Папки-передвижки

Консультация «Создание комфортных условий для развития одаренных детей в области музыки»

Старкова Ирина
Консультация «Создание комфортных условий для развития одаренных детей в области музыки»

Старкова Ирина Владимировна

Воспитатель

ГБОУ ВО «Высшая школа музыки

Республики Саха (Якутия, (институт) им. В. А. Босикова»

Создание комфортных условий для развития

одаренных детей в области музыки

Аннотация: В статье изложено определение понятия одаренности детей, выделяются ее виды. Приведены методы выявления одаренных детей. Предлагаются формы работы с одаренными детьми в условиях ВШМ.

Публикация «Консультация „Создание комфортных условий для развития одаренных детей в области музыки“» размещена в разделах

Ключевые слова: Одаренные дети, одаренность, методика диагностики, релаксация

Талантливая молодежь – это будущая национальная профессиональная элита, поэтому поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Реформа образования в России позволяет обратиться к поддержке одаренных детей.

Определение понятия «одаренный ребёнок» и виды одаренности

Согласно рабочей концепции одаренности, изложенной в федеральной целевой подпрограмме «Одаренные дети», понятие «одаренность» включает в себя высокий уровень общего умственного развития, качественное сочетание способностей, ведущее к успешному выполнению деятельности, тип психики, определяющий высокие результаты в одном или нескольких видах деятельности, талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений. А к одаренным детям относятся дети с высоким уровнем общего умственного развития, с повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность.

Проблемы одаренных детей

Детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе в ходе возрастного развития. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но зачастую случается, что высокий интеллект не рождает симпатий. Возможные проблемы:

1. Неприязнь к школе, т. к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Одаренные дети не склонны к конформизму, то есть изменению своих установок, мнения и т. д. согласно с теми, кто господствует в данном обществе или в данной группе).

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор (1880, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1) Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.

2) Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3) Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4) Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5) Потребность во внимании взрослых. Часто монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6) Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Методики диагностики одаренных детей

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура и поэтому будет разумным рассмотреть несколько позиций в области диагностики одаренности детей. Я изучила работы ведущих психологов и специалистов в области диагностики и выбрала для применения на практике методики диагностики Л. Г. Кузнецова и Л. П. Сверч, Ф. Татл и Л. Беккер.

Тест-анкета американских специалистов Ф. Татл и Л. Беккер для определения способных и одаренных детей

На каждый вопрос необходимо отвечать «да» или «нет». Авторы советуют изолированно провести анкетирование с двумя родителями.

1. Мой ребенок живой, инициативный, подвижный.

2. Его интересы и увлечения достаточно постоянны.

3. Его заинтересованность уравновешенная.

4. В сравнении со сверстниками проявляет интерес (активно выраженный) к искусству, литературе, спорту, природе, моделированию, технике (подчеркнуть или дописать).

5. Имеет не больше двух друзей (постоянных, причем старше себя.

6. Его интересует все загадочное, таинственное и даже совсем непонятное.

7. Любит много спрашивать, настойчив в достижении подробных ответов.

8. Речь ребенка развита. Он имеет большой запас слов, хорошо использует его.

9. Преимущественно старается найти самостоятельное решение в различных ситуациях.

10. Не успокаивается поверхностными пояснениями и такими же ответами на свои вопросы.

11. Старается придерживаться личного взгляда на те или другие действия, явления, не взирая ни на какие обстоятельства или обещания.

12. Обязательно (всегда) реагирует на все новое.

13. Начатое дело всегда старается довести до конца.

14. В общении отстаивает личное мнение, не хочет признавать общепринятые взгляды.

15. В непредвиденных и сложных ситуациях берет на себя роль лидера.

16. Имеет заметную склонность к какому-нибудь виду деятельности или предмету ( группе предметов: игрушкам, книжкам и пр.).

17. Настойчивый, упрямый, решительный в достижении желанной цели.

18. Проявляет неприкрытую потребность в поддержке взрослых.

19. Легко находит и всегда имеет достаточно много друзей.

20. Задает много вопросов, преимущественно из круга своих интересов.

21. Для посторонних кажется старше своих лет.

22. Нередко проявляет черты эгоизма и даже беспричинной агрессии.

23. Знает себе цену (в рамках возрастных особенностей).

24. Легко ли и часто отвлекается и оставляет начатое дело (занятия, игру).

25. Почти одинаково интересуется гуманитарными и техническими вопросами.

ИТОГ: Если на вопросы 1, 6, 18, 24 вы ответили «да», ваш ребенок в основном способный. При условии негативных ответов на вопросы 18, 24 запишите ответы на вопросы 2, 3, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 19, 20, 22. Если везде будет «да», есть серьезные основания предполагать, что ребенок по-настоящему одаренный. Если на остальные вопросы – 4, 5, 8, 9, 14, 15, 21, 23, 25 – ответы положительные, это может свидетельствовать о наличии яркой одаренности, даже таланта.

Анкета Л. Г. Кузнецова, Л. П. Сверч "Как распознать одаренность"

Целью анкеты является выявление области одаренности ребенка, степени выраженности у ребенка тех или иных способностей. Данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика в начальной школе. За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Кроме спортивного таланта, технических способностей, литературного таланта, анкета выявляет:

Музыкальный талант

Если…

• ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

• сочиняет свои собственные мелодии;

• научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

• не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

• в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

• серьезно относится к произведениям искусства;

• когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

• стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

• не робеет, высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе

Если ребенок…

обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

• умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

• любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

• часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

• с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

• не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант

Если ребенок…

• часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

• стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

• с большим желанием выступает перед аудиторией;

• с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

• пластичен и открыт всему;

• любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект

Если ребенок…

• хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

обладает хорошей памятью;

• легко и быстро схватывает новый школьный материал;

• задает очень много продуманных вопросов;

• любит читать книги, причем по своей собственной программе;

• обгоняет сверстников по учебе,

• гораздо лучше и шире информирован, чем сверстники;

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

• очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс)=( Б:У)*100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Постройте график выраженности тех или иных способностей.

Методика «Характеристика ученика»

Разработанная в США методика используется в школах для одаренных детей и создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка.

Ученик___ дата ___класс___

Учитель___ школа___

Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики

1. Имеет необычно большой запас слов.

2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.

3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.

4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.

5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе.

6. Показал быстрое понимание арифметики.

Мотивационные характеристики

1. Настойчив в поисках решения задания.

2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.

3. Обычно прерывает других.

4. Прилагает усилия для завершения действия.

5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.

6. Упорен в отстаивании своего мнения.

7. Чувствителен к мнениям других.

8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.

9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.

Творческие характеристики

1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).

2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если.) .

3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.

4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден).

5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).

6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.

7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Лидерские характеристики

1. Берет на себя ответственность.

2. Его любят одноклассники.

3. Лидер в нескольких видах деятельности.

Создание комфортных условий для развития одаренных детей в области музыки.

Формы работы с одаренными детьми в условиях ВШМ

Высшая школа музыки РС (Я) была открыта указом Президента РС (Я) М. Е Николаева от 30 декабря 1992 года и постановлением Правительства РС (Я) от 10 сентября 1993 г. Образовательный процесс и обучение осуществляются в специальном загородном комплексе, выстроенном в лесной зоне в 16 км от г. Якутска. Это поселок, состоящий из 43 зданий – комфортабельных коттеджей, учебного и административного корпусов, столовой, медицинского центра и др. Здесь дети обучаются на специальности: фортепиано, струнные инструменты, оркестровые духовые инструменты, академический вокал. Здесь созданы все комфортные условия для развития одаренных детей в области музыки : жилье, полноценное 6-разовое питание, занятия спортом, свежий воздух, индивидуальные расписания занятий, обеспечение музыкальными инструментами, учебной литературой, высококвалифицированные преподаватели, медицинский и обслуживающий персонал.

Методы релаксации

При высоких учебных (общеобразовательные и музыкально-теоретические предметы) и моральных нагрузках, дети, обучающиеся в нашей школе, находятся вдали от семьи. Им необходима ежедневная помощь, которая бы адаптировала к суровой окружающей (да и внутренней) действительности. Во время воздействия стрессового фактора на организм в нем возникает мышечное напряжение, как естественная защитная реакция. Если разрядки мышечного напряжения не происходит, оно загоняется внутрь и образует так называемые мышечные зажимы. Мышечные зажимы могут поглощать огромное количество энергии, препятствуют нормальному кровотоку, не дают получать всю полноту удовольствия и радости, рассеивают внимание.

Для полноценных занятий релаксацией необходимо позаботиться о внешних условиях.

1. Для занятий релаксацией нужно выделить уединенную и тихую комнату.

2. Кресло или кровать должны быть в меру мягкими или комфортными.

3. Свет не должен быть резким и слишком ярким.

4. Время для занятий нужно выбирать согласно ритму и распорядку, но на полный желудок никакой релаксации не получится, но и острый голод будет отвлекать.

5. В первый месяц можно заниматься по полчаса ежедневно (а лучше по 30 минут дважды в день) – это поможет избавиться от застарелых мышечных зажимов. Несколько позже для поддержания состояния достаточно будет 20 минут в день (или даже дважды в неделю). Однако даже если есть возможность выкроить на упражнения всего минут 10 в день - это тоже подойдет: вполне возможно, что для организма хватит и такой помощи, а остальное он сделает сам.

6. Телефоны надо отключить и попросить всех не беспокоить вас некоторое время.

7. Для усиления эффекта расслабления можно дополнительно использовать визуализацию - для этого надо представить себе приятные картины: море, мягкий песок или просто уютную комнатку из детства.

8. Хорошо, если в комнате стоит кондиционер – так можно заниматься в комфортных условиях, невзирая на уличную жару и холод.

9. Заниматься релаксацией необходимо только в удобной одежде, о присутствии которой на теле можно даже не думать.

Можно по выбору использовать следующие методики релаксации:

- расслабляющая гимнастика;

- глубокая релаксация;

- прогрессивная мышечная релаксация;

- абдоминальное дыхание;

- релаксационный массаж;

- теплая ванна.

Помимо методики релаксации, для снятия усталости и стресса, в условиях проживания в интернате используются занятия творчеством: тестопластика, оригами, рисование, различные игры и конкурсы.

Заключение

Какими же профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?

- Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.

- Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.

- Умение координировать свои действия с действиями родителей.

- Умение консультировать родителей и учащихся.

- Профессиональная зрелость.

- Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.

- Эмоциональная стабильность.

- Способность к самоанализу.

- Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

- Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

Считается, что существует два типа учителей: “развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель в своей работе, прежде всего, делает акцент на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.). Меньшее значение имеет количество выполненных заданий, чем качество творческой работы. “Обучающие” учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы, меньше работы ведется на развитие творчества.

Список литературы и других источников

1. А. И. Савенков «Одаренный ребенок в массовой школе». Библиотека журнала «Директор школы» №1-2001 г., М. «Сентябрь» 2001 г.)

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

3. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.

5. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

6. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.

7. Волкова Л. А., доцент кафедры инновационных образовательных технологий.

8. nsc.1september.ru

9. umniki-sm.ucoz.ru

Публикации по теме:

Консультация «Создание условий для позитивной социализации детей в ДОУ» " Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста " В. А. Сухомлинский.

Создание условий для развития речи дошкольников Тема: «Условия необходимые для развития речи дошкольников» Воспитатель: Степанец Н. А. г. Сафоново 2016г. Сегодня вопрос развития речи.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ» Старший воспитатель Финько Наталья Ивановна МДБОУ «Детский.

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития речи детей» «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве.

Педсовет «Создание условий для полноценного физического развития детей в условиях ФГОС» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №53» Педсовет №4 Тема: «Создание условий для полноценного физического развития детей в условиях.

Рабочая программа по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей «Всё знаю и умею» Паспорт программы Наименование программы Всё знаю и умею. Разработчики программы Творческая группа МБДОУ детского сада №14 Цель программы.

Создание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развитияСоздание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развития Создание условий для развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей группа № 3 (Раннего развития). В нашей группе есть.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста» Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий в ДОУ для всестороннего развития детей в соответствии с требованиями ФГОС до Создание условий в ДОУ для всестороннего развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО Педагоги, психологи утверждают, что на развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Создание комфортных условий для развития одаренных детей в области музыки»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 03:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД