Обеспечение индивидуального образовательного маршрута посредством создания развивающей предметно-пространственной среды 

Елена Боровик
Обеспечение индивидуального образовательного маршрута посредством создания развивающей предметно-пространственной среды 

Слайд №1

Погружая дошкольника в развивающие, эмоционально благополучные условия мы в первую очередь заботимся о его психическом и физическом здоровье, развитии интеллекта, воспитании нравственной, духовной личности.

Много инновационных форм работы с дошкольниками используется воспитателями для достижения поставленных целей. Это могут быть и индивидуальны карты развития ребенка, технологические карты, проектирование детской деятельности по различным направлениям работы. Сегодня мы рассмотрим ещё одну форму взаимодействия ребенка с окружающим миром – это индивидуальный образовательный маршрут развития дошкольника. Даная форма является универсальной, т. к. может использоваться воспитателем как в работе детьми с особыми потребностями, так и с детьми одаренными, талантливыми, норма развития.

Слайд №2

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка дошкольного возраста в образовании и обучении.

ИОМ предусматривает реализацию всех образовательных областей и их интеграцию в образовательном пространстве, в котором находятся дети. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть индивидуальный маршрут развития ребенка по одной образовательной области – социально-коммуникативное развитие.

Структура ИОМ включает:

Слайд №3

1. Основную цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): - создание в дошкольном учреждении условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – коммуникативного развития.

Слайд №4

2. Задачи по созданию развивающих условий в направлении социально – коммуникативного развития дошкольника:

• Организовать сетевое взаимодействие всех участников образовательных отношений, единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала МБДОУ, родителей воспитанников, учреждений искусства и культуры, с целью реализации задач социально-коммуникативного развития ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

3. Индивидуально - образовательный маршрут определяется:

Государственным заказом, потребностями и запросами родителей, индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников. возможностями МБДОУ.

4. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Слайд №5

5. Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной (к которой относятся - лепка, аппликация, рисование, ознакомление с произведениями искусства, конструирование) и другие виды деятельности.

развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени;

• формирование личностных качеств личности;

• адаптация дошкольников к окружающему миру, восстановление духовно-нравственных ценностных преставлений.

Слайд №6

При разработке индивидуального маршрута мы учитывали следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Изучая методическую, психолого-педагогическую литературу, учитывая требования к организации детской деятельности ФГОС ДО, требования к воспитателю в соответствии Профстандарта педагога (предполагается вводится в действие с 01.01.2019 г., нами были выделены:

Слайд №7

Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Слайд №8

Первый этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»

Слайд №9

2. Диагностический этап.

На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом- психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка.

Слайд №10

По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»

Слайд №11

3. Этап конструирования.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

Слайд №12

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.

Слайд №13

Методы, которые мы используем в практической деятельности с детьми:

• Экскурсии, беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

Слайд №14

При реализации индивидуальных маршрутов мы обязательно планируем свою деятельность в календарных планах, подбираем дидактический материал, художественные произведения, весь методический набор, создаём условия.

Слайд №15

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута.

Слайд №16

Предполагаемый результат:

развитие социальной компетентности;

развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем

. выявление сформированных черт характера личности (духовности, нравственности, патриотических чувств, гражданской позиции).

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу, организуем насыщенную деятельность по формированию личностной сферы воспитанника, помогаем дошкольнику адаптироваться в сложном мире взаимоотношений, ведем работу по сопровождению ребенка в окружающей действительности.

Слайд №17

Прикреплённые файлы:

individualnyi-obrazovatelnyi-marshrut-ud7rn_4ncqa.pptx | 3089,41 Кб | Скачан: 7
 
Публикации по теме:

Анализ развивающей предметно-пространственной среды Анализ развивающей предметно-пространственной среды В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть.

Консультация для воспитателей «Основы создания развивающей предметно-пространственной среды» «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…» Л. С. Выготский Понятие.

Моделирование развивающей предметно — пространственной среды Моделирование развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО (деловая игра для педагогов).

Мой опыт создания предметно-развивающей среды по ФГОС в подготовительной группеМой опыт создания предметно-развивающей среды по ФГОС в подготовительной группе .

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды На сегодняшний день очень актуально стоит вопрос организации предметно- пространственной среды ДОУ. Это связано с введением ФГОС к структуре.

Поддержка инициативы у детей младшего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды Способы и направления поддержки детской инициативы у детей младшего возраста, посредством организации развивающей предметно- пространственной.

Построение развивающей предметно-пространственной средыПостроение развивающей предметно-пространственной среды Наименование центра активности Влияние центра активности на развитие ребенка Содержание центра активности 1. Литературный уголок Материалы.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
Автор публикации:
Обеспечение индивидуального образовательного маршрута посредством создания развивающей предметно-пространственной среды 
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 13:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает»
Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку, в первую очередь,...
Огород на окне «Посадили огород, посмотрите, что растет!»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Влияние...
Конспект занятия по познавательному развитию детей (сенсорика) в младшей группе...
Цель: 1. Воспитывать внимание, интерес к занятию. 2. Упражнять детей в назывании основных цветов. 3. Продолжать формировать интерес к игре с цветом,...
Конспект игровой образовательной деятельности с детьми средней группы «Детям о...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская...