нашего детского сада определил последовательность работы по сопровождению ребенка по следующему алгоритму.

1. Сбор информации о ребёнке.

2. Анализ полученной информации, которая обсуждается со всеми заинтересованными лицами.

3. Разработка плана комплексной помощи, где определяется круг педагогов, осуществляющих сопровождение, содержание сопровождения, намечаются формы работы и сроки реализации, а также вырабатываются рекомендации для родителей.

4. Реализация плана по решению проблемы.

5. Отслеживание динамики развития ребенка.

6. Осмысление и оценка деятельности по сопровождению с позиции полученных результатов.

Для сбора информации о ребенке педагогами нашего образовательного учреждения используется технология ведения педагогических наблюдений, предложенная кандидатом педагогических наук Лидией Васильевной Свирской. Она включает в себя ежедневные целенаправленные наблюдения за ребенком взрослых (включая родителей, ситуативные и целенаправленные беседы с детьми, экспертную оценку специалистов, анализ продуктов детской деятельности. Мы наблюдаем за поведением ребёнка, его интересами, проявлением инициативы, предпочтениями и прочее.

Результаты этих наблюдений мы фиксируем в журнале динамики достижений детей группы в форме записей.

Кроме фиксации наблюдений мы отслеживаем частоту устойчивых проявлений у детей начал ключевых компетентностей. Именно уровень сформированности у дошкольников ключевых компетенций (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей) мы принимаем за результат их достижений. Ключевые компетентности представляют собой совокупность универсальных умений.

Журнал динамики достижений рассчитан на весь период пребывания ребёнка в дошкольной образовательной организации (от группы раннего возраста до выпуска из детского сада); это позволяет нам проследить динамику и тенденции развития каждого воспитанника на протяжении длительного времени.

Динамика развития каждого ребенка отслеживается нами не реже двух раз в год, с использованием карты анализа возможных достижений в сопоставлении с целевыми ориентирами.

Подробный анализ карты журнала динамики достижений позволяет нам выявить наиболее успешно формирующиеся компетентности у всех (у большинства) детей группы и каждого воспитанника в отдельности, а также обратить внимание на компетентности, становление и развитие которых требует дополнительного внимания.

На основе анализа данных методики наблюдения мы выстраиваем индивидуальную траекторию развития, которая является планом психолого-педагогического сопровождения, позволяющим осуществлять развитие индивидуальности, коррекцию и поддержку задатков одаренности. Вот один из примеров индивидуальной траектории развития ребенка.

Для реализации плана психолого-педагогического сопровождения, мы используем широкий спектр современных педагогических технологий. Как показывает практика, самыми эффективными из них являются игровые технологии, включая социо-игровые.

В практике игровой деятельности мы широко используем игры для рабочего настроя, которые пробуждают у детей интерес друг к другу, повышают мышечную мобилизованность участников игры, и позволяют педагогу ликвидировать возникающие споры, негативные моменты, элементы враждебности. Часто игры помогают социо-игровому приобщению к делу, в случае, когда необходимо, чтобы дети восприняли предлагаемый материал в качестве учебного. Дети любят игры, которые мы используем для разминки-разрядки; они помогают педагогу переключить детей с одного вида деятельности на другой, в неуправляемых ситуациях. («Выкуп фантов», «Заводные человечки», «Замри», «Испорченный телефон»).

Мощный стимул для развития индивидуальности каждого ребенка оказывают игры, ориентированные на творческое самоутверждение. («Спрятанное слово», «Рассказ-рисунок о том, что я вижу», «Одно и то же по-разному»).

Сюжетно-ролевая игра – королева игр. Ее развивающее значение многообразно. Общеизвестно, что на современном этапе сюжетно-ролевая игра теряет свои позиции, вытесняясь другими видами игр, чаще всего компьютерными. И тем не менее, в практике работы с детьми мы стремимся сформировать у детей желание и умение играть в сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра как культурная практика имеет непреходящее значение для развития личности, так как позволяет воспроизводить профессиональные и семейные роли взрослых в соответствии с логикой реальности, и во многом определяет успешность ребенка в жизни.

С целью преодоления у детей неуверенности, застенчивости, тревожности я использую в работе раскрепощающие психотехнические игры – специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или к окружающим, то есть, в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для неуверенного, нерешительного, скованного ребенка я использую такие игровые формулы-внушения: «Я смелый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не боюсь», «Я могу сам.», «Я уже научился.» и т. д.

Также формировать у воспитанников такие личностные качества, как смелость, уверенность, инициативность мне помогают игры-драматизации, образно-ролевые игры.

Как показывает практика, дети с протестным поведением из-за присущего им упрямства и эгоизма не владеют в достаточной степени навыками совместного взаимодействия со сверстниками. Нередко можно видеть как конфликтность, нежелание или неумение детей договориться между собой приводят к распаду совместных занятий и игр. Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребенка недостатки мне помогает включение его в коллективную дидактическую игру с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками в процессе игры ставит ребенка с протестным поведением перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить свое мнение, учесть пожелания партнеров и скоординировать с ними свои действия.

Несмотря на увлеченность современных дошкольников компьютерными играми, народная игра по-прежнему удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы. Эта игра также используется мною в коррекционной работе.

Одно из главных преимуществ народной игры — обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные герои не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки легко осознаются. В целом, этика народной игры усваивается дошкольниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям незаметно для себя, приобретать навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.

Большое место в развивающей и коррекционной работе с детьми в нашем ДОУ отводится арт-терапии. Эта технология позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, развитие до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Информационные источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.

2. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников/ под ред. В. М. Букатова. – СПб. : ТЦ Сфера, 2014.

3. Короткова Н. А. Сюжетная игра дошкольников. – М. : Линка-Пресс, 2016.

4. Кукушкина Е. Ю., Самсонова Л. В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

5. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова-Свирская. – М. : Просвещение, 2015.

6. http://www.myshared.ru/slide/1318279/

7. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/11/nablyudenie-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya

Публикации по теме:

Роль макетов в образовательном пространстве детского садаРоль макетов в образовательном пространстве детского сада Совместная работа с воспитателем группы: Новожиловой Л. В. Все мы знаем, что макет - это уменьшенный объект, который помогает направить.

Музейная педагогика в образовательном пространстве детского сада Музейная педагогика в образовательном пространстве детского сада. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту.

Презентация «Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ» В ДОУ такое сопровождение осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк). Целью создания ПМПк является: 3 слайд: Создание.

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Организация психолого–педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста Организация психолого–педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе педагог-психолог.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность службы психолого-педагогического сопровождения ДОУ Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948) Декларация прав ребёнка (ООН, 1959) Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989) Конвенция о борьбе.

Презентация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей в ДОО» "Программа психолого-педагогического сопровождения в ДОО" Разработанная программа психологического сопровождения в дошкольной образовательной.

Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяСенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Наталья Григорьевна Ефтифеева, заведующий отделением социально-психологической помощи, государственное автономное учреждение социаль-ного.

Методы психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Сказкотерапия У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать.

Современные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении. Квест-игра Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада
Опубликовано: 22 июля 2018 в 13:33
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД