Лучший педагог года

Обеспечение индивидуального образовательного маршрута посредством создания развивающей предметно-пространственной среды 

Елена Боровик
Обеспечение индивидуального образовательного маршрута посредством создания развивающей предметно-пространственной среды 

Слайд №1

Погружая дошкольника в развивающие, эмоционально благополучные условия мы в первую очередь заботимся о его психическом и физическом здоровье, развитии интеллекта, воспитании нравственной, духовной личности.

Много инновационных форм работы с дошкольниками используется воспитателями для достижения поставленных целей. Это могут быть и индивидуальны карты развития ребенка, технологические карты, проектирование детской деятельности по различным направлениям работы. Сегодня мы рассмотрим ещё одну форму взаимодействия ребенка с окружающим миром – это индивидуальный образовательный маршрут развития дошкольника. Даная форма является универсальной, т. к. может использоваться воспитателем как в работе детьми с особыми потребностями, так и с детьми одаренными, талантливыми, норма развития.

Публикация «Обеспечение индивидуального образовательного маршрута посредством создания развивающей предметно-пространственной среды » размещена в разделах

Слайд №2

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка дошкольного возраста в образовании и обучении.

ИОМ предусматривает реализацию всех образовательных областей и их интеграцию в образовательном пространстве, в котором находятся дети. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть индивидуальный маршрут развития ребенка по одной образовательной области – социально-коммуникативное развитие.

Структура ИОМ включает:

Слайд №3

1. Основную цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : - создание в дошкольном учреждении условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – коммуникативного развития.

Слайд №4

2. Задачи по созданию развивающих условий в направлении социально – коммуникативного развития дошкольника :

• Организовать сетевое взаимодействие всех участников образовательных отношений, единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала МБДОУ, родителей воспитанников, учреждений искусства и культуры, с целью реализации задач социально-коммуникативного развития ребенка;

Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

3. Индивидуально - образовательный маршрут определяется :

Государственным заказом, потребностями и запросами родителей, индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников. возможностями МБДОУ.

4. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :

- для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Слайд №5

5. Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной (к которой относятся - лепка, аппликация, рисование, ознакомление с произведениями искусства, конструирование) и другие виды деятельности.

развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени;

• формирование личностных качеств личности;

• адаптация дошкольников к окружающему миру, восстановление духовно-нравственных ценностных преставлений.

Слайд №6

При разработке индивидуального маршрута мы учитывали следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Изучая методическую, психолого-педагогическую литературу, учитывая требования к организации детской деятельности ФГОС ДО, требования к воспитателю в соответствии Профстандарта педагога (предполагается вводится в действие с 01.01.2019 г., нами были выделены:

Слайд №7

Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Слайд №8

Первый этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»

Слайд №9

2. Диагностический этап.

На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом- психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка.

Слайд №10

По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»

Слайд №11

3. Этап конструирования.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

Слайд №12

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.

Слайд №13

Методы, которые мы используем в практической деятельности с детьми:

• Экскурсии, беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

Слайд №14

При реализации индивидуальных маршрутов мы обязательно планируем свою деятельность в календарных планах, подбираем дидактический материал, художественные произведения, весь методический набор, создаём условия.

Слайд №15

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута.

Слайд №16

Предполагаемый результат :

развитие социальной компетентности;

развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем

. выявление сформированных черт характера личности (духовности, нравственности, патриотических чувств, гражданской позиции).

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу, организуем насыщенную деятельность по формированию личностной сферы воспитанника, помогаем дошкольнику адаптироваться в сложном мире взаимоотношений, ведем работу по сопровождению ребенка в окружающей действительности.

Слайд №17

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ развивающей предметно-пространственной среды Анализ развивающей предметно-пространственной среды В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть.

Консультация для воспитателей «Основы создания развивающей предметно-пространственной среды» «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…» Л. С. Выготский Понятие.

Моделирование развивающей предметно — пространственной среды Моделирование развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО (деловая игра для педагогов).

Мой опыт создания предметно-развивающей среды по ФГОС в подготовительной группеМой опыт создания предметно-развивающей среды по ФГОС в подготовительной группе .

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды На сегодняшний день очень актуально стоит вопрос организации предметно- пространственной среды ДОУ. Это связано с введением ФГОС к структуре.

Поддержка инициативы у детей младшего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды Способы и направления поддержки детской инициативы у детей младшего возраста, посредством организации развивающей предметно- пространственной.

Построение развивающей предметно-пространственной средыПостроение развивающей предметно-пространственной среды Наименование центра активности Влияние центра активности на развитие ребенка Содержание центра активности 1. Литературный уголок Материалы.

Презентация развивающей предметно-пространственной среды Детский сад наш совсем небольшой, всего одна разновозрастная группа. Да и открыли его всего два года назад,оборудования не так много как.

Пути создания инновационной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Текст к презентации: Слайд 1 Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса.

Проект создания развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе Проект создания развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе «Красная шапочка» Цель: создание в группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение индивидуального образовательного маршрута посредством создания развивающей предметно-пространственной среды 
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 13:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД