Получи документы

Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ

Татьяна Петрова
Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ

Особое место в физическом воспитании в дошкольных учреждениях занимает обучение необходимым навыкам плавания, которое относится не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим технологиям.

Плавание – это универсальное средство разностороннего воздействия на организм человека, которое относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления.

Публикация «Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ» размещена в разделах

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений. Чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. Дети, с раннего возраста привыкшие к физическим нагрузкам, организованному, здоровому образу жизни легче перенесут школьные нагрузки. Доказано, что в условиях образовательного учреждения, при непрерывном обучении плаванию, начиная с раннего возраста, достигаются наиболее высокие результаты не только физического развития, двигательной подготовленности, но умственных данных малыша, стимулируя его нервно – психическое (психомоторное) развитие.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей. Для этого созданы все необходимые условия, создана система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Начиная с первой младшей группы (2-3года) дети посещают бассейн.

На занятиях плаванием, оздоровительная направленность является приоритетной.

Решая главную задачу – обеспечение и укрепление полноценного физического развития детей,

мы поставили перед собой цель - оптимальное увеличение степени оздоровления воспитанников, как одну из главных оздоровительных процедур в единой системе оздоровления детей в ДОУ.

Обучение плаванию проводятся в форме групповых занятий. Группы делятся на подгруппы, обеспечивая индивидуально-дифференцированный подход к подбору и комплектованию групп до 10 человек, с каждой из которых занятия проводятся поочередно.

Применяя в своей работе групповой метод обучения, дети обучаются общим для всех плавательным движениям, но осваивают их по-разному, индивидуально. Для каждой подгруппы подбираются различные комплексы упражнений на суше и в воде.

Организация занятий по обучению плаванию детей в дошкольном учреждении осуществляется в комплексе со всеми формами физкультурно–оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей дает положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, многие считают методику Т. И. Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. В настоящее время оснащение бассейнов становится очень разнообразным и многофункциональным, появляется различное современное стандартное и нестандартное оборудование, которые способствует и появлению нового подхода к организации занятий по плаванию. В 2013 году была разработана и внедрена авторская программа «Мы учимся плавать». Особенностью данной программы является использование современного подхода к организации занятий по плаванию.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом обучения плаванию детей от 2 до 7 лет, в который включены:

• подготовительные упражнения на суше;

• комплексы корригирующих дыхательных упражнений;

• упражнения и игры, направленные на освоение в воде, овладение плавательными движениями различных способов, на обучение погружения в воду с головой;

• корригирующие упражнения в воде для укрепления мышц спины, плечевого пояса, коррекции нарушения осанки, плоскостопия и т. д. с использованием современного, стандартного и нестандартного оборудования.

Стандартное оборудоване: поддерживающие средства и игрушки: доски из пенопласта и пластмассы, ласты, надувные игрушки, резиновые мячи, надувные круги, мелкие игрушки из плотной резины: тонущие, для упражнений на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна, и не тонущие; обручи для упражнений на погружение в воду (игры «Пройди в обруч, «Поезд в туннель!» и др., игрушки с изменяющейся плавучестью, гимнастические палки.

К нестандартному инвентарю можно отнести сделанные своими руками различные листочки, цветочки, водоросли, которые используются при проведении праздников на воде, изготовление «подводных туннелей» из обручей и утяжеляющих мешочков с песком, резиновые игрушки, наполненные песком и заклеенные силиконовым клеем, чтобы игрушки опускались на дно, теннисные шарики и соломки для использования их при упражнениях на развитие дыхания и т. д.

Современный инвентарь и оборудование:

• аквагорка применяется как альтернатива для спуска детей в бассейн, и используется для обучения детей нырянию;

• аквагантели, усиливающие нагрузку на определённые мышцы;

• тонущие палочки, использующиеся как разметка под водой, а также при обучении погружения в воду с головой и ориентирования в воде. Также они предназначены для тренировки навыков подводного плавания, улучшения техники ныряния и совершенствования навыка ориентации под водой;

• лопатки, использующиеся на глубокой воде для отработки правильной техники плавания, а также для развития силы и скорости;

• нудлсы, являются как поддерживающим, так и увеличивающими нагрузку оборудованием;

• тонущие кольца с шипами используются для погружения в воду с головой, а также в комплексах дыхательных упражнений и как предмет для развития мелкой моторики;

• нарукавники - поддерживающее средство, позволяющее держать тело в горизонтальном положении;

• утяжелённые резиновые ёжики – развитие крупной и мелкой моторики, укрепление мышц рук и ног через работу с предметом;

• колобашки - вставки для соединения ног, имеют большую плавучесть и используются для тренировки мышц верхней части тела и улучшения техники плавания;

«морские обитатели» - плоские прорезиненные многоразовые наклейки на стены бассейна;

• резиновые матрасики – перчатки;

• аквадиски, для развития мышц рук и плечевого пояса;

Использование такого оборудования создаё т:

• положительный эмоциональный фон;

• вызывает интерес к занятиям;

• стимулирует и обогащает двигательную деятельность детей;

• развивает и совершенствует движения;

• позволяет решать на занятии самые разнообразные задачи;

• способствует выработке чувства равновесия и правильной осанки;

• помогает детям приобретать уверенность и самостоятельность.

В структуру занятий плаванием включены элементы художественного и фигурного плавания, аквааэробики, релаксационных упражнений в воде, что делает занятие более эмоциональным и красочным и, конечно же, положительно влияет на здоровье детей, посещающих группы различной образовательной направленности.

Обучение плаванию опирается на общепедагогические принципы с учётом индивидуального подхода к ребёнку : сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность. Программа «Мы учимся плавать» разработана в тесной интеграции со специалистами ДОУ и опирается на перспективно тематические планы групп соответствующих возрастов.

Каковы же современные подходы, применяемые в детском саду перед плаванием на суше :

• комплексная гимнастика – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка;

• упражнения релаксации - неподвижные позы; аутотренинги с использованием сюжетных образов; релаксационный массаж, который учит почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением, дыхательные упражнения. Важным в выполнении упражнений является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Позволяет приучать детей к отдыху в короткий временной промежуток, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, восстанавливают функции организма после физических упражнений, повышают работоспособность. Желательно выполнять под спокойную музыку.

• использование музыкально – ритмических упражнений в обучении плаванию дошкольников с выполнением общеразвивающих упражнений с разными предметами: гимнастическими палками, обручами, мячами, гантелями, веревками;

Ритмика относится к оздоровительным видам гимнастики и включает простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные, выполняемые под эмоционально - ритмическую музыку.

• фанк – аэробика - это вид занятий с характерной особенностью техники движений: пружинящая ходьба, более свободная пластика рук. Акцент делается на танцевальности и эмоциональности движений.

Украшением занятий, спортивных праздников, развлечений стали гидроаэробика, художественное и фигурное плавание. Они закрепляют и совершенствуют приобретенные навыки, повышают интерес, дают возможность не только детям, но и педагогу проявлять акватворчество, так как многие упражнения и композиции буквально подсмотрены у детей, а некоторые создаются вместе.

Гидроаэробика - это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущение, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Упражнения можно выполнять как без предметов, так с ними. Это мячи, палки, игрушки, бочонки, пластмассовые бутылки, обручи. Занятия знакомят со свойствами воды, развивают чувство ритма, акватворчество.

Художественное плавание - это выполнение, демонстрация различных хороводов, фигурных маршировок, геометрических фигур, всевозможные построения и перестроения, композиции, объединенные плавательными движениями и элементами статистического плавания (т. е. умение неподвижно лежать на воде). Выполняется под музыку, возможно синхронно. Могут быть индивидуальные, парные, групповые. Упражнения позволяют закрепить навыки плавания, разнообразить процесс обучения и развивая процесс акватворчества.

Фигурное плавание представляет собой, составленные из элементов хореографии комплексы с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде, а также использую синхронное плавание.

Заметив, с какой заинтересованностью и старательностью дети выполняют упражнения релаксации на суше, мы решили использовать их на воде (гидропластика, ведь применение их действительно помогает быстро менять эмоциональное состояние детей, а это очень важно, потому что в воде внимание рассеивается. Решение применять поддерживающие средства пришло во время наблюдений за детьми. Я обратила внимание, что дети с удовольствием лежат на воде, используя нарукавники и нудлсы, у ребят быстрее проходит чувство страха, особенно при лежании на спине, они учатся управлять своим телом. Гидропластика позволяет выполнять движения в воде более медленно плавно и ритмично. Музыка и вода отлично восстанавливает организм после плавательных нагрузок. Но здесь очень важно обратить внимание на то, что использование поддерживающих средств ведет к неправильному положению тела, поэтому нужно строго следить за тем, чтобы голова была на воде, ноги подняты, живот подтянут к поверхности воды во время лежания на спине.

Результаты проводимой нами работы показывают, что комплексное применение современных подходов в организации занятий плаванием в ДОУ, применение нестандартного и современного оборудования улучшает качество общей физической подготовки детей, ускоряет процесс усвоения навыков плавания и делает процесс обучения более эффективным.

Публикации по теме:

Интегрированный подход при реализации коррекционно-развивающих занятий в ДОУ МКДОУ детский сад № 3 Кныр В. Р., педагог-психолог, 1КК Кордюкова В. Н., учитель-логопед, 1КК Фестиваль инновационных практик. Номинация:.

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГОС .

Доклад «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы» Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,.

Консультация для воспитателей «Гендерный подход к организации игровой деятельности» Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Консультация для воспитателей «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Здоровьесбережение и здоровьеукрепление- приоритетные задачи в дошкольном возрасте, что обусловлено негативными тенденциями в здоровье современных.

Семинар-практикум для педагогов «Интегрированный подход к планированию занятий в ДОО» Семинар – практикум для педагогов «Интегрированный подход к организации образовательного процесса» Цель: Повысить профессиональную компетентность.

Современный педагог ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Современный педагог ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли.

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,.

Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования Гиндуллина Э. Р, воспитатель МБДОУ Детский сад № 16 ГО г. Уфа.

Творческая аттестационная работа Современный подход к организации развивающей среды для обеспечения педагогического процесса Цель исследования: Современный подход к организации развивающей среды для обеспечения педагогического процесса экологического образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 10:40
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД