МААМ-картинки

Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника

инна пучкова
Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника

Тема: «Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования

нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики»

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики»

Статус проекта

Муниципальный

Разработчики проекта:

Коллектив МБДОУ № 23

1. Предеина Г. В, заведующий МДОУ

2. Пучкова И. А, старший воспитатель

Руководители проекта:

Предеина Галина Владимировна, заведующий МБДОУ № 23

Публикация «Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника» размещена в разделах

Пучкова Инна Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ №23

Научный руководитель:

Срок реализации

2015-2016 г. г.

Источники финансирования

Средства образовательного учреждения

Актуальность проекта

Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,

прививая духовную оседлость,

так как без корней в родной местности,

стороне человек похож на иссушенное

растение перекати-поле».

Академик Д. С. Лихачев

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

В детском саду встает вопрос о необходимости выбора методов и организационных форм образовательно - воспитательного процесса, в том числе о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком, с землей наших предков, с природой. Мы считаем, что именно музейная педагогика является одной из инновационных технологий личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную развивающую среду. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать. Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы. Поэтому мы решили создать в детском саду музейно-образовательное пространство, центром которого станут мини-музеи с разным смысловым содержанием

Цель проекта:

Создать условия в ДОУ для развития нравственно-патриотических качеств у детей, посредствам музейной педагогики. Создать систему работы с родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств, любви и привязанности к семье, своему народу и изучению культурных традиций Кубани.

Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном хуторе,крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, приобщение к культурным ценностям, посещению выставок, музеев. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма и нравственности.

Задачи проекта:

• Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.

Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

Формирование детско-взрослой личностно-ориентированной совместной деятельности на материале музейной практики.

• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства интерактивными формами.

Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

• Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Воспитывать у детей:

• стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

• воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

Формировать у детей :

• чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• представление о России как о родной стране;

• умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

Развивать у детей:

• представления о культуре, об образе жизни людей, населяющих родной хутор.

Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство

дошкольного учреждения, семьи и социума.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 муниципального образования Усть-Лабинский район.

Гипотеза: Если в воспитательный процесс ввести системно организованную познавательную деятельность с элементами проблемного обучения, то это позволит создать мотивацию у детей по расширению знаний о родном крае, что будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

• Педагоги имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

• дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

• Музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска ответов.

создание оптимальных условий для развития нравственно-патриотических качеств дошкольников.

Участники проекта:

• Педагоги

• Воспитанники

• Родители

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

• анализ существующей ситуации, возможных рисков при реализации проекта (создание анализа);

Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования

нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики

• развитие поискового поведения дошкольников

• воспитание нравственно-патриотических чувств посредствам музейной педагогики

• проведение обучающих семинаров, деловых игр, тренингов для участников проекта;

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

• проблемно-поисковые;

• проектирования;

• игровые ;

• продуктивные методы;

• анкетирование родителей, педагогов, детей;

• психологические тренинги на разных этапах эксперимента.

Предполагаемый результат.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит развить личность дошкольников и подготовить к дальнейшему обучению в школе. Проект предполагает создание музейной среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является формирование нравственно-патриотических качеств, развитие личности дошкольника путем многообразной деятельности в дошкольном учреждении.

Для педагогов: Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике; инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей.

Для воспитанников: Поиск новых способов действий во время образовательной деятельности; появление интереса к музейной культуре; развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников; повышение качества нравственно-патриотического воспитания и образования дошкольников.

Для родителей: Повышение музейной культуры у родителей; повышение статуса семейного воспитания.

Критерии оценки эффективности проекта

• полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;

• произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

• педагогический опыт интересен коллегам района;

• растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта. К деятельности привлечены родители, общественность.

Анализ деятельности ДОУ, направленной на создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики

Фактор, влияющий на развитие образовательного учреждения Сильная сторона фактора Слабая сторона фактора

Создание предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей формированию нравсвенно-патриотических качеств у дошкольников посредством музейной педагогики.

Рост эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Стимулирование желания детей посещать ДОУ.

Удовлетворенность родителей качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Большие материальные затраты.

Создание системы работы с родителями по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством музейной педагогики

Объединение усилий дошкольного учреждения и семьи в вопросах патриотического воспитания и культурного развития ребенка. Привлечение родителей, как участников в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Внедрение в практику инновационных форм работы с семьей.

Создание новых традиций в ДОУ. Малая заинтересованность, высокая занятость и низкая активность родителей при проведении культурного досуга с детьми.

Разработка новой воспитательно-образовательной модели, обеспечивающей успешное формирование нравственных, патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам музейной педагогики

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Системное внедрение и активное использование

инновационных педагогических технологий (музейной педагогики)

Возможны перегрузки воспитанников и ухудшение здоровья.

Недостаток дополнительных помещений.

Анализ работы с участниками проекта

Фактор, влияющий на развитие образовательного учреждения Сильная сторона фактора Слабая сторона фактора

Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

Овладение педагогами инновационными педагогическими технологиями.

Введение в практическую работу качественно новых форм работы с детьми и родителями.

Рост педагогического мастерства воспитателей. Недостаток опыта по использованию современных педагогических и информационных технологий в системе.

Педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, через музейную педагогику

Расширение знаний родителей об историческом развитии нашей Родины, о культурных традициях нашего народа.

Высокая социализация личности: лидерство, патриотизм, гражданственность.

Возможность частого общения и распространение опыта семейного воспитания. Родители с разными образовательными возможностями и степенью заинтересованности.

Возможные риски проекта и пути их преодоления:

1. Недостаточное оснащение материально-технической базы музеев экспонатами

1. Работа с социумом.

2. Совместное оснащение с семьями воспитанников

2. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов.

1. Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации.

2. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

Аннотация

Данный проект предполагает создание оптимальных условий в ДОУ для формирования

нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики

Мы надеемся:

- создать оптимальные условия для развития нравственно-патриотических качеств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

- сформировать единое образовательное пространство для культурного, нравственного, патриотического развития детей, родителей и педагогов.

Деятельность в рамках проекта ставит своей целью создать условия в ДОУ для развития нравственно-патриотических качеств у детей, посредствам музейной педагогики. Создать систему работы с родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств, любви и привязанности к семье, своему народу и изучению культурных традиций Кубани, путем изучение и внедрения музейной педагогики.

Воспитательно-образовательная работа с детьми предполагает формирование нравственно-патриотических качеств личности.

Ведущее место в системе нравственно-патриотического воспитания занимает работа с родителями.

Предполагается использование новых форм работы с семьями воспитанников, педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания и развития ребенка, совместные с родителями обучающие и развлекательные мероприятия,

включение родителей, как участников в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Педагоги выступают как основное связующее звено между детьми и родителями. Предполагается постоянное совершенствование педагогического мастерства воспитателей ДОУ, вооружение их теоретическими знаниями в области нравственно-патриотического воспитания и развития детей дошкольного возраста, внедрение в практику работы с детьми и родителями вариативных форм образования и инновационных педагогических технологий (музейной педагогики).

Инновацией данного проекта является использование в работе учреждения таких методов и приемов, которые позволяют воспитателям, родителям и детям быть активными участниками образовательного процесса.

Первый этап – подготовительный (март 2015 по август 2015г)

Задачи первого этапа:

• Проведение анализа состояния образовательного процесса в ДОУ;

• Разработка проекта;

• Разработка мини-проектов в деятельности ДОУ;

• Планирование работы на учебный год.

Второй этап проекта – формирующий (сентябрь 2015 г. - июнь 2016 г)

Задачи второго этапа:

• Мониторинг реализации проекта;

• Внедрение метода проектов в работу ДОУ;

• Внедрение технологий личностно-ориентированного воспитания;

• Внедрение здоровьесберегающих, здоровьесохраняющих и информационных технологий;

• Улучшение материально-технической базы ДОУ;

Создание мини-музеев.

Третий этап – итоговый (июль 2016г- август 2016 г.)

Задачи третьего этапа:

• Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами;

Оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета, планирование дальнейшей работы.

План реализации проекта

№п/п Этапы экспериментальной работы Содержание Сроки Ответственные Формы работы Предполагаемый результат

1. Проектировочный этап

(март2015-август 2015г)

Проведение педагогического совета коллектива. 31.03.2015г Заведующий

Предеина Г. В

Старший воспитатель

Пучкова И. А Протокол педагогического Совета

Изучение теории и практики работы с детьми по вопросам нравственно-патриотического воспитания посредствам музейной педагогики.

Выбор программно-методического сопровождения инновационной деятельности.

Определение внешних и внутренних связей.

Разработка перспективных планов работы с детьми. Родителями и педагогами.

Выбор и уточнение темы для проекта.

Определение участников экспериментальной деятельности: возрастная группа детей, воспитатели, специалисты. 01.04.2015г Старший воспитатель

Пучкова И. А Протоколы педагогических часов

Самоанализ педагогической деятельности коллектива. До 31.07.2015г Старший воспитатель

Пучкова И. А. Анкетирование

Теоретическое, финансово-хозяйственное и экономическое обоснование инновационной деятельности.

До. 31.08.2015г Заведующий

Предеина Г. В

Старший воспитатель

Пучкова И. А.

Протокол общего собрания коллектива

Подбор мониторинговых методик.

До 31.08.2015г Старший воспитатель

Пучкова И. А.

Пакет мониторинговых материалов

Разработка перспективного планирования для работы с детьми, родителями, педагогами. До 31.08.2015г

Старший воспитатель

Пучкова И. А.

Педагоги групп

План работы

Информирование родителей о предстоящей работе с детьми и педагогами в рамках экспериментальной деятельности

Август 2015г

Старший воспитатель

Пучкова И. А.

Педагоги групп. Протоколы родительского собрания

Подготовка аналитического отчета по итогам первого этапа эксперимента

31.08.2015г Старший воспитатель

Пучкова И. А.

Отчет по итогам первого этапа проекта

2. Формирующий этап

(сентябрь 2015-июнь2016г)

Практическая реализация перспективных планов работы с детьми, родителями и педагогами. сентябрь 2015-июнь2016г

Старший воспитатель

Пучкова И. А.

Педагоги групп

Педчас

«Формирование

познавательной

активности

дошкольников

средствами музейной

педагогики и ИКТ».

Семинары «Создание

мини-музея в ДОУ»;

«Приобщение детей к

познавательной,

художественно-

творческой

деятельности через

мини-музеи»;

«Народная игрушка, народная педагогика и её влияние на нравственно-патриотическое становление личности ребёнка».

Игры музейного содержания:

- игры-развлечения "Откуда хлеб пришел ", "Мода из бабушкиного сундука";

- игры путешествия: "Откуда родом бабушкин сундук".

- интеллектуально -творческие игры: "Волшебный кружок", "Заседание клуба знатоков культуры";

- игры эстетического содержания.

Консультация для родителей

"Музей в жизни

ребенка".

Круглый стол

"День музея в

семье". Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Рост педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов.

Активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Повышение статуса семейного воспитания

Обогащение знаний детей, родителей и педагогов об истории и традициях нашего народа.

Обновление развивающей среды группы с учетом тематики мини-музея

сентябрь 2015-июнь2016г

Старший воспитатель

Пучкова И. А.

Педагоги групп

Методические рекомендации для педагогов по формированию развивающей среды.

Мониторинг реализации проекта. Май-июнь

Старший воспитатель

Пучкова И. А. Сравнительные диаграммы по результатам мониторинга

Постоянно действующий теоретический семинар для педагогов. сентябрь 2015-июнь2016г

Старший воспитатель

Пучкова И. А. План семинара

Внедрение в практическую деятельность вариативных форм образования, инновационных педагогических технологий и мини-проектов. сентябрь 2015-июнь2016г

Педагоги групп

Проекты и технология работы в рамках проектной деятельности

Создание мини музеев в группах ДОУ

сентябрь 2015-июнь2016г Заведующий

Предеина Г. В

Педагоги

Родители

Работа семейного клуба «По русскому обычаю»» Согласно плана работы

Старший воспитатель

Пучкова И. А.

Педагоги групп

сценарии заседаний клуба: «По русскому обычаю»

3. Контрольно-результирующий этап

(май 2016г-сентябрь-2016г) Мониторинг качества образования. Июль 2016 Старший воспитатель

Пучкова И. А.

Сравнительные диаграммы по результатам мониторинга Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования

нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики

Анализ результатов

деятельности.

Соотнесение их с заявленными целями и задачами.

До 31. 08.2016г Заведующий

Предеина Г. В.

Педагоги групп

Аналитический отчет

Оформление результатов в форме отчета. До 31.08.2016г

Старший воспитатель

Пучкова И. А.

Педагоги групп Отчет по итогам проекта

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

«Создание условий для формирования коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста». Использование игровых упражнений и шуточных стихов для разрешения конфликтных ситуаций. Актуальность формирования коммуникативных навыков.

Создание условий социализации и индивидуализации ребенка в ДОУСоздание условий социализации и индивидуализации ребенка в ДОУ Детские сады являются первыми институтами социализации ребенка и представляют мини-социум, который становятся основой для построения его.

Проект по воспитанию патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста «Да здравствует мир!»Проект по воспитанию патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста «Да здравствует мир!» Актуальность На современном этапе развития общества доминантным направлением реализации образовательного процесса является его ориентированность.

Создание оптимальных условий с целью профилактики семейного неблагополучия (перспективный план по годовой задаче) Сентябрь- Рисование «Моя любимая игрушка» - Беседа «Я и моя семья» - С/р игра «Дочки - матери» Взаимодействие с родителями - Анализ семей.

Создание условий для формирования познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством опыта Конспект опыта-эксперимента в средней группе группе Свойства магнита Программное содержание: 1. Знакомство с магнитом и его свойствами.

Создание условий для изобразительной деятельности Создание условий для развития изобразительной деятельности Для воспитания творческой личности, необходимо создать такие условия и пути развития.

Создание условий для работы с одарёнными детьми Создание условий для работы с одарёнными детьми (кадровых, информационных, материально-технических) Высокий уровень квалификации педагогов.

Создание условий в ДОУ по музыкальному воспитанию дошкольников .

Консультация «Воспитание патриотических качеств» Во все времена особенно остро решали вопросы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм является наиболее сложным и высоким.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 17:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД