Получи документы

Создание современной предметно-развивающей среды для дошкольников в общеобразовательном учреждении

Светлана Ловыгина
Создание современной предметно-развивающей среды для дошкольников в общеобразовательном учреждении

Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и накапливает жизненный опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и детьми, на собственном опыте приобретает знания.

Публикация «Создание современной предметно-развивающей среды для дошкольников в общеобразовательном учреждении» размещена в разделах

Организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (группе) предоставляет каждому ребёнку разные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой новых Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями, основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учётом интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

При организации деятельности нашей младшей разновозрастной группы особое внимание педагогический коллектив уделял формированию предметно-развивающей среды. Мы исходили из принципа самоценности периода детства и развития потенциальных возможностей каждого ребёнка. Наряду с имеющимися современными развивающими пособиями и игрушками, мы стремились обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда в нашем детском саду организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Всё групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, карандаши для самостоятельного творчества; где полистать любимую книгу, альбом. С помощью переносных кубов, небольших ширм, стульчиков, мягких модулей дети могут вознести стены для организации индивидуальных занятий. Используя их, ребёнок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом каждый ребёнок имеет возможность создать «своё» личное пространство.

Для полноценного физического и музыкального развития детей мы используем музыкально-физкультурный зал, оснащённый различным оборудованием. В зале дети занимаются утренней гимнастикой, проводятся физкультурные и музыкальные занятия, развлечения, досуги, праздники.

Всё пространство нашей группы разделено на зоны, позволяющие развернуть различные виды детской деятельности. Благодаря гибкости зонирования предоставляется возможность организовывать различные пересекающиеся сферы активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и тоже время, не мешая друг другу, разными видами деятельности6 физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, объединяться в сюжетно-ролевые игры, инсценировать сказки.

Для развития двигательных навыков и умений в группе в группе организован уголок двигательной активности «Будь здоров!», где каждый ребёнок по желанию может поиграть с различными спортивными предметами, многие из которых сделаны своими руками. Массажные дорожки используются во время утренней гимнастики, гимнастики после сна, во время проведения физкультурных минуток на занятиях.

В «Уголке природы» дети наблюдают за растениями, учатся за ними ухаживать, проводят элементарные опыты, отмечают состояние погоды в календаре, обучаются обследовательским действиям с природными объектами (шишками, камешками, листьями, желудями). Очень увлекательно проходят эксперименты с песком, водой, красками, пеной.

Художественно-эстетическое развитие представлено в группе центром художественной деятельности «Творческая мастерская». Элементы культуры – живописи, народной игрушки, музыки, литературы – всё это предоставлено для деятельности ребёнка. Для самостоятельного творчества детям предлагаются различные средства изображения, которыми они могут воспользоваться по своему желанию (карандаши, мелки, фломастеры, пластилин, различные виды бумаги, книжки-раскраски).

Предметно-развивающая среда детского сада меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, половой принадлежности детей.

Для развития игровой деятельности детей, познавательной, речевой активности, развития партнёрских отношений мы создали в группе необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, как для мальчиков, так и для девочек. Подобраны атрибуты к играм «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин» «Ателье». Группа также оборудована конструкторами, наборами кубиков, машинами, инструментами, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи, загоны не только на столе, но и на полу. Дети могут свободно использовать в своей игре различные костюмы, маски, предметы для драматизации. Для того, чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, мы приобрели настольный театр «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», способствующие развитию диалогической речи дошкольников, формированию навыков театрализованной деятельности.

Сюжетные игрушки помогают познакомить детей с домашними и дикими животными, их средой обитания. Фигурки зверей используются как в специально организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей, что способствует развитию познавательных интересов, творчества. Всё имеющееся оборудование хранится в специально оформленные коробки, которые дети по желанию могут перемещать по группе и разворачивать игру в удобном для них месте, а после окончания игры все игрушки возвращаются на свои места.

С целью эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформлен познавательно-речевой уголок, представляющий ребёнку возможность действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, цветового восприятия, активизации и обогащения словаря; пособия для проведения артикуляционных упражнений, дыхательной и зрительной гимнастики. Для развития сенсорных навыков используются различные сенсорные средства : камешки, колпачки, пуговицы. В соответствии с тематическим планирование и обучающими задачами все пособия постоянно меняются и обновляются.

В книжном уголке постоянно разворачиваются книжные выставки в соответствии с темой недели, выставляются иллюстрации для рассматривания, материалы для рассказывания, схемы для разучивания стихотворений.

В процессе работы с детьми трудно отделить одну образовательную область от другой. Так, например, области «Здоровье», «Безопасность» постоянно переплетаются между собой. Поэтому в группе мы создали уголок «Неболейка», где подобраны иллюстративный материал, книги, игры, позволяющие узнать о полезных и вредных привычках, разучить зрительную, пальчиковую гимнастику, познакомиться с правилами дорожного движения, правилами пожарной безопасности, поведения в быту.

Хочется отметить важную роль родителей в организации предметно-развивающей среды в нашей группе. Для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей, мы используем прежде всего традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.

В приёмной группы оформлен уголок для родителей, в котором постоянно обновляется информация в соответствии с тематическим планированием. Проведены консультации на такие темы, как «Создание развивающей среды дома», «Роль игрушки в познавательно-речевом развитии ребёнка», «Мы играем целый день, целый день гулять не лень». Огромную помощь родители оказывают в приобретении и изготовлении игрушек и пособий, подготовке костюмов, украшений группы и музыкального зала. Многие родители охотно откликаются на выполнение «домашних заданий» : собрать природный, бросовый материал, принять участие в выставке поделок, фотовыставке, выставке рисунков. Вместе с родителями были созданы постройки на участке детского сада.

При формировании предметно-развивающей среды группы мы учитывали следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными требованиями:

- информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. Книжный уголок, творческая мастерская, уголок двигательной активности, зона настольных игр, экологическая зона, зона конструирования, сюжетно-ролевых игр, каждая из которых обозначена эмблемой и способствует расширению возможностей детей взаимодействовать в различных видах детской деятельности, основной из которых является игра.

-вариативность, которая определяется приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения. В соответствии с приоритетным направлением деятельности нашей группы («Использование фольклора для развитии речи малышей», педагоги нашей группы уделяют большое внимание эстетическому оформлению группы. Для работы с детьми используются элементы русского быта, народные костюмы. Для родителей проводятся консультации, оформляются папки-передвижки, также сами родители участвуют в образовательном процессе.

- полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Данный принцип реализуется благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется материал, который послужит развитию и закреплению определённых познавательно-речевых способностей. так, например, планируя образовательную деятельность по ознакомлению малышей с домашними птицами, целесообразно наполнить игровую среду соответствующими игрушками. Ребята с удовольствием самостоятельно с ними играют: покормят, покатают и т. д. В книжном уголке можно разместить книги, иллюстрации с изображением петушка, курочки, цыплят. Множество положительных эмоций вызовет у детей игра-инсценировка «Вышла курочка гулять», где ребята учатся не только проговаривать текст, но и выполняют соответствующие движения. Для закрепления усвоенных знаний можно организовать совместную игру «Кубик крутись, на бочок ложись», где дети называют птиц и произносят соответствующие звукоподражания. Можно также вместе с детьми «покормить» петушка – нарисовать зёрнышки.

Педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.

- трансформируемость, обеспечивающая изменение предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации вынести на первый план ту или иную функции пространства. Трансформируемость предметно-развивающей среды нашей группы происходит за счёт рационального размещения столов, использование мольбертов. В зависимости от вида деятельности, столы могут стоять рядом, полукругом, квадратом.

Часто педагоги обходятся без столов: во время беседы, дидактических игр, дети располагаются прямо на ковре.

- интеграция образовательных областей, благодаря чему материалы и оборудование для одной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Так, например, в ходе непосредственной образовательной деятельности под названием «Игры с Весёлым кубиком», ребята конструируют башню, чередуя кубики по цвету. Затем они аппликативным способом выполняют работу «Кубик на кубик», где закрепляют навыки аккуратного наклеивания. А вот они уже выполняют следующее задание – идут по дорожке, перешагивая через кубики. Интересный замысел, смена разных видов деятельности, использование разнообразных пособий – всё это способствует развитию у детей познавательного интереса, закреплению умений и навыков.

Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Это доказывают результаты мониторинга, раскрывающего динамику овладения детьми нашей группы необходимыми умениями и навыками, а также формирования у них интегративных показателей.

Динамика формирования интегративных показателей

детей младшей разновозрастной группы

За 2013-2014 год

Уровень развития Начало учебного года

Количество детей Конец учебного года

Количество детей

высокий 2 (10%) 4 (20%)

средний 13 (65%) 15 (75%)

низкий 5 (25%) 1 (5%)

Но несмотря на положительные результаты, ещё существует ряд проблем в организации предметно - развивающей среды. Это, прежде всего, ограниченная площадь группы, которая не позволяет в полном объёме осуществить качественную образовательную деятельность. Также хотелось оснастить необходимым оборудованием участок для прогулок, чтобы чаще и эффективнее использовать его для проведения различных видов деятельности. К сожалению, не сов семи родителями удаётся установить контакт для совместной работы.

Для того, чтобы предметная среда нашей группы носила развивающий характер, необходимо обогащать её такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей. При организации предметно - развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность педагогов и родителей. Для этого необходимо продолжать вести просветительскую работу среди родителей, повышать образовательный уровень самих педагогов. Созданная совместными усилиями эстетическая среда поможет воспитать нам жизнерадостных, любознательных, активных детей.

Публикации по теме:

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении .

Создание современной развивающей среды в группе детей раннего возрастаСоздание современной развивающей среды в группе детей раннего возраста В связи с введением ФГОС дошкольного образования, в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы.

Влияние современной предметно-развивающей среды на развитие речи дошкольника Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно общаться не только осторожно, но и умело. На развитие.

Фотоотчет «Создание предметно-развивающей среды в группе»Фотоотчет «Создание предметно-развивающей среды в группе» Ширма-подиум была задумана как уголок релаксации, где ребенок мог побыть один. Для этого мы придумали правила и знак, чтобы другие дети.

Консультация логопеда для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях» .

Материал к медико–педагогическому совещанию «Создание предметно-развивающей среды для успешного прохождения адаптации» Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить.

Презентация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» «Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ» -2 слайд Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил.

Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в группе по физическому развитию» Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей, прежде всего, должна быть направлена.

Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического,.

Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования есть требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание современной предметно-развивающей среды для дошкольников в общеобразовательном учреждении
Опубликовано: 16 января 2018 в 12:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД