Современный этикет.

Лилия Афанасьева
Современный этикет.

В рамках данного доклада мы обратимся к такой проблеме как современный этикет, а именно, попробуем ответить на вопросы, что же подразумевается под этикетом в настоящее время, какие виды и формы этикета можно выделить, рассмотрим его роль в современном обществе, а также в процессе воспитания.

Итак, обратимся к понятию этикета. В самом общем значении под этикетом принято понимать совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе.

Можно выделить различные формы этикета. Существует речевой этикет, подразумевающий правила вербальной коммуникации, то есть совокупность правил, регламентирующих речевое общение (например, как правильно вести беседу, прощаться, здороваться и т. д.). Выделяют также неречевую форму этикета. К неречевой форме этикета относятся поступки и действия, направленные на уважительное отношение к людям (как в той или иной ситуации сидеть, стоять, как пользоваться столовыми приборами и т. .д).

Этикет можно также разделить на виды. Виды этикета характеризуют особенности поведения людей в различных социальных группах или в зависимости от их профессиональных видах деятельности: существует дипломатический, воинский, придворный, педагогический и многие другие виды этикета.

Общество разработало для каждой профессии свои правила этикета: – для юриста, депутата, врача, учителя дипломата и. т. д. Одни поведенческие нормы характерны для всех профессий, другие отражают конкретный вид профессиональной деятельности. Например, профессиональный этикет педагога подразумевает совокупность правил поведения, регулирующих отношение между педагогом и воспитанником, педагогом и родителями воспитанника, педагогом и педагогом. Соблюдение педагогического этикета способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода в педагогике, укрепляет авторитет педагога среди воспитанников, родителей воспитанников, коллег: умение сделать красивый и обоснованный комплимент, повышает эмоциональную доверительность между воспитателем и воспитанниками, повышает мотивацию к учебной деятельности последних.

Существует также понятие о разновидностях этикета, определяющих правила поведения в различных ситуациях (деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный и т. д.)

В жизни человека правила этикета выступают в совокупности. Так, например, в профессиональной деятельности педагога проявляются правила речевого и неречевого этикета, делового, педагогического и т. д.

Для более глубокого понимания сущности этикета обратим внимание на различие между правилом и нормой поведения, а также между социальным и этикетным поведением.

Норма – это узаконенный обязательный порядок, обусловленный определенными предписаниями относительно того как действовать и поступать в отдельном случае. Например, в обществе существует норма поведения: своими действиями не нарушать общественный порядок, подразумевающая следующие правила: не кричать, не толкаться, не ходить в грязной одежде и т. д. Таким образом, поведение, в котором отражены социальные нормы, является поведением социальным.

С развитием общества постепенно начинают формироваться правила этикета, соблюдение которых способствовало демонстрации уважения к другим людям. Такое поведение можно определить как этикетное. Социальное поведение позволяет человеку жить в обществе, быть ему полезным, а этикетное - жить в обществе, доставляя ему удовольствие.

Этикет зависит от множества факторов общественной жизни. Этикет зависит от экономических, социально-политических и культурных условий, а также связан с политическим, нравственными и эстетическим воззрениями общества.

Современный этикет базируется на трех основах: морально-нравственной, формально-организационной и эстетической. Первая основа, морально-нравственная, заключается в том, что этикет укрепляет нравственное состояние общества, формирует моральные устои. Вторая, формально-организационная обнаруживается в выполнении человеком определенного алгоритма действий в той или иной ситуации. Эстетическая основа этикета заключается в том, что человек, руководствуясь правилами этикета, ведет себя сообразно идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание и таким образом способствуя формированию эстетики чувств окружающих.

Культура поведения современного человека базируется на определенных принципах. Остановимся на них более подробно:

1. Принцип целесообразности заключается в том, что каждое правило этикета строится на разумности и необходимости его выполнения. Например, в деловом общении проявление высокомерия по отношению к партнеру может привести к прекращению дальнейшего делового сотрудничества. Поэтому существует правило: вести себя с сотрудниками и партнерами дружелюбно и уважительно.

2. Второй принцип – морально-нравственная требовательность, то есть в основе любого этикетного поведения лежат требования морали. В связи с чем можно выделить два основных правила: 1) стараться не ставить людей в неудобное положение; 2) поступать с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

3. Прочность манер поведения, представляет собой принцип, заключающийся в том, что человек следует правилам этикета, не задумываясь над этим в поведенческом процессе. То есть правила этикета характеризуют норму его поведения.

4. Следующий принцип - отсутствие мелочей в поведении. Например, нельзя считать себя человеком воспитанным, соблюдающим правила этикета, если, не следовать элементарным правилам дресс кода.

5. Эстетичность поведения также является одним из основополагающих принципов этикета. Любое действие необходимо выполнять красиво, тогда это действие будет вызывать у окружающих эстетическое наслаждение.

- Также говоря об этикете, мы нередко подразумеваем уважение национальных обычаев и традиций разных народов. Данный принцип становится особенно актуальным при посещении другой страны. Например,

- крайне неуважительно для корейца будет, если вы войдете в его дом в обуви.

- цветы в дом француженки нужно присылать заблаговременно до визита или наоборот после.

- Не следует обсуждать с человеком другой веры, чья религия лучше.

7. Последний седьмой принцип – это требовательное отношение к собственному поведению и терпеливое по отношению к окружающим. В связи с этим целесообразно также говорить о толерантности в общественной жизни, то есть терпимости и взаимоуважении друг к другу.

Этикет играет важную роль в жизни каждого человека. Можно говорить о следующих функциях этикета: регулятивная (то есть этикет дает ориентиры на то, как себя вести в той или иной ситуации, опознавательная, позволяющая определить по поведению человека к какой социальной группе или профессиональной он принадлежит; коммуникативная, направленная на установление контактов между людьми, этическая и эстетическая, подразумевающая соблюдение этических норм и эстетических принципов; воспитательная, заключающаяся в том, что человек, усваивая те или иные правила этикета, проводит над собой воспитательную работу, меняя свой образ мыслей или манеры в поведении, и наконец, идентификационная функция заключается в том, что в зависимости от того как человек соблюдает этикетные правила мы можем провести этическую или социальную идентификацию его с собой, и уже исходя из этого, можно будет подбирать особую стратегию общения именно с этим человеком.

Этикет имеет большое значение в жизни общества. Соблюдение этикета повышает уровень общения, разнообразит его возможности.

Разумное развитие общения может осуществляться лишь тогда, когда человек способен воспринять другого человека и заинтересовать его собой, однако для этого двустороннего процесса ему необходимо учитывать правильную линию поведения, настраивающего людей на себя. Руководствуясь правилами этикета, человек оптимизирует процесс общения, делая его более приятным и положительным для себя и окружающих.

Овладевая этикетом, сознательно принимая его целесообразность, личность идет по пути совершенствования не только своего поведения, но и мировосприятия, развивает свое нравственное отношение к окружающей действительности. Такое значение этикета доказывает необходимость его соблюдения в обществе.

Однако далеко не все члены общества следуют правилам этикета. Есть несколько причин, по которым человек не соблюдает этикет. Во-первых человек может не знать правил этикета. Во-вторых, человек не осознает необходимость соблюдений правил этикета. В-третьих, а это самым тесным образом связано со вторым, человек видит в этикете лишь внешнюю сторону, создавая о себе приятное отношение лишь время от времени. В-четвертых, есть категория людей, которая знает правила этикета, но не следует им, выражая тем самым протест.

Таким образом, для нормального функционирования общества необходимо создать такие условия, чтобы этикет имел практическое применение, являлся общепринятым поведенческим критерием. Решить эту проблему можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов общества.

Педагог в процессе воспитания должен создавать у учащихся цельное и научное представление о поведенческой культуре, формируя внутреннюю убежденность в ее необходимости. Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует личность педагога, во-вторых, является воспитывающим компонентом, воздействующим на учеников. Формировать культуру поведения у других, несомненно, возможно лишь при четком понимании существа поведенческой культуры общества, а также при наличии высокого уровня собственной культуры.

Воспитание представляет собой процесс, предполагающий взаимодействие воспитателя и воспитанников. Несомненно, одна из задач педагога заключается в том, чтобы строить с воспитанником позитивные отношения. И в данном случае видится огромный воспитательный потенциал этикета. Перед педагогом стоит сложная задача систематизации своих знаний, осознания недостаточности чисто житейских представлений о поведенческой культуре, потребности освоения научных взглядов в области поведения, а затем систематизация и передача этого знания дальше. Педагог обязан познакомить воспитанников с техникой поведения, добиться осознания ее необходимости для проявления своего нравственного начала, сформировать потребность в соблюдении должного и ценного поведения. Иными словами, для того чтобы педагог мог соответствовать требованиям современного общества, он обязан владеть этикетом. Соблюдение правил этикета обеспечит педагогу эффективность общения, развитие взаимопонимания, как с воспитанником, так и со всеми участниками педагогического процесса.

Педагогическая деятельность не возможна в отрыве от этикета. В начале доклада, обращаясь к проблеме профессионального этикета педагога, было обозначено, что данное понятие подразумевает совокупность правил поведения, регулирующих отношение между педагогом и воспитанником, педагогом и родителями воспитанника, педагогом и педагогом. В качестве примера я хотела бы привести некоторые ситуации, возникающие в моей педагогической практике, иллюстрирующие существование данных правил во всех трех направлениях профессионального общения. Например, когда я провожу занятие с детьми, я стараюсь обращать внимания на такие нюансы, как подача материала, стараясь организовать рабочее место таким образом, чтобы оно соответствовало принципам эстетики. Постоянно ведется работа по речевому этикету учащихся: в процессе занятия дети учатся правильно задавать вопросы, спорить, развиваются навыки уважительного общения со взрослыми и сверстниками.

В общении с родителями воспитанников принципы педагогической этики также очень важны. Воспитательный процесс – предполагает тесное сотрудничество воспитателя и родителей ребенка. Иногда приходится обращать внимание на некоторые трудности у ребенка в процессе обучения или некоторые нежелательные проявления в поведении. Делать это нужно в очень деликатной форме. Готовясь к такому разговору, я всегда тщательно продумываю каждое слово, чтобы ни в коем случае не обидеть родителей, не оставить негативное впечатление о себе, а наоборот расположить их к себе для дальнейшей совместной координации применяемых мер по устранению трудностей в обучении у ребенка.

И, наконец, в общении с коллегами также очень важно вежливое и учтивое поведение. В процессе обучения педагоги применяют различные методики, принципы организации учебного процесса. Однако это не служит поводом для критики с моей стороны. Я считаю, что необходимо поддерживать вежливое взаимодействие с коллегами, предполагающее создание благоприятного эмоционального фона в коллективе и служащее примером и образцом поведения для окружающих, главным образом, для воспитанников.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Роль этикета в воспитании детей» Родительское собрание «Роль этикета в воспитании детей». Форма проведения: КВН. Цель: показать родителям, что этическое воспитание одна из.

Родительское собрание тема: «Роль этикета в воспитании детей»Родительское собрание тема: «Роль этикета в воспитании детей» Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию наших детей. Немаловажную роль в этом играет.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Наша армия
  • Этикет
Автор публикации:
Современный этикет.
Опубликовано: 5 мая 2013 в 19:56
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...