МААМ-картинки

Современный подход в использовании мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников

Инна Александровна Куликова
Современный подход в использовании мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников

1. Актуальность опыта

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации.

Публикация «Современный подход в использовании мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.

Разработки и внедрение ФГОС ДО предъявляет определенные требования к выполнению ОП ДОУ.

2. Условия возникновения опыта.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером и интерактивной доской в детском саду, которую я использую в своей работе, – проведение ООД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам интерактивная доска с ее мультимедийными возможностями.

Одним из самых популярных программных средств, используемых мною на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа Mimio. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа Mimio одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.

Первоначально я использовала готовые игры с интернета – сайт «Mimio в России для дошкольников».

Осознав,что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы

3. Новизна

В соответствии с внедрением ФГОС в ДОУ дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательной - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Новизна моего опыта заключается в разработке дидактических компьютерных игр для подготовительной группы, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмов работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников.

4. Цель моей работы:

Поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Внедрить в познавательно – игровую деятельность детей дошкольного возраста ИКТ;

- Использовать ИКТ в воспитательном-образовательном процессе;

- Создать медиатеку электронных дидактических игр для дошкольников.

5. Противоречия, препятствующие достижению и пути их решения.

В современном мире ребенок фактически не обходится без мультимедийных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать ООД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста : предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Противоречия, препятствующие достижению цели Пути решения противоречий

Большая нагрузка на глаза

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Психическая нагрузка

Компьютерная зависимость

Нарушение осанки детей Использование гимнастики для глаз

Соблюдение максимальной работы по СанПину в каждой возрастной группе

Соблюдение нагрузки информации с учетом возраста детей

Замена различными видами игр на свежем воздухе, сюжетно-ролевыми играми, настольно-дидактическими играми и т. д.

Применение здоровье сберегающих технологий (физминутки, гимнастики для осанки, соблюдение максимальной работы по СанПину)

Как видите, у мультимедийных технологиях есть и положительные и отрицательные стороны. Таким образом, ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.

Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровье дошкольника. Необходимо умелое составление здоровье сберегающих технологий и применение ИКТ.

6. В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами :

Принцип доступности.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные игры я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.

Принцип научности.

Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь, что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Принцип творческой активности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов

Принцип наглядности.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные игры.

Обучение детей строится на основе программы «От рождения до школы». Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронным дидактическим играм в образовательной деятельности дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.

Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.

Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности.

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В процессе электронно-дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.

7. Результативность

В результате анализа диагностических исследований познавательного развития детей можно проследить динамику развития детей, и сделать следующие выводы:

Уровень развития зрительной памяти – увеличился объем запоминающего материала.

Уровень речевого развития – увеличился словарный запас.

Уровень развития внимания – увеличилась концентрация внимания.

Уровень развития мышления – увеличилась скорость мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация.

8. Трудоемкость работы заключается:

- в разработкеэлектронных дидактических игр,

- конспектов занятий для познавательного развития,

- в поиске индивидуальных подходов,

- учете интересов и познавательных способностей детей

- в реализации поставленных задач.

Это самый трудоемкий процесс, где проявляется умение, навык, талант и художественное восприятие воспитателя. К каждому занятию требуется использование ИКТ.

Вывод:

Опыт показывает, что мною использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм.

Использование электронных дидактических игр в ДОУ позволило активизировать познавательную деятельность воспитанников, реализации творческого потенциала ребенка, формированию духовного мира, повышению на неизмеримо более высокий уровень интереса детей к получению знаний.

9. План интерактивных дидактических игр.

1. «Помоги Тане и Саше собрать овощи и фрукты в корзину»

2. «Овощи и фрукты»

3. «Незнайка в большом городе»

4. «ПДД»

5. «В мире животных»

6. «Культура поведения за столом»

7. ФЭМП «Маша и медведь»

8. ФЭМП

9. «Игры со смешариками»

10. «Количество и счет»

11. «Назови предметы, одним словом»

12. «Фиксики вперед» ФЭМП

13. «Витаминные домики»

14. «Правильное питание»

15. «Федорино горе»

16. «Развитие речи»

17. Игра-тренажер по развитию речи «Куда?»

18. «Времена года»

19. «Весна пришла!»

20. «Осенние загадки»

10. Литература

1. Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А. Леоновой - М., 2004.

2. Информационные технологии в образовании/под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2003.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2003

4. https://www.igraemsa.ru/

5. https://mimio-edu.ru/

Уважаемые педагоги! На предложенных сайтах вы можете найти интересные игры и задания для детей. Приятного совместного времяпровождения!

https://rodnaya-tropinka.ru - Родная тропинка. Профессиональный блог о развитии ребенка от рождения до школы.

https://mersibo.ru - Мерсибо. Развивающие игры для детей, логопедов, педагогов, психологов.

https://golopuz.org/vnimanie-i-pamjat/ - Разивающие игры для вашего голопуза

https://www.igraemsa.ru - "Играемся". Детские развивающие игры онлайн

https://chudo-udo.info/ - Портал "Чудо-юдо" - настоящий клад развивающих материалов на любой вкус

https://www.razvitierebenka.com - Сайт "Развитие ребенка" - игры от 0 до 7 лет

https://viki.rdf.ru - детские электронные презентации и клипы

https://razvitiedetei.info - сайт "Развитие детей", на котором есть все для неутомимых родителей

https://www.karusel-tv.ru - Онлайн-телеканал "Карусель". Детские передачи, мультики "Союзмультфильма", онлайн-игры для малышей.

https://www.teremoc.ru - Теремок. Развивающие игры, обучалки, раскраски, веселый досуг.

https://www.poznayka.ru - Познайка. Развивающие игры, раскраски, аппликации и многое другое для того, чтобы обучаться, играючи.

https://www.i-gnom.ru/games/view_game_cat.php - Интернет-гномик. Развивающие игры для детишек дошкольного возраста помогут в обучении навыкам счета, сравнения, познакомят детей с геометрическими понятиями, помогут усвоить алфавит.

https://345-games.ru - Развивающие игры для детей 3-4-5 лет. Здесь три основных раздела: онлайн-игры, оффлайн-игры и интересное-полезное детское видео. Ищем отличия, учим буквы и цифры, сооружаем поделки - в общем, всесторонне развиваемся.

https://iqsha.ru - Айкьюша.

. Развивающие занятия и тренировки для детей от двух до одиннадцати лет. Для каждого года - свой раздел.

https://www.playlandia.ru - Плейляндия. Развивающие игры для детей от 3 до 6 лет. Простроено по темам (цвета, буквы, цифры, на память, на внимание, на логику) и по возрастам

Публикации по теме:

Современный подход к организации творческой игры (старшая группа) Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский.

Интегрированные занятия в познавательном развитии детейИнтегрированные занятия в познавательном развитии детей Опыт работы по теме: «Интегрированные занятия в познавательном развитии детей»Актуальность использования интегрированных занятий в познавательном.

Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников. Тематическая неделя «Мы поедем в зоопарк» Основные направления образовательной работы Формы организации образовательной деятельности Средства, методы, приемы в работе с детьми в.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Многообразие дидактических игр при использовании игрового макета «Ферма для домашних животных», сделанного своими рукамиМногообразие дидактических игр при использовании игрового макета «Ферма для домашних животных», сделанного своими руками «Назови животное (птицу)» Цель: формировать у детей дошкольного возраста знания о названии домашних животных и птиц при демонстрации взрослого.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный подход в использовании мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 21:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД