Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Валентина Климова
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Особенности методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Руководитель физического воспитания

Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Руководитель физического воспитания, педагог ДОУ

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Все педагоги

Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели, руководитель физического воспитания

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики.

Цель занятий - формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Данная цель реализуется посредством следующих задач:

Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.

Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков.

Расширят знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.

Двигательная активность в течении дня

• Лекарственные растения

Оздоровительная работа в детском саду

• Организация двигательного режима

• Система работы по оздоровлению дошкольников

• Структура оздоровительной работы детского сада

• Игры, которые лечат - Живопись с помощью пальцев

Профилактические гимнастики для детей дошкольного возраста • Дыхательная гимнастика №1

• Дыхательная гимнастика №2

• Массаж рук

• Массаж точек ушей

• Точечный массаж

• Упражнения для глаз

Занятие по ФИЗО для детей раннего возраста

• Конспект зарядки "Весёлые медвежата"

• Показатели физической подготовленности

• Двигательная активность детей раннего возраста

• Конспект сюжетно-игрового занятия по физкультуре «Колобок» во 2 мл. гр.

• Конспект занятия по физкультуре «Охотники за приключениями»

• Спортивное развлечение «Армейские учения с Незнайкой и его друзьями.

• Конспект физкультурного занятия во II младшей группе «Веселые воробышки»

• Занятия – Игры по физической культуре в летнее время

• Прогулка по теме: «Морозный солнечный денек»

Формы работы с детьми по направлению «Технологии здоровьесбережения в ДОУ»

1. Физкультурные занятия (традиционные).

2. Физкультурные занятия (нетрадиционные: сюжетно-ролевые, игровые, на основе подвижных игр, эстафет, тренировочные).

3. Физкультурные развлечения.

4. Физкультурные досуги.

5. Спортивные праздники.

6. Утренняя гимнастика.

8. Закаливание после сна.

9. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

10. Спортивные упражнения.

11. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой на прогулке.

12. Самостоятельная двигательная деятельность с использованием спортивного оборудования.

13. Диагностические мероприятия.

14. Лечебно-профилактические мероприятия.

15. Физкультминутки.

16. Медицинский и педагогический контроль.

17. Медико-экологическая реабилитация детей.

18. Психопрофилактика.

19. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей.

20. Медицинское обследование.

21. Кислородно-витаминные коктели.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:

1. Здоровье физическое.

2. Здоровье психическое.

3. Здоровье социальное.

4. Здоровье нравственное.

Критерии оценки здоровья:

• Уровень работоспособности.

• Оценка наличия вредных привычек.

• Выявление физических дефектов.

• Оптимальный двигательный режим.

• Рациональное питание.

• Закаливание и личная гигиена.

• Положительные эмоции.

• Социальное благополучие.

Принцины здоровьесберегающих технологий:

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• всестороннего и гармонического развития личности;

• системного чередования нагрузок и отдыха;

• постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

• возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

Формы занятий:

• с использованием профилактических методик;

• с применением функциональной музыки;

• с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

• через оздоровительные мероприятия;

• создания здоровьесберегающей среды.

Средства здоровьесберегающих технологий:

1. Средства двигательной направленности:

• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);

• физические упражнения;

• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2. Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).

3. Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня….)

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

Существуют следующие приемы:

1. Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).

2. компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж.)

3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).

4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).

Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

У детей до семи лет среди заболеваний занимают:

1 место - заболевания органов дыхания;

2 место - инфекционные и паразитарные болезни;

3 место - болезни нервной системы и органов чувств;

4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

1. Рациональное питание.

2. Оптимальная для организма двигательная активность.

3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» - просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение

4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Необходимо проводить диагностику здоровья детей.

Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

• оценка физического развития;

• оценка физиологических возможностей организма.

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия).

Существуют следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в детском саду, физкультминутки, игры, развлечения, соревнования и др.

Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности.

Публикации по теме:

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУСовременные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Одно из приоритетных направлений выбранных нашим ДОУ - это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога.Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога. Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Наша армия
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 11:32
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Кукольный театр своими руками
Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия кукольного...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...