Создание организационно-педагогического Центра по работе с родителями дошкольников «Взрослые и дети»

наталья куликова
Создание организационно-педагогического Центра по работе с родителями дошкольников «Взрослые и дети»

Паспорт проекта

Полное наименование проекта Организационно- педагогический Центр по работе с семьями дошкольников «Взрослые и дети»

Авторский коллектив Заведующая МБДОУ детский сад №4 «Ласточка» Куликова Н. А.

Старший воспитатель детского сада Ляленкова В. В.

Руководитель проекта Куликова Н. А.

Кадровое обеспечение проекта Кадровый ресурс МБДОУ (без дополнительных ставок)

- старший воспитатель, педагог высшей квалификационной категории, стаж работы более 27 лет

Музыкальный руководитель, первая квалификационная категория, стаж работы 18 лет.

Инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория, стаж работы 16 лет.

Учитель-логопед, стаж работы 16 лет.

Старшая медсестра, стаж работы 9 лет.

Воспитатели ДОУ, имеющие высшую и первую квалификационную категорию и стаж работы более 10 лет.

Полное наименование учреждения на базе, которого реализуется проект Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Ласточка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и социально-личностного направлений развития воспитанников

Цель проекта Педагогическая поддержка семей города Красный Холм и Краснохолмского района в воспитании детей дошкольного возраста

Срок реализации проекта Три года с сентября 2012- по сентябрь 2015 г.

Социальный статус, возраст и число участников проекта Семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста, посещающие и не посещающие дошкольные учреждения района

Возможный охват проектом 250 человек за год.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение…с. 4

-проблема;

-актуальность;

-цели;

-задачи;

-гипотеза;

-срок реализации.

2. Основные концептуальные положения проекта…с. 6

3. Этапы реализации проекта… с. 13

4. Практическая значимость ….с. 17

5. Реализация подготовительного этапа проекта… с. 17

6. Список используемой литературы …. с. 18

Приложение 1

Положение об организационно-педагогическом центре по работе с семьями дошкольников «Взрослые и дети»

Приложение 2

План работы организационно-педагогического центра по работе с семьями дошкольников «Взрослые и дети» на 2012-2013 учебный год

Приложение 3

Схема управления проектом

Приложение 4

Планируемый результат (охват родителей педагогической помощью)

1. ВВЕДЕНИЕ

Реализация национального проекта в области образования не может быть ограничена только поддержкой образовательных учреждений, педагогических кадров и талантливой молодежи. Важно использовать внутренние ресурсы образовательной системы, включая инновационные, нетрадиционные модели взаимодействия с семьей.

Предлагаемый проект, как одна из форм конкретной педагогической помощи семье, может быть реализован в рамках социального партнерства в организациях любой формы собственности. Реальность и востребованность предлагаемой модели организованной помощи семье в воспитании детей подтверждается опытом нашего дошкольного учреждения, в котором на протяжении нескольких лет оказывается практическая и консультативная помощь родителям детей, не посещающих детский сад.

Исследования, проведенные педагогами детского сада №4 «Ласточка», показали, что большинство родителей воспитанников ждут от детского сада новых, более интересных форм работы с семьей, ориентированных на активное взаимодействие родителя, ребенка и педагога.

Опрос родителей детей, не посещающих детский сад, показал, что 58% родителей необходима квалифицированная педагогическая поддержка в воспитании детей дошкольного возраста. Из них, 50% родителей готовы к сотрудничеству через участие в мероприятиях практического характера в детском саду. 3 % родителей готовы общаться с педагогами ДОУ через сеть Интернет. Еще 5% родителей хотят получать помощь в воспитании ребенка через информационные материалы в СМИ, буклеты и памятки.

Таким образом, проведенный нами мониторинг показал, что в современных условиях необходима педагогическая помощь родителям в знании возрастных особенностей детей, методах и приемах воспитания, практическая помощь в проведении занятий и игр с детьми дома, подготовки к школе, помощь психолога и логопеда.

Исходя из анализа ситуации, следует, что в современном мире нужен своеобразный «путеводитель» как для детей, так и для взрослых. Таким путеводителем может стать Центр педагогической помощи семье «Взрослые и дети».

Актуальность проекта:

Актуальность проекта продиктована требованиями модернизации Российского образования, так, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года за № 655, раскрывает федеральные Требования к структуре основной образовательной Программы дошкольного образования, документ указывает на решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.

Реализация образовательных областей в соответствии с ФГТ, изменения в характере взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения связаны с признанием обществом и государством важной роли семьи воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

В настоящее время традиционная схема общения педагогов детского сада с семьей не соответствует новой задаче семейного воспитания: воспитания конкурентно способного человека. Родительская общественность ждет от детского сада информации с новым содержанием и новыми технологиями воспитания и обучения детей, удовлетворения нарастающего спроса на системные психолого-педагогические знания о детях.

Педагогам детского сада важно, чтобы родители не только владели педагогической информацией, но умели грамотно использовать ее при воспитании ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

Цель проекта: формирование педагогической компетентности и педагогической рефлексии родителей, оказание практической помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста, создание психологически комфортных условий для эмоционального общения родителей, детей и педагогов.

Задачи проекта:

1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

2. Оказание теоретической и практической помощи семьям детей посещающих и не посещающих детский сад специалистами ДОУ.

3. Приобщение родителей к активному совместному отдыху с детьми.

4. Создание атмосферы близости родителей с детьми.

5. Повышение качества работы с семьями воспитанников.

6. Содействие повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста.

7. Трансляция передового семейного опыта.

Гипотеза: развитие новых активных форм работы дошкольного учреждения с семьями детей дошкольного возраста повысит успешное развитие ребенка, обеспечит возможность родителям овладеть педагогической информацией и грамотно применять её в воспитании своего ребенка.

Срок реализации проекта: 3 года.

2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА

В основе проекта представлены концептуальные идеи:

- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками (по теории А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода).

- Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности (из Концепция дошкольного образования).

Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, поиск наиболее эффективных форм взаимосотрудничества детского сада и семьи, на создание эмоционально благополучной обстановки для общения взрослых и детей, и поиск средств для максимального развития личности ребенка, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л. С. Выготский).

В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

Современными специалистами и психологами доказан факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально - педагогической и культурно – образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребёнка («Концепция дошкольного воспитания» В. В. Давыдов, В. А. Петровский). Главный эффект их успешного влияния не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. Поэтому социально – педагогический аспект нашей деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребёнка и ценностные ориентиры детей и взрослых.

Современная семья, на данном этапе переживает кризисные явления, экономического, демографического и социально – психологического плана. Оказывается, что изменение и деформации, которые произошли в семье за последние десятилетия, не способствуют её прочности, неблагоприятно сказываются на семейных отношениях и воспитании детей. А именно:

- негативные качества личности и их проявления в поведении детей, которые возникают при дефиците любви, когда дети обделены и не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности;

- сложность детско–родительских отношений, поскольку в них наметилась тенденция пренебрежения родительскими обязанностями и проявления жестокости;

- безответственное отношение родителей к выполнению своих воспитательных функций, объединение и формализация контактов с ребёнком, исчезновение совместных форм деятельности;

- присутствие у молодого поколения особого опыта, пристрастий, привычек, своих нравственных принципов и ценностей (повышенный интерес к хорошей одежде, мебели, технике, машинам и т. д.).

Таким образом, отодвигаются на второй план освоение наиболее ценностных элементов отечественного и всемирного фонда культуры, что ведёт к духовному обеднению мира личности и воспитания детей.

Эти проблемы неблагоприятно сказываются на психологическом климате семьи, на воспитательной позиции родителей.

Поэтому, педагоги детского сада №4 «Ласточка» взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов.

Для этого коллектив дошкольного учреждения решил организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ, и научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей. Поэтому социально – педагогический аспект нашей деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребёнка и ценностные ориентиры детей и взрослых.

Для выполнения этой цели было принято решение о создании организационного – педагогического Центра по работе с семьями дошкольников на базе детского сада, который получил название «Взрослые и дети». В основу работы Центра вошли три направления: консультирование родителей, оказание практической помощи семье, активный совместный с ребенком семейный отдых и как итог - обмен опытом семейного общения.

Новизна технологии заключается в создании условий благоприятствующих диалогу, общению детей, родителей и педагогов, организация их совместной творческой деятельности, направленной на успешное развитие ребенка, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания своих детей.

Преимущество новых форм взаимодействия ДОУ с семьей:

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работы с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Для полной реализации проекта необходимо учитывать критерии эффективности:

1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги - единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.

2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.

3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.

4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в способностях ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.

5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат, назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Для этого нужны преобразовательные действия, которые позволяют в рамках проекта апробировать новые формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам.

Основные принципы работы Центра:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Функции работы Центра:

-Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.

- Психолого - педагогическое просвещение родителей.

- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

- Взаимодействие родителей с другими социальными институтами города.

Формы работы Центра:

В процессе работы Центра решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Они будут решаться в рамках работы:

родительского клуба «Аистенок» с целью оказания практической помощи семье в вопросах воспитания детей дошкольного возраста,

консультативного пункта для родителей детей, не посещающих детский сад «Современная семья - компетентные родители»,

базы активного семейного отдыха.

Заявленные формы работы будут реализовываться через следующие мероприятия:

- "Круглый стол" по актуальным вопросам;

- тематические выставки;

- диагностика, тесты, опрос;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей;

- семейные спортивные встречи (походы, экскурсии, эстафеты, праздники и т. д.);

- почта доверия;

-вопрос заведующей через сайт ДОУ и электронную почту;

- семейные проекты;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- интеллектуальные ринги для детей ДОУ с их старшими братьями и сестрами;

- контрольные для родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительская гостиная;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- аукцион секретов воспитания и др.

3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы Задачи Мероприятия Проектируемые результаты Используемые критерии Способ оценки Сроки Ответственные

Подготовитель

ный Обеспечение нормативно-правовой базы Разработка проекта Положения о Центре Разработка Плана работы с родителями Июль- август 2012 г. Авторы проекта

Создание материально-технической базы Подготовка сметы расходов по приобретению дополнительного оборудования и методических пособий Сентябрь – декабрь 2012 Руководитель проекта

Кадровое обеспечение работы Центра Распределение обязанностей специалистов

Утверждение графика работы Центра

Утверждение тематического плана мероприятий, консультаций и практических занятий с родителями Август

2012 г. Руководитель проекта

Реализация проекта Обеспечение педагогической поддержки семье в рамках работы Центра Работа Центра по графику Активизация позиции родителей на взаимодействие Динамика участия родителей в образовательном процессе Экспресс-опрос. Количественно регистрируемые показатели ролевой позиции: инициатор, организатор, активный участник, наблюдатель, игнорирующий Сентябрь - май

2012-2015 г. г. Авторы проекта

Итоговый Обобщение и распространение опыта использования новой формы работы с родителями детей дошкольного возраста Подготовка публикации в СМИ

Проведение семинаров, дней открытых дверей, предметных недель различного уровня в рамках работы муниципальной лаборатории инновационного развития по теме

«Взаимодействие с родителями – основа повышения качества образовательного процесса»

Информация для родителей и учредителя на сайте ДОУ Создание банка информационно-методической продукции:

памятки, рекомендации, видеосюжеты для психолого-педагогического просвещения, страничка на сайте ДОУ Анализ востребованности методической продукции. Практическая ориентированность,

актуальность проблематики. Разнообразие жанров. Независимая экспертиза Июнь –сентябрь

2015 г. Руководитель проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое:

• Устав ДОУ;

• Положение об организационно-педагогическом Центре по работе с семьями дошкольников «Взрослые и дети»;

• Программы «Мы живем одной семьей» и «Мамина школа», разработанные коллективом ДОУ;

• План работы Центра на учебный год.

Финансовое:

• Реализация проекта осуществляется за счет дополнительных средств и бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования и др.).

Материально-техническое:

• Реализация проекта требует оформления и изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, и родителей детей, не посещающих детский сад;

• для педагогов - приобретения дидактических пособий;

• для проведения мероприятий активного характера - приобретения спортивного и игрового оборудования.

Кадровое:

Разработку и реализацию проекта обеспечивают:

• штатные работники ДОУ: старший воспитатель; воспитатели высшей и первой квалификационной категории; специалисты ДОУ: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медсестра.

• приглашенные специалисты, готовые на социальное партнерство в реализации проекта.

Риски:

* Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

* Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях.

Предупреждение рисков:

* Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, медсестрой, заведующей, музыкальным руководителем и др.

* Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ.

* Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.

Мониторинг реализации Проекта.

Направление мониторинга:

1. Динамика в повышении качества образовательного процесса.

2. Характеристика социального заказа к дошкольному общеобразовательному учреждению.

3. Психологический климат в семье.

9. Процесс адаптации воспитанников в образовательном учреждении.

10. Уровень удовлетворенности родителей образовательными услугами.

Формы мониторинга:

Формы мониторинга: Периодичность:

1. Экспертная оценка (по отдельным направлениям) - по итогам работы Центра

2. Экспресс-опрос - в течение года

3. Анкетирование родителей по направлениям работы Центра - в течение года 4. Количественно регистрируемые показатели ролевой позиции: инициатор, организатор, активный участник, наблюдатель, игнорирующий - 2 раза в год

5. Независимая экспертиза

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей:

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, активное участие родителей в родительском клубе, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

1. Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка.

2. Повысится психолого-педагогическая культура родителей.

3. Родители научатся анализировать собственную воспитательную деятельность, причины своих ошибок и выбор метода взаимодействия.

4. Повысится интерес и активное включение родителей в жизнь дошкольного учреждения.

5. Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.

6. Организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПРОЕКТА

1. Проведен опрос родителей воспитанников и родителей детей, не посещающих детский сад о тематике интересующих вопросов для дальнейшего обсуждения.

2. Создана нормативно-правовая база (разработано Положение, План работы на 2012-2013 учебный год, планируется внесение изменений в Устав ДОУ).

3. Определен состав членов организационно-педагогического центра «Взрослые и дети».

4. Проведена реклама о создании на базе ДОУ Центра организационно- педагогической помощи семье в местной печати, на рекламных щитах, в детской поликлинике.

5. Разработана схема управления Проектом.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белая К. Ю. О работе консультативных пунктов для родителей детей, не посещающих детский сад. Управление ДОУ №5. 2008 г. с. 40-41.

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие., М., ТЦ Сфера, 2012. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

3. Давыдова О. И. Работа дошкольного учреждения с родителями: компетентностный подход. Учеб. пособие. Барнаул,2010.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008 .

5. Закон РФ «Об образовании» (в редакции от 27.12.2009 г. №374-ФЗ).

6. Комарова Е. С. Я руковожу детским садом. Пособие для руководителей ДОУ., М., «Просвещение»., 2008.

7. Майер А. А. Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М., ТЦ Сфера, 2011 (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

8. Письмо Минобразования РФ «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» №30-51-547\16 от 22.07.2002 г.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проект на тему «Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру» Компьютерная презентация проекта на тему "Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру".

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Этикет
Автор публикации:
Создание организационно-педагогического Центра по работе с родителями дошкольников «Взрослые и дети»
Опубликовано: 20 марта 2013 в 20:18
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Конспект НОД по аппликации (из готовых форм, по рисунку — образцу.) «Елочка — Красавица»
Потемкина Светлана Конспект НОД по аппликации ( по представлению, по образцу) «Елочка – Красавица ». Цели и задачи: Продолжать учить детей создавать...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...