Создание условий для адаптации детей в группе раннего возраста

валентина заминева
Создание условий для адаптации детей в группе раннего возраста

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее, прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Условия, созданные в ДОУ, для успешной адаптации детей раннего возраста являются неотъемлемой частью всего процесса.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения сотрудников ДОУ создавать атмосферу уюта и любви в группе детей раннего возраста. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При построении развивающей среды для детей от года до трех лет учитываются возрастные физиологические и психические особенности ребенка, двигательная активность и ярко выраженная познавательная деятельность, которая проявляется в стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша. Материалы и оборудование в группе создают оптимальную целостную среду для развития и успешной адаптации детей. Организация пространства имеет свои определенные «правила». Все материалы и пособия, маркеры игрового пространства имеют постоянное место (т. к. дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность). Игровой и дидактический материал должны быть расположены в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.

Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом, поэтому игровые и учебные зоны не пересекаются. Групповые помещения условно подразделяются на три зоны, оборудованные различными центрами:

Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».

Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности».

Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности, в том числе и игровой. Игры с ребёнком организуются с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если с ними играют и переключают их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой. Совместные движения приносят детям много радости. Общение и процесс адаптации в процессе выполнения различных игр складывается значительно быстрее. Чтобы ребенок не перевозбуждался, необходимо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой и игровой ситуацией. Предметно-развивающая среда в группе служит интересам и потребностям детей раннего возраста и их родителям, а ее элементы - оборудование, игрушки, игры, дидактический материал - развитию ребенка. Все элементы связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Все это способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности. Организация пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как условия адаптации детей раннего возраста доказана учеными уже давно.

Мы обсудили, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка является так же среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей. В раннем возрасте интенсивно развивается центральная нервная система малышей, формируется мозг («учится» отражать окружающий мир, психика - как отражательная способность мозга. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у маленького ребенка эмоциональный отклик, а так же активизирующий слух, зрение, тактильную чувствительность, т. е. все виды восприятий. Хотя ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, однако именно в это период зарождается сюжетно-ролевая игра. Игрушки используются среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развернутые и содержательные сюжеты.

Центр «Песок-вода»

В центре «Песок-вода» дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их. Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый - холодный, сухой - мокрый, тонет - не тонет, пустой - полный и многое другое. В уголке природы подбираются растения в соответствии с возрастом детей, которые размещены на уровне роста детей. Это позволяет детям наблюдать за тем, как ухаживают за цветами взрослые. Так как развитие активной речи является основной задачей раннего возраста, то в книжном уголке подобраны предметные и сюжетные картинки, наборы сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок.

Уголок ИЗО.

Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняется. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов. Пространственная среда в группе как уже сказано раннее должны распределиться на зоны, что обеспечивает индивидуальный подход к благоприятному прохождению адаптационного периода детей раннего возраста. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Центр развивающих игр.

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор цветных палочек, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, настенное панно с геометрическими фигурами.

Театральный уголок.

Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д. ; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

Делая выводы по освещенному вопросу, хочется еще раз подчеркнуть необходимость организации пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как одного из важнейших условий адаптации детей раннего возраста. Поэтому немаловажно организовывать среду с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Так же необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей воспитанников. Для успешной организации процесса адаптации детей раннего возраста, вся работа ведется по плану воспитательно - образовательной деятельности, включающей в себя использование различных методов, приемов и форм организации детей, как в групповой комнате, спортивном зале, так и на свежем воздухе. Таким образом, деятельность специалистов ДОУ в рамках мероприятий по адаптации детей раннего возраста, является залогом успешного привыкания ребенка к новым условиям.

Публикации по теме:

«Создание условий для формирования коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста». Использование игровых упражнений и шуточных стихов для разрешения конфликтных ситуаций. Актуальность формирования коммуникативных навыков.

«Создание оптимальных условий для развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет». Тема: «Создание оптимальных условий для развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, под влиянием.

«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального.

Консультация «Создание условий, способствующих обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста» Слово есть первый признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира. К. С. Аксаков Зачем нужна развивающая.

Консультация для педагогов. Создание комфортных условий в ДОО в период адаптации детей-иностранцев Образовательная программа дошкольной образовательной организации Педагогам ДОО необходимо разрабатывать и реализовывать образовательные.

Методический семинар «Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Слайд 1. Демко Наталья Сергеевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации» Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации. Адаптация означает «приспособление». Это универсальное.

Консультация для воспитателей «Создание условий для физического развития детей раннего возраста» Физкультурная деятельность детей будет иметь чётко выраженную направленность, если: -2/3 всех движений, входящих в содержание занятия, циклического.

Создание условий в ДОУ для успешной социализации детей раннего возраста с ОВЗСоздание условий в ДОУ для успешной социализации детей раннего возраста с ОВЗ Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между.

Создание условий в группе для всестороннего развития детей в соответствии с ФГОС.Создание условий в группе для всестороннего развития детей в соответствии с ФГОС. .

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Создание условий для адаптации детей в группе раннего возраста
Опубликовано: 14 марта 2016 в 12:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет мероприятия, посвященного Дню Великой Победы, в средней группе «Бабочки».
Патриотическое воспитание в детском саду проводится с целью воспитания любви к Родине, к своему родному краю, к своему народу, а самое главное - это научить...
Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости сайта! Сегодня предлагаю вашему вниманию фотоотчет о экскурсии в библиотеку. Библиотека расположена в...
Конспект родительского собрания «Путешествие в страну «Развитие речи»
Форма проведения: игровой практикум. Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Задачи:...
Фотоотчет «Экскурсия в пожарную часть»
Стало уже доброй традицией в нашем детском саду организовывать для детей познавательные экскурсии. На этот раз воспитанники детского сада №3 подготовительной...
Фотоотчет «Посещение районного митинга, посвященного 73-годовщине Великой Победы»
Пусть не будет войны никогда, Не коснется нас больше беда! В День Победы все песни поют, В честь Победы сверкает салют! Накануне Дня Победы по...